Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 27 июля – Песни Песней (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
Говорят исследователи Библии, что Лютер, когда переводил Писание на немецкий язык, в начале 16-го века, не хотел эту книгу включать в канон из-за ее содержания. Его можно понять: на тот момент он был монахом…
Это самая романтическая книга Библии. Можно даже сказать: несколько даже интимная, с ограниченным описанием подобных сцен.
Грех ли это вообще? Есть такое понимание у некоторых христиан, что секс и интим – это грех. Они думают, что слова Давида: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Псалом 50:7), — относится именно к сексу и интиму. Но я думаю, что это – совершенно не так! Во-первых, сам секс, возможности и способность для этого, сотворил и дал нам Сам Господь Бог. Именно Он сотворил мужчину и женщину друг для друга. Господь Бог грех не творил! Потому, однозначно, секс и интим – не грех, а одно из благословений и радостей, дарованных людям Господом Богом. Во-вторых, слова Давида говорят о наследственной греховности, духовной наследственности, непослушании и бунте против Господа, которые всем людям передаются по наследству от Адама и Евы, после их грехопадения. Кстати, оно не было связано с интимом, — читайте Библию, Бытие 3-я глава. Потому, в-третьих, грех в этой сфере – не сам секс, а как во многих других сферах, — неправильное, не по заповедям Божиим, — не по Инструкции, — пользование тем, что дал нам Бог.
Любовь, интим и секс – одна из самых сокровенных и замечательных сфер нашей жизни. Любовь между мужчиной и женщиной – одно из самых ярких выражений и реализаций дарованной нам Богом способности любить. Есть много и других сфер, где мы можем любить: детей, родителей, друзей, церковь, страну, все человечество и многое другое; но эта сфера – самая яркая и, наверное, самая глубокая.
И вот на этом примере нам дается пророческое и аллегорическое описание взаимоотношений между человеком и Богом, нашим Творцом и Спасителем. В Старом Завете, говоря через пророков, Господь для этого часто использовал сравнение: Он – муж, Его народ – жена. В Новом Завете чаще используется другая аллегория: Он – жених, народ Его – невеста. В принципе, справедливо одно и другое. Нет такого материального образа на земле, в котором – одном – можно описать всю богатую многосторонность таких объемных и глубоких духовных истин. Потому в Писании Святой Дух Божий, чтобы лучше объяснить нам, в одних случаях берет для иллюстрации одни образы, в других случаях – другие.
Итак, в Песни Песней, для описания взаимоотношений Господа Бога с человеком, взят прообраз взаимоотношений семейной пары, от самого начала их отношений и в последующем течении их развития и становления. Как и в подавляющем числе обычных семейных взаимоотношений у людей, — им прошлось пройти через всякое-разное…
Как всегда, всего лишь несколько замечаний…
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ 1-я глава
1:3 «Царь ввел меня в чертоги свои». Именно так и происходит: инициатива для нашего спасения и усыновления происходит от Господа. Он – и Творец наш, и Спаситель наш, и Господь наш. Если бы Он не дал нам возможности для рождения свыше и усыновления – разве мы могли бы к этому прийти сами?!! Если бы Он не сделал бы необходимого для этого – разве мы могли бы спастись и стать Его детьми?!! Возблагодарим и прославим Его, во-первых, за принципиальную возможность этой благодати – неизреченного дара Его!!! И если имеешь – дорожи этим больше всего на земле!
1:1-16 Как Господь любуется и восторгается нами, теми, кого Он сотворил и возлюбил! Как Он радуется индивидуальностью каждого из нас! Он видит оригинальные, бесподобные, потенциально сильные стороны личности каждого из нас.
Когда Он нашел нас и пришел к нам – мы в то время «своего виноградника не стерегли». «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу». «Другие господствовали над нами». Родившись и находясь в рабстве от самого своего прихода в этот мир, мы и не знали, что такое истинная свобода и истинная любовь. Но Он возлюбил нас – слава и благодарение Ему!!!
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ 2-я глава
2:4 «Он ввел меня в дом пира» — разве не такой является жизнь того, кто принял Его любовь всем своим сердцем?! Послушайте и внемлите словам Давида в 22-м псалме: «Господь – пастырь мой…». Асаф в 72-м псалме: «Кто мне на небе? С Тобою ничего не хочу на земле…». И другие свидетельства тех, кто принял, окунулся и погрузился безоглядно в Его любовь…
Если у тебя не так – значит ты не принял всем сердцем и не погрузился всем существом своим в Его любовь; оттого и страдания твои…
2:15 «Ловите лисенят, которые портят виноградники» — означает отрекаться не только от больших грехов, но и от маленьких грешков, которые имеют свойство вырастать со временем в большие грехи и проблемы.
