Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 28 января – Исход 30 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
30:1-10 Жертвенник для приношения курений.
«И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откровение 8:3-4). Курения перед Господом символизируют, то есть являются прообразом возносимых к Господу молитв. Различных молитв: и прошения, и благодарения, и поклонения, и прославления, и ходатайства, и предстояния, и общения – всех существующих разновидностей молитв. Конечно, Господу важно не физическое курение, но духовное действие – молитва к Господу, обращенная от души сотворенного Им человека.
Физический, материальный обряд имеет значение перед Богом только тогда, когда он сопровождается соответствующим духовным действием; иначе он пуст и абсолютно бесполезен. С другой стороны, если совершается само духовное действие, и при этом не совершается никакой внешний обряд, — то это угодно Господу и принимается Им. Ибо внешние обряды призваны только помочь нам лучше понять то, чего хочет от нас Господь, и научить нас исполнять соответствующую Его волю. В настоящее время в различных христианских конфессиях и деноминациях существует множество различных форм богослужения, обрядов и традиций: одни – очень пышные, другие – незамысловатые и простые; в одних церквях очень большое количество внешних форм, в других минимализм; в одних внешний обряд насчитывает сотни и даже тысячи лет истории, в других – максимально адаптированный к современной человеческой культуре. Но суть не в этом: важно, чтобы в любой церкви поклоняющиеся Господу люди знали смысл и содержание совершаемых обрядов и традиций, и, когда становятся соучастниками богослужения, чтобы они наполняли соответствующим внутренним духовным смыслом свое участие в поклонении Господу Богу и богослужении, ибо только тогда эти действия перед Божиим лицом могут принести людям какую-то пользу и благодать от Господа.
В этом случае, на жертвеннике для приношения курений, должны были приносится только благовонные курения. Господь дает повеление: «не приносите на нем никакого другого курения» (30:9). То есть, здесь идет речь об одной из разновидностей молитв, которые могут возносится в этом случае, молитвы, которые имеют содержание, подобное благовонному курению.
Что такое благовонное курение? Возьмем самый простой жизненный пример: если мы идем к большому начальнику на земле, то какие слова от нас будут самыми приятными ему? Опять просьба о чем-то? Или жалоба на кого-то или что-то? Или же – благодарность, просто поклонение и превозношение Его Самого и Его дел?? Конечно, последнее. И здесь вопрос каждому верующему и молящемуся Богу человеку: умеете ли вы в своих молитвах поклонятся Господу, возносить благодарения без просьб, славить Его, объединяясь в духе с хвалой небес??! Говоря языком Ветхого Завета и данного Моисею Закона: умеете ли вы приходить пред Божие лицо с благовонным курением? И делаете ли вы это? Он – Бог богов и Царь царей, и Он достоин от нас этого.
Каждое утро и каждый вечер должно было приносится перед Господом это благовонное курение, два раза в сутки. Это указание для нас о том, как жить поистине благоугодной перед Его лицом жизнью: каждое утро и каждый вечер иметь личное молитвенное время, во время которого мы будем только то и делать, что поклоняться Господу, славить Его, благодарить от всего сердца. Будет ли это вообще отдельная молитва, или же это будет одна часть нашей молитвы перед Господом (как пишет апостол: «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Колоссянам 4:2), – это не так важно как это мы будем делать, важно, чтобы это было в нашей жизни.
Также я вижу здесь указание для формирования богослужебной жизни в каждой поместной церкви. Было бы правильно перед Господом и это было бы лучшее духовное устройство богослужебной практики, если бы в каждой поместной церкви, особенно в тех, которые имеют свои здания, каждое утро и каждый вечер совершалось служение поклонения Господу, во все дни существования церкви на земле. Будет ли это поклонение объединено или включено в какое-то другое регулярное богослужение, — это возможно, но тогда хорошо, чтобы оно было совершено отдельной частью в нем. Если же нет в это время запланированных богослужений в церкви, то было бы хорошо, чтобы это возношение благовонного курения все же совершалось каждое утро и каждый вечер пусть даже одним человеком, предстоящим в церкви перед Господом, от лица всего народа Божьего, входящего в число членов этой поместной церкви. В этом случае права традиция богослужебной практики православной и других церквей, имеющих каждодневные богослужения утром и вечером.
Жертвенник для благовонных курений должен быть равно как в церкви – доме Божием, так и в жизни и сердце каждого верующего человека, ибо каждый из истинно верующих является храмом живущего в нем Святого Духа. И приношения благовонных курений на этом жертвеннике – молитвы поклонения, прославления и благодарения – должны совершаться регулярно, утром и вечером, во все дни нашего земного бытия. Вот откуда происходят духовные корни традиции личной и семейной молитвы утром и вечером каждого дня.