Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 14 мая – 2-я ПАРАЛИПОМЕНОН 13, 14, 15 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
13:2 Очень часто были и довольно много времени ушло на войны между Северным Израильским и Южным Иудейским царствами. Инициатором в разные периоды были разные стороны. Это была война между братьями. Господь от начала, еще в самом первом случае, Ровоаму, сказал, что это Ему неугодно, и не должны они такого допускать. Но кто Господа слушался?! Временами, отчасти, кое-кто… В заключение описания царствования Ровоама (12:15) Дух Святой через автора отмечает: хоть и послушался в первый раз Ровоам Божьего Слова через пророка Самея и не пошел тогда воевать с братьями, но… разного масштаба, напряженности, формы и вида войны были у них во все дни царствования. Поведение отца Ровоама продолжил сын Авия.
Подобное снова и снова случается в разных сферах человеческой жизни: между народами и государствами, между семьями и отдельными людьми, даже в рамках одной семьи, и что всего хуже – между конфессиями, деноминациями и церквями, а ведь мы – братья в Нем!
В последнее время подобные действия особенно активизируются и умножаются: «Восстанет народ на народ, и царство на царство… Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Луки 21:10; Марка 13:12).
13:3-20 Но если в таком междубратском конфликте одна сторона и расположена к миру, то это не значит, что можно избежать войны, если вторая сторона настроена решительно воевать. Как пишет апостол Павел: «ЕСЛИ ВОЗМОЖНО С ВАШЕЙ СТОРОНЫ, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18). В описываемом нам случае война все же случилась.
Залогом победы для иудеев были взаимоотношения с Господом Богом и упование на Него. Это не значило, что они были безупречны в исполнении заповедей Божиих, что у них было глубокое Богопознание, что их народ был способен на особенные подвиги веры, — нет, к сожалению, ничего подобного не было. Но были в этот момент установленные взаимоотношения с Господом, совершалось регулярное поклонение Ему и присутствовала упование/надежда на Него. И этого было достаточно для того, чтобы Господь помог им.
Чтобы действовал Господь в нашей жизни, чтобы помогал нам и защищал нас, с нашей стороны Он ожидает не какой-то максимум, но некоторый необходимый минимум, который позволит Его благодати и силе излиться на нас.
14:1-15 Воцарился Аса, сын Авии, и делал доброе и угодное перед лицом Господа. Как прекрасно получить такую оценку от Господа! А ведь каждый из верующих получит оценку своей жизни перед Судилищем Христовым, причем, гораздо более обширную и исчерпывающую за всю свою жизнь, подобно тому, как здесь описываются жизни и поступки царей Израилевых и Иудейских. «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2-е Коринфянам 5:10). В этой перспективе – совершенно не важно какой наш авторитет у людей, но безгранично важно, какое мнение у Господа о нас.
Бог дал Асе в первые десять лет мир и покой в царстве, и Аса очень правильно использовал это время, произведя духовное очищение среди своего народа. Оказывается, в наследство после отца он получил такую обстановку, когда среди народа были жертвенники другим богам, священные высоты и статуи, священные дерева и рощи, высоты и статуи, посвященные солнцу. Его отец, хотя и поклонялся Господу и совершал богослужения в храме, но в то же время допускал все это, смотрел на такое «сквозь пальцы». Аса решил прекратить практику, которую пророк Илия называл: «хромать на оба колена», и сам всем сердцем обратился к Господу, и все сделал, чтобы подобное произошло и у всего его народа.
Опять война и двойное превосходство сил противника, как это было у его отца Авии; только тогда это была война с братьями, а сейчас «правильная» война – с настоящими врагами народа Божьего. Перед сражением Аса повторяет слова, которые говорил в свое время Ионафан, сын Саула, выступая вдвоем со своим оруженосцем против филистимлян. Не думаю, что в этот момент он буквально вспомнил ту ситуацию и решил повторить те знаменитые слова: это было выражением его личного духовного состояния и свидетельством надежды и упования на Господа, которые были подобны упованию Ионафана, а потому выразились в очень похожих словах исповедания: «Господи! Не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному?!»
15:2 Очень сильные, конкретные и много проясняющие слова, сказанные Господом через пророка Азарию: «ГОСПОДЬ С ВАМИ, КОГДА ВЫ С НИМ; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас». В человеческой истории многие приписывали себе, что Господь – именно с ними. У немецких солдатов во время Второй Мировой войны была надпись на пряжках: «Бог с нами». Но эти слова не смогли сохранить их от сокрушительного поражения в итоге. Евреи говорили приблизительно так: только у нас истинная религия, данная нам самим Богом, только у нас скиния и храм, построенные для истинного Бога, в которых совершалось Ему богослужения; потому, Бог – с нами. Но Господь говорил через пророка: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте этом, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы» (Иеремия 7:4-8). Нет священного артефакта, нет религиозного обряда или формы, которые смогли бы заставить Господа быть с нами и помогать нам не взирая ни на что, не обращая внимания на наши сердце и жизнь.
15:12 Обновление завета с Господом. Это нужно делать каждому следующему поколению людей, лично. Правильная и благословенная вера отцов – это хорошо, но не достаточно. Для установления благословенных отношений со Всевышним каждому человеку нужна личная вера и личное посвящение или обещание Ему, что называется заветом с Богом. Именно так, среди других синонимов, называют в славянских евангельских церквях крещение по вере, и это – абсолютно справедливо. Но, бывает, обновление отношений и завета с Господом нужно еще кроме крещения по вере, в другое время жизни, например, после духовного охлаждения или падения, или как результат следующей ступени в духовном возрастании и приближении к Богу. Есть обновление завета с Господом для отдельного человека, и есть – для сообщества людей: церкви, группы церквей или народа, как это было в этом случае.