Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 17 января – Бытие 48 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю).
БЫТИЕ 48-я глава
48:1-12 Иаков утверждает позицию Иосифа на уровне самого себя тем, что сыновей Иосифа, своих внуков, переводит в степень своих сыновей. Иаков принадлежит к числу патриархов, являющихся основоположниками народа израильского: часто мы встречаем в Писании выражение: Бог Авраама, Исаака и Иакова. И тут, рядом с Иаковом, на том же уровне духовного авторитета стоит Иосиф. Сыновья Иосифа — Ефрем и Манассия — отныне заняли прочное место в списке колен израилевых на все века, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете.
Иосиф хотя был сыном Иакова, но его позиция в чем-то была даже выше позиции своего отца Иакова. Авторитет Иосифа был очень высок и безоговорочен у всех египтян, начиная от фараона и жрецов и заканчивая всеми рабами Египта. После всего происшедшего и переселения в Египет его авторитет был также в смирении признан его братьями. У его отца Иакова была любовь к своему сыну от самого начала; теперь же к ней добавилось большое уважение, когда он увидел, в каких близких отношениях с Богом его отцов находится его сын и как Господь Бог сильно использует и действует через него. Иаков выделил своего сына из общего ряда своих сыновей как особенного Божьего человека.
Время от времени на земле, среди разных народов, возникают подобные, «из ряда вон выходящие» люди, приблизившихся много больше других и находящиеся в особенно близких отношениях с Богом всего сущего. Они по своей личной духовной сущности не укладываются в обычный средне-статистический порядок устроения нашего человеческого общества. Господь Бог очень рад появлению таковых людей и очень дорожит каждым из них, ставя их на особенных местах течения человеческой истории для осуществления Своих особенно благословенный планов.
Откуда берутся люди, подобные Иосифу, Моисею, Давиду, Даниилу, апостолам Петру, Иоанну и Павлу? Конечно, земной путь он очень непохож друг на друга. Но есть всё же некоторые важные общие черты: во-первых, у всех их были благочестивые, любящие Бога и преданные Богу родители. Во-вторых, с самого своего детства эти Божьи люди демонстрировали не по годам очень серьезное отношение к своей жизни, ощущая себя и живя перед Божиим лицом: богобоязненность, хранение себя от греха, вера и доверие Господу во всех ситуациях жизни, не только теоретическое, но тут же и практическое познание Господа и Его заповедей и путей, расположенность и желание слышать и повиноваться Господу, бескомпромиссность в совершаемых выборах в пользу Господа, самодисциплина, ответственность, развитие по возможному максимуму данных им способностей. С самого детства, слушая от родителей и старших рассказы о Господе, они сразу же все брали для себя очень серьезно, и не игрались в жизнь, но ответственно жили перед Господом. То, к чему многие люди приходят в течение всей своей жизни, подобно Иакову, через многие болезненные уроки, они сразу, всем своим детским сердцем берут для себя очень серьезно. Я думаю, именно об этой детской вере Иисус Христос говорил Своим ученикам.
48:13-20 Иаков благословляя, ставит младшего сына Иосифа Ефрема выше старшего Манассии. Почему он так сделал? Вспомнил свою историю и хотел повторить это в сыновьях Иосифа? Или увидел в этих детях подобную закономерность? Или получил пророческое откровение от Бога о будущей судьбе этих детей и их потомков? По крайней мере, лично мне пока не понятна мотивация этого поступка Иакова. Но факт остается фактом: Ефрем получил преимущественное благословение пред Манассией.
Каким бы ни был духовным Иосиф, но он всё равно был и во плоти, подобный нам человек, и когда Иаков так поступил, то ему стало неприятно, заболела его душа. Потому что он все предыдущее время растил Манассию как первенца, Ефрема как младшего, а тут все переворачивается с ног на голову. Потому что до сих пор лично ему не было откровения о таком будущем его сыновей. К чести Иосифа, он усмирил и победил свои человеческие чувства, принял этот факт и больше не было возврата к обсуждению этого вопроса.
Нередко в следовании за Господом на определенных этапах и уровнях совершается неожиданный повороты и даже перевороты в порядке и течение окружающего нас мира, может быть даже в устройстве которого мы принимали участие до сих пор. И вот, совершенно неожиданно, все становится как бы не на свои, на другие места. Меньший становится большим, больший становится меньшим; далекий становится близким, близкий — далеким; мудрый вдруг демонстрирует свою ограниченность, а как бы мало разумеющий начинает разуметь довольно сложные процессы; и многое тому подобное. Пути Божьи часто бывают для нас неисповедимы. В таких случаях люди, бывает, начинают отстаивать ранее существующие порядки и не принимают приходящей новой реальности. Но нам нужно понимать, что подобные изменения приходят от Господа и сопротивляться им – только «себе дороже». Иосиф демонстрирует настоящую зрелость, соглашаясь и принимая новой порядок, хотя лично ему в первый момент он был неприятен.