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ 3-я глава
3:4 «Как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, пока не привела его в дом». Господь, строя отношения с нами, часто подаёт вид, что как бы «хочет идти далее», пройти как бы мимо нас. Но это не так! Просто Он ведет Себя как истинный джентльмен, оставляя за нами полную свободу выбора. А учитывая еще нашу греховность, своеволие и долги перед Ним, — бывает, нужно как Иаков схватиться за Него в молитве и просьбе, и не отпускать, пока ни придет и ни благословит.
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ 4-я глава
4:1-16 Говорят, и вполне справедливо, что женщины любят ушами, то есть, любят слышать признания в любви, и это приводит их в состояние восторга, предшествующее самой высшей реализации этих отношений – оргазму. В отношениях с Господом Богом – то же самое. Но здесь вопрос в другом: Он говорит нам очень много о Своей любви, разнообразно и разносторонне. НО: люди, которых Он возлюбил, не знают толком Его языка, не умеют слышать Его голос, не умеют читать Его письма, оставленные нам в Писании. Как же ты хочешь, не научившись всему этому, пережить всю сладость отношений с Ним?!
Говорят, и вполне справедливо, что мужчины любят глазами, и женщины, подсознательно и сознательно чувствуя это, соответственно украшают и подают себя мужчинам. Но также делает и Господь Бог: Он показывает нам многоразлично и многообразно Свою красоту в Своих делах на земле и в человеческой жизни. НО: множество людей просто духовно слепы, не видят Господа и Его дел, а потому не восторгаются Им, не наслаждаются отношениями с Ним, не испытывают состояние высшей сладости от Его прикосновений и очень близкого, непосредственного присутствия рядом с нами. А Он Себя предлагает нам…
Дело – не в Нем; дело в нас… Просто, Он часто переживает безответную, неразделенную любовь с нашей стороны… Он возлюбил нас, а мы любим кого-то или что-то другое…
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ 5-я глава
5:1-16 Молодые люди, когда женятся, как правило очень эгоистичны в своей любви. Ибо все женятся, имея в виду свое личное счастье. Разве это не эгоизм? Но мы должны понимать: есть разрешенный Богом эгоизм; во второй половине «заповеди всех заповедей» говорится: возлюби ближнего, как самого себя. То есть, любовь к себе — не отрицается и не требуется отречения от нее. Цель – чтобы любовь к ближнему достигла уровня любви к самому себе. Так и должно быть в семье, в отношениях между мужем и женой. Конечно, это много зависит от личной духовной зрелости и роста вступающих в брак. Но все равно – и самым зрелым здесь придется учится. Так все устроено Господом Богом.
Повествование этой главы развивается в контексте усвоения этого урока: переход от самолюбия к любви, от получения – к отдаче. Как правило, эти уроки даются очень непросто.
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ 6-я глава
6:3 Главный вывод усвоенного урока – в 3-м стихе. Но его нужно обязательно читать вместе с 2:16. Сравните эти внешне вроде бы одинаковые стихи.
2:16: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями».
6:3: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне; он пасет между лилиями».
В материальной математике – от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
В духовной математике – ох как меняется, с ног на голову переворачивается, и наоборот!
Кто кому принадлежит «во-первых» и «во-вторых»? Кто кому первый обязан? На ком больше ответственности за наше совместное счастье? Кто первый будет мириться? Кто первый принесет какие-то жертвы?
В начале истории описываемой любви было так со стороны невесты, которая олицетворяет всех людей: Он, Бог – мне, а я, человек – Ему. Люди как правило идут к Богу, желая получить от Него что-то: начиная от прощения грехов, совершенных за всю жизнь, и до какого-то конкретного земного временного благословения. И если Бог в чем-то не помогает как хотелось бы, тотчас страдают отношения с Ним. Это принцип: Он – мне, а я – Ему.
Когда же мы пройдем успешно процесс возрастания и взросления в нашей любви, когда познаем лучше в реальности Его любовь к нам, тогда принцип изменяется на противоположный: я – Ему, а Он – мне. И это – состояние истинной любви.
Кто-то к этому идет годами и через очень тяжелые процессы. Кто-то так любит себя, что никогда к этому не приходит. У кого-то это происходит довольно быстро. А как у нас???
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ 7-я глава
7:1-14 Здесь идет описание – можно сказать – интимных сцен. Любовь на глубочайшем и сокровенном уровне между субъектами любви. После пережитого и усвоенных уроков.
Точно так будет у каждого в личных отношениях с Господом, если мы перейдем на подобный уровень познания Его и Его любви к нам.
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ 8-я глава
8:7 «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем».
Здесь ответ, почему ради Господа шли на мучения и смерть. Здесь ответ на вопрос о природе истинной верности Господу. Здесь корень для истинного Богопознания. Здесь суть уподобления Всевышнему. Здесь – истинная радость, величайшее наслаждение, самое желаемое счастье, сокровище, которого никто не может на земле отнять у нас! Ты нашел это для себя?! И насколько открыл для себя и погрузился в Него и Его любовь?!