Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 13 мая – 2-я ПАРАЛИПОМЕНОН 9, 10, 11 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
9:1-31 Два главных акцента в этой главе при описании царствования Соломона: мудрость и богатство.
Мудрость – это то, о чем просил он у Господа в самом начале своего царствования, этим угодил Господу, и получил от Всевышнего как дар величайшую мудрость во всех вопросах и делах.
Многие цари приходили послушать мудрость Соломона, но особенно упомянута царица Савская. Похоже, она сама была очень мудрая, и своей мудростью известна в то время в окружающих землях, так что Соломон принял ее с почетом и позволил испытывать себя вопросами и загадками. В заключение, приведены замечательные слова царицы Савской: «По любви Бога твоего к Израилю, чтоб утвердить его на веки, Он поставил тебя царем над ним – творить суд и правду» (9:8). Именно такой акцент: не рассуждать и суде и правде, а делать и поступать по суду и правде.
Здесь у Соломона то и была проблема: при безупречной теоретической мудрости и него были проблемы с воплощением ее в своей жизни. Говоря о том, что началом истинной мудрости является страх Господень, в то же время он строит жертвенники богам своих многочисленных жен, а потом даже и сам на них приносит жертвы этим богам. Теория и практика, знание и познание, дар и духовная зрелость. Наличие самых больших даров еще совершенно не гарантируют жизнь на высоком уровне духовной зрелости у обладающих ими.
Богатство Соломон получил как дополнительное благословение от Господа за то, что очень правильно увидел и понял свою главную нужду на царском месте. Но у Соломона, учитывая еще и его огромную мудрость, в этом вопросе получился какой-то «беспредел». Богатство для него стало одним из его наркотиков, наряду с женщинами-женами, и он никак не мог остановиться во все большем его приобретении.
Отец Соломона, царь Давид, также собрал немалое богатство; но практически все он посвятил на строительство Дома Божьего. Эта мечта и видение давали Давиду высшую и оправданную перед Господом цель – для чего ему нужны были все его накопления. А зачем нужны были огромные богатства Соломону? Обкладывать свой трон золотом? Менять всю посуду на золотую? Обкладывать свой дом золотом? Делать золотые щиты для воинов, которые совершенно не пригодны для настоящих сражений? Зачем ему нужно было столько золота??? Купить и принять в подарки тысячи очень дорогих лошадей и потом их содержать? Суета-сует и томление духа, — как он сам и назвал все это в заключение своей жизни…
И очень символически звучит сумма основного денежного ежегодного дохода Соломона: шестьсот шестьдесят шест талантов золота! Я верю и понимаю, что это – совершенно не случайно. Именно эта цифра называется апостолом Иоанном как число зверя или антихриста, в котором поселиться сатана, и который будет править на земле вторые три с половиной года Великой Скорби. То есть, главной идейной платформой или идеологией антихриста будет: экономическое благополучие и процветание. Не религия, не политика, а именно экономика. Наш мир сильно движется в этом направлении.
10:1-19 Разделение единого Израильского государства на два: Северное – Израильское и Южное – Иудейское.
С одной стороны, Ровоам сын Соломона, был обречен на то, чтобы во время его царствования произошло это разделение. Решение Господом Богом об этом уже было вынесено, в форме приговора с отсрочкой по исполнению. И было это за то, что Соломон уклонился в идолопоклонство, после того, как построил такой замечательный Дом Божий! Как говорится: не начало спасает, а конец.
С другой стороны, Ровоам по своим личным качествам очень соответствовал и способствовал осуществлению такого Божьего суда: в решающий момент он избрал себе в советники своих друзей и не послушался совета старцев. С мудростью у Ровоама была явная проблема.
Во многих случаях, нужно чтобы сошлось первое и второе, Божье решение и человеческое соответствие, чтобы произошло исполнение сказанного слова. Например, очень ясно это видно в истории Южного Иудейского царства: Господь Бог принимал решение о наказании Иудейского царства и предании его врагам-завоевателям, но каждый последующий благочестивый царь откладывал это Божье решение еще на некоторое время, пока не пришло время царей-отступников от Господа.
11:1-23 К чести Ровоама, он послушался слов пророка и человека Божия Самея и отменил уже организованную войну с Северным Израильским царством, с целью объединения разделенного царства. Господь подчеркивает через пророка: НЕ ВОЮЙТЕ С БРАТЬЯМИ! Если вы так повели себя, что произошло разделение, то теперь смиритесь и принимайте новое положение вещей как должное. При всех негативных личных качествах, Ровоам смог смириться и принять слово от Господа.
В это время Ровоам занялся тем, чем он должен был заниматься: не воевать с братьями, но укреплять оставшееся под его управлением царство. И самое главное – он первых три года после этой катастрофы чтил Господа и ходил путями Его, исполняя Божьи заповеди. Это привело к тому, что многие люди из Северного Израильского царства, когда увидели его верность Господу, эмигрировали в Иудею, и в первую очередь священники и левиты, служители Господни. Опомнившись и смирившись перед Господом, Ровоам стал поступать разумно.
Но, к большому сожалению, не надолго хватило Ровоама, чтобы сохранять правильные отношения с Господом, потому Господь Бог наказал его и Иуду через царя Египетского.
Самое же главное – в заключение, когда подводится общий итог царствованию Ровоама, Богодухновенный писатель говорит: «делал он зло, и не расположил своего сердца к тому, чтобы взыскать Господа». Были у Ровоама правильные и хорошие решения и реакции, но в целом сердце его оставалось чужим для Господа, и это – очень плохо…