«Для большинства людей Бог не действительность, а результат умозаключения, дедуктивный вывод, при этом Сам Бог остается незнакомым человеку. Другие не доходят даже до этого, ибо знают о Боге только понаслышке… Они не познали Бога на личном опыте. О возможности тесного общения с Ним даже не подозревают. Допуская существование Бога, они не считаются с Ним как с Личностью…
Бог есть реальность. Он реален в том абсолютном и окончательном смысле, в каком не может быть реальным ничто другое. Вся остальная реальность зависит от Него. Великая Реальность – это Бог, Творец той низшей по статусу и зависимой реальности, которая составляет тварный мир, в том числе и нас. Бог существует объективно, независимо и отдельно от любых представлений, идей, которые мы можем иметь о Нем.
Человек, поклоняющийся Богу, не творит объекта своего поклонения. Сердце его находит Бога, когда он пробуждается от духовной спячки в утро своего возрождения… Мысленный образ, фантазия, выдумка не являются предметом веры. Воображение и вера не только отличаются, но и противостоят друг другу в остром конфликте… Вера в этом смысле ничего не создает, она просто считается с тем, что уже существует в реальности…
Мир чувств и ощущений день и ночь вторгается в поле нашего сознания, и так до самой смерти. Мир это нахальный, крикливый и неуступчивый. Он не просит нашей веры; он уже здесь и, пребывая здесь, насилуя наши чувства, он требует, чтобы с ним считались как с миром реальным и единственным. Искаженные грехом наши духовные глаза не могут увидеть другой реальности, града Божьего, сияющего окрест нас. Чувственный мир правит бал. Видимое становится врагом невидимого; временное – врагом вечного. Таково проклятие, которое наследует всякий росток от Адамового трагического рода…
Если мы желаем идти за Богом, нам следует быть не от мира сего. Дети века сего превратили эти слова в объект для насмешек. Пусть так. Каждому надо избрать свой мир. Если мы, следующие за Христом, понимаем что нас окружает, и, зная что к чему, сознательно включаем Царство Божье в сферу своих интересов, то я не вижу оснований для протестов со стороны кого бы то ни было. Если мы утратим что-то, то это будет наша утрата; если приобретем – наше приобретение, и, поступая так или иначе, мы никому не вредим и ни у кого ничего не отнимаем. «Иной мир», который в наше время стал темой для издевок, есть цель, избранная нами со всей ответственностью, и объект наших самых святых устремлений…
«Мир иной» – это не мир будущий, он – мир настоящий. Он идет курсом, параллельным нашему физическому миру, и двери между этими двумя мирами открыты…
У духа есть свои глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Они могут ослабнуть от длительного бездействия, но от животворного прикосновения Христа они оживают и обретают остроту восприятия.»