Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 15 апреля – 3-я Царств 9 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
9:1-9 Господь Сам, по Своей инициативе, является Соломону во второй раз, подобно тому, как Он явился ему в самом начале царствования в Гаваоне. О чем говорил на этот раз Господь Соломону?
Бог старался привить Соломону, с вместе с ним и всему народу Божию, правильный взгляд на построенный храм и их личные взаимоотношения с Всевышним. Храм, который в числе других внешних материальных вещей и обрядов олицетворял внешнюю сторону религиозной жизни, не должен был собой затмить или заслонить реальные отношения с живым Богом. Мы, люди, очень склонны из благословений Божиих, особенно из больших и очень ярких благословений, сделать себе идолов, которые заменяют в нашей жизни Того, Кто их дал; дары заменяют Даятеля их. Потому Господь предупреждает: не надейтесь на храм, на его великолепие и богатство, на прекрасное устройство и профессионализм во всем. Как позже Господь говорил через пророка: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на этом месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»
(Иеремия 7:3,4). Главным остается послушание Господу, соблюдение Его заповедей, поклонение и служение только Ему одному. Никакие храмы и святые места и различные материальные атрибуты, никакие обряды и внешняя сторона выражения служения Богу, – никогда не могут заменить личных отношений с Господом и не могут гарантировать Его благосклонность к нам. Если мы своими поступками и жизнью разрушим отношения с Ним и сильно огорчим Его Святой Дух, то, как Он пришел в храм в облаке Своего присутствия и Своей славы, также может покинуть и уйти обратно (см. Иезекииля 9:3; 11:23); как Он благословил, так в результате нашего отступления от Него может проклясть; как Он благословлял строить, так может вынести определение о разрушении ранее благословленного Им строительства. Другими словами: главное не религия и формы богослужения, не пережитые ранее в прошлой истории благословения Божьи, даже не догматика, а правильные и угодные Ему отношения с Ним и хождение пред Ним.
Два основных предупреждения слышаться в Божьих словах. Первое – о послушании Ему и исполнении Его заповедей. Ранее, обращаясь к первому царю Саулу, пророк Самуил сказал очень сильные слова: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание голосу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1-я Царств 15:22-23). Послушное Богу сердце – обязательно смиренное и сокрушенное в своих личных желаниях и амбициях. Но не менее важно и второе предупреждение: идолопоклонство. Господь – Бог ревнитель, то есть, Он сильно и остро ревнует, когда Его дети заводят у себя идолов и поклоняются им. Он не терпит других богов рядом с Собой в наших сердцах. Ведь в большинстве случаев, дети Божии, принимая идолопоклонство, при этом не отрекаются от живого Бога: они пытаются совместить в своей жизни поклонение живому Богу, которого признают на словах главным, и в то же время практикуют в той или другой форме поклонение полюбившимся идолам: богатству, славе человеческой, карьере, образованию, удовольствиям, вещам и предметам, моде, известным людям, семье, дому, самому себе и даже служению Богу. Всякий раз, когда мы влюбляемся в благословение Божье, мы превращаем его в идола. И не спасет нас и не поможет нам пышное, профессиональное и догматически правильное богослужение, если в сердцах поклоняющихся Богу присутствуют идолы. «Дети! Храните себя от идолов» (1-е Иоанна 5:21).
9:10-28 Царь Соломон был великим строителем: храм, свой царский дом, новые города, города для запасов, города для колесниц, города для конницы, от столицы Иерусалима до Ливанских гор включительно, по всей земле, организация государственного управления и экономики, формирование внутренней и внешней политики (во внешней политике он женился на дочерях окружающих царей с тем, чтобы потом их отцы-цари не нападали на царство, где царицами их дочери), и многое другое. Но этим он поступал вопреки Божьим словам, которые Господь сказал через Моисея: «Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем этим»; и чтобы не умножал себе жен, чтобы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Второзаконие 17:16,17). Против всех этих слов согрешил Соломон, разве только не вернул народ в Египет, хотя и здесь – одной из главных жен у него была дочь фараона, царя Египетского. Исповедание всего этого образа своей жизни он записал в книге Екклесиаста, где он пишет, что испытавши все, он пришел к однозначному выводу, что все – суета и томление духа и нет в этом никакой пользы под солнцем. Сущность же всего, основа для бытия человека на земле, он обозначил очень коротко, в двух последних стихах: «Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета!… Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екклесиаст 12:13,14).
Но что бы ни говорил и писал Соломон, почти каждый живущий на земле человек хочет лично сам попробовать и испытать для себя: в чем же смысл человеческой жизни, — и многие, подобно Соломону, в конце своих дней приходят к осознанию тщетности и суетности обычной человеческой жизни; одна только проблема: жизнь то уже прошла, и времени, прожитого неправильно и напрасно, уже никак не вернуть…
Каковы цели смысл твоей жизни на земле, дорогой друг?!