Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 20 мая – 2-я ПАРАЛИПОМЕНОН 35, 36 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
35:1-19 Царь Иосия совершает праздник Пасхи, один из праздников, которые Господь повелел праздновать в законе, данном через Моисея.
Удивительно, но праздники, предписанные в законе Моисеевом, не соблюдались евреями как должно: со времен пророка и судьи Израиля Самуила не был совершаем на таком уровне праздник Пасхи! Праздники Господни – это радость о Господе и в Господе, это благодарность Всевышнему за дарованную особенную благодать, это поклонение и прославление Владыки и Господа за совершенные Им для нас благодеяния, это возвещение о нашем добром Господе окружающим людям. Правильно и хорошо праздновать праздники Господни.
Фактически, на время правления Иосии, на тридцать один год, были отложены Богом суды и наказания для народа Южного Иудейского царства, своеобразная отсрочка в исполнении приговора. Но общие грехи и беззакония царства и народа все же требовали эквивалентного возмещения, в том числе и земля, на которой они жили, требовала возмещения своих суббот – семидесяти субботних годов в соответствии с семилетним циклом для земли. И все ожидало момента – дополнения чаши и устранения препятствий, чтобы определенное Господом могло совершиться. Личная позиция и дела Иосии продлили время милости и долготерпения Господа, потому что «изверг Иосия все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем, находившимся в земле Израилевой служить Господу Богу своему. И во все дни жизни его они не отступали от Господа Бога отцов своих» (2-я Паралипоменон 34:33).
Подобное перед лицом наказания от Господа советовал Даниил Навуходоносору, царю Вавилонскому: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Даниила 4:24). О подобном говорили Авраам с Господом перед истреблением Содома: «И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место это» (Бытие 18:23-33). Праведность и праведники, доброта и милосердие, суд и справедливость – вот что приносит мир и безопасность земле, народу и царству. Ни армия, ни оружие, ни политика, ни экономическое могущество, ни что либо другое, — ибо ничто не может спасти людей от наказания Божьего, когда Он вынес решение о его совершении. Только покаяние и обращение, подобное тому, как это было в Ниневии после проповеди пророка Ионы. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:5-10).
35:20-27 Очень нелогичным выглядит завершение царства Иосии: он погиб от руки врагов. Праведный и Богоугодный человек – от рук язычников и идолопоклонников. Почему?
Причина в том, что он ввязался не в свое дело, не в свою войну. Иосии недоставало Боговедения, глубины познания Господа и его путей, чтобы понять, что тот момент – был не тем случаем, когда он должен был героически противостоять врагам. Автор, движимый Духом Святым, отмечает: «не послушал слов Нехао от лица Божьего». Почему? Может быть он не мог себе допустить мысль о том, чтобы Бог говорил через языческого египетского царя. Может быть он не мог представить себе, чтобы его Бог посылал фараона воевать в Месопотамию. Он рисовал себе картину, что уподобляется Давиду и прочим Богоугодным царям, которые побеждали силою Божьей превосходящие армии врагов. Но не понимал и не учел одного и самого важного в этом случае: это была не его война. И ввязавшись в нее, он погиб, несмотря на все свое благочестие и хорошие отношения с Господом. Важный урок для всех нас: не во всякое дело, происходящее рядом с нами, нам нужно вмешиваться и принимать в нем участие.
36:1-23 В этой главе дается короткое, но емкое по духовной характеристике описание завершающего периода Южного Иудейского царства, который завершился тремя войнами и поражениями, по силе и разрушительности все более нарастающими.
Это говорит о том, что даже совершая наказание, Господь думает о милости. Если бы люди на первом или втором этапе наказания Божьего, после первой или второй проигранной войны, остановились на своих путях, осознали истинные причины своих проблем, покаялись бы перед Господом и исправили свою жизнь, начав жить по Божиим повелениям, то Господь бы не навел следующие, более тяжелые, сильные и страшные наказания. Но они не вразумлялись и продолжали «гнуть свою линию», «затыкая рот» Божиим посланникам – пророкам Божиим, обвиняя тех в государственной измене. И потому пережили все три все более и более усиливающиеся этапа наказания и поражения от Господа.
Не враги были виноваты в их бедах; враги были только инструментом в руках Божиих. Проблема была в них самих, но они этого не хотели понять и принять. «Седекия одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме, и делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Он не смирился… сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву. Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. И Он навел на них царя Халдейского, — и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его. И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, все принес он в Вавилон. И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все дома его сожгли огнем, и все драгоценности его разграбили». Вот истинная причина и картина бедствий, приходящих на народ и государство. «Зачем сетует (жалуется, ропщет, обвиняет что-то или кого-то) человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои» (Плач Иеремии 3:39).