Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 15 апреля – 3-я Царств 8 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
8:1-66 Вся глава посвящена описанию торжественного и праздничного открытия и посвящения построенного Храма Господу.
Строительство храма было завершено. Часто храм называют Соломоновым. Но на самом дела он гораздо больше Давидов, чем Соломонов. Эта идея, желание и видение пришло на сердце Давиду. Давид принял решение о строительстве храма, которое исполнил Соломон. Давид подготовил все основные чертежи для храма и передал Соломону. Все основные ресурсы для строительства также были заготовлены Давидом, многое из них было его военными трофеями и добычей, и все, приготовленное им для Господа он передал сыну Соломону. Друг Давида во время всего его царствования – Хирам, царь Тирский – стал основным помощником Соломону из окружающих народов в построении храма. Давид определил основной порядок служений в храме Божием пред лицом Божиим. Давид написал много псалмов, которые воспевались в храме пред лицом Божиим. Наконец, Давид оставил своему сыну Соломону конкретное завещание: построить Храм. Тем самым, строительство храма было предопределено и предрешено. Соломон фактически явился только талантливым и способным исполнителем этого замысла.
В вечности, когда все люди предстанут перед Господом для получения воздаяния по итогам жизни, каждый получит от Господа соответственно тому, что делал, живя в теле. Никто из людей не потеряет своего вечного воздаяния, равно как никто не сможет воспользоваться нереальными приписками, как это часто бывает на земле. Думаю, что награда Давида за построение Дома Божьего превысит награду Соломона, хотя кто-то, смотря поверхностно, скажет: да он же не положил ни одного камня в его стены!…
8:1-3 Созвал Соломон старейшин, начальников колен, глав поколений. Есть мероприятия, осуществляемые в обществе, в том числе в церковной жизни, в которых призваны участвовать все лидеры. В этом один из законов общественного устройства, действующий как в церковной, так и в общественной жизни. В этом заключается одна из обязанностей лидеров, если они взяли на себя служение и обязанности лидерства в какой-то определенной организационной структуре.
Обычно лучше этот принцип исполняется в более строгих организационных структурах, и больше страдают неисполнением этого принципа свободные и гибкие организационные структуры.
Почему это важно? При исполнении этого принципа в соответствующих мероприятиях происходит немало важных процессов: это декларирование организационного и духовного единства всех собравшихся, что важно как на человеческом уровне, так и для мира духов; это свидетельство со стороны каждого участника такого мероприятия о том, что ему лично очень важно быть частью целого, в котором он принимает участие; в такие моменты происходит согласование в духе и объединение в духе, согласование в продолжающимся формировании ценностей, принципов, видения и целей; происходит укрепление и разрастание всяких взаимно скрепляющих связей; и многое другое.
Этот процесс можно сравнить с настройкой струн в инструменте, например фортепиано, когда каждая из них звучит не просто по своему оригинально, но настроена в соответствии с личными способностями и своим местом в общей системе инструмента. Струна, которую нельзя настроить под данный инструмент, непригодна для использования в нем, и из него удаляется.
Есть выражение: «порядок бьёт класс», что означает в нашем случае: если есть два лидера, один более способный по своим личным качествам, а другой менее способный, но более приверженный гармоничному взаимодействию с другими членами Тела Христа и исполнению своих лидерских обязанностей, то, для достижения общего успеха и принесения больших плодов, предпочтительнее второй перед первым.
8:10-12 Облако наполнило Дом Господень. Это облако являло собой физически присутствие Божие.
То же самое произошло при завершении строительства скинии; см. Исход 40-я глава.
Как важно для нас, когда мы участвуем в созидании какого-то дела Божия на земле, чтобы в завершении, когда мы закончим все духовные строительные работы, Господь принял сделанную нами работу и засвидетельствовал об этом сошествием облака Своего Святого Духа, исполнил и наполнил Своим присутствием, славой и силой.
Израильтяне и Соломон ничего не делали и ничего не могли сделать чего-то специального для того, чтобы призвать или свести это облако на построенный храм. Единственное, что должны были сделать, и сделать это раньше: во время процесса строительства все сделать в соответствии с требованиями Господа Бога. И все. Далее дело за Господом – принять и утвердить «приемку объекта», прийти и наполнить облаком Своего присутствия.
Как часто мы слишком поздно начинаем думать о том, что нужно нам делать для того, чтобы призвать наполнение Святого Духа на сделанное нами дело. Когда планируем, делаем и строим, мы делаем в соответствии со своими понятиями, желаниями и рассуждениями, не удосужившись вопросить Господа и узнать Его волю, то есть, делаем по своей воле. А потом чего только не делаем, как только ни ухищряемся, чтобы призвать облако Его присутствия!… Каждый из таковых исполнителей делает это по-своему, в своем стиле: одни делают громкое и эмоциональное и длинное прославление; другие акцентируют на профессионализме; для третьих предпочтительней классика; четвертые призовут самых известных и влиятельных людей в христианском и светском обществе; пятые сделают акцент на организованности и пышности и богатстве; и другое тому подобное. Но Господа это все само по себе не впечатляет и не убеждает. Потому, бывает, что христиане безуспешно призывают Господа, подобно как в истории пророка Илии служители Ваала на Кармиле целый день безуспешно призывали своего бога; конечно, те призывали ложного бога, а христиане – истинного Бога, но результат бывает одинаковый: безуспешно, безответно. Нужно было от самого начала и в продолжении совершаемого дела служения искать Господа и волю Его, и тогда бы при завершении Он Сам бы пришел в облаке Своего присутствия, и освятил бы, и засвидетельствовал бы. Послушание, то есть исполнение воли Божьей, больше жертвоприношения, то есть поклонения и прославления и т.п.
8:23-53 В своей довольно длинной и обширной молитве Соломон очень много говорит об основном предназначение Храма: это – место молитвы, исповедания грехов и покаяния, очищения и освящения, там, где всякий желающий и жаждущий может установить и поправить свои отношения с Господом Богом всего сущего. Если же Храм теряет эту свою основную и важнейшую функцию, то он превращается в простое здание, пусть даже очень богатое по внешнему и внутреннему оформлению, в простой архитектурный памятник. Именно потому Христос говорил современникам: «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников» (Марка 11:17); «Оставляется вам дом ваш пуст» (Луки 13:35). Сначала уходит исполнение истинного предназначения, приходит духовная пустота, а потом, как следствие, пустеют скамейки и помещение, становятся безлюдными собрания (может быть, за исключением религиозно-народных праздников один-два раза в год), и воцаряется «мерзость запустения».