Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 11 августа – Исаия 64, 65, 66 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
ИСАИЯ 64-я глава
64:1-12 Молитва Исаии о прощающей милости Господа, о заступничестве перед врагами, о восстановлении после разрушений. Слова этой молитвы в той или иной мере будут подходить всякому, кто находится в подобной ситуации перед Господом.
64:1 «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!». Исаия понимает, что только Господь может изменить существующую ситуацию, что только от Него может прийти существенная помощь, что от Его решения на небесах зависит что будет происходить на земле. Потому он не смотрит на авторитетных и сильных людей на земле, не уповает на политическую мудрость или военную силу или экономическую мощь, — только на Господа возлагает свое упование, и в этом уповании возносит Всевышнему свою молитву. Здесь также присутствует как бы на втором плане уверенность, что если бы Господь помиловал и пришел в их жизненную ситуацию, то Он бы смог все изменить, обратив все то, что печалит, в повод для радости.
64:1-2 «Горы растаяли бы от лица Твоего». Это слова, конечно, не о физических горах, но о более важных духовных горах: о горах гордости, греха, материализма, идолопоклонства, суеты и прочего. Эти горы сатана в сотрудничестве с людьми воздвигли в жизнях людей на Господних путях, чтобы Богу не было возможности подойти к человеческому сердцу. Потому Исаия, а следом за ним Иоанн Креститель проповедовали: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему; всякая впадина да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; — и увидит всякая плоть спасение Божие» (Луки 3:4-6). В своей же молитве Исаия не ожидает от людей, что они исправят свои пути для прихода Господа в их жизни; он просит Господа, чтобы Он Сам пришел в спасающей и исцеляющей силе и исправил существующее положение.
64:5 «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих». Как добр и снисходителен к нам Господь! Он милостиво относится и к тем, кто живет на земле просто достигая земных радостей, не думая о высших вечных целях и своем предназначении, если только таковые ходят путем Его заповедей и помнят о Господе, кому они всем обязаны. Это как бы минимально необходимый уровень в жизненной позиции, при котором благорасположение и милостивая защита Господа будут обеспечены человеку.
64:7 «Нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя». Эти слова имеют тот же смысл, который мы читаем у Иезекииля 22:30-31: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог».
Чтобы предстоять перед Господом за народ, нужно иметь особенный доступ к Нему: как Авраам, который ходатайствовал за Содом и Гоморру; как Моисей у горы Синай, ходатайствующий за израильский народ; не говоря уже о Христе в саду Гефсиманском и на Голгофе.
Стоящий в проломе – одно из духовных качеств такого человека, который истинно может стоять перед Господом в проломе, описаны в этом стихе: крепко и во всем держится Господа. Что это значит? Во всем и всегда уповает на Господа, верен Господу, любит Господа более всего, угождает только Ему, во всем исполняет Его законы и заповеди, при каких-то допущенных ошибках (ибо он все же только человек), тотчас исповедует свои согрешения и нужное исправляет.
Что же говорит Господь? Верующие есть, а верных Господу до конца, в глубинной своей сущности, — нет! Все что-то и в чем-то и как-то допускают отступление от Господних путей. Это не лишает их спасения, потому что оно даровано Господом не по делам нашей праведности, а по Его милости и благодати, но лишает возможности предстоять перед Ним за народ.
«Поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших». Отсутствие среди народа тех, кто истинно, а не по присвоенному себе званию, может предстоять перед Господом за народ, обязательно ввергнет народ в большую пучину страданий и скорбей, чем это могло бы быть.
ИСАИЯ 65-я глава
65:1-25 Пророческое слово, которое звучит как ответ от Господа на молитву, записанную в предыдущей главе.
В этом пророческом слове есть слова, обращенные конкретно к народу, живущему в то время; есть слова пророчества о будущем Тысячелетнем Царстве; есть особенные откровения о Божиих делах вне пределов нашего мира; есть слова, которые пригодны людям во все времена жизни на земле, в соответствующих ситуациях; вполне возможно что есть то, чего еще не увидел и не понял ни один еврейский книжник, христианский богослов или просто верующий человек за всю прошедшую историю. Как это часто происходит с пророческим словом, вдохновляемым Духом Святым, — здесь происходят неожиданные для логически настроенного разума переходы с темы на тему, с предмета на предмет.
65:1 Слова, которые пророчески говорят о благовестии Божием и призвании язычников в число народа Божьего. Эти слова цитирует апостол Павел в послании Римлянам 10:20.
65:2-7 Строгое слово обличения и предупреждение о грядущем наказании для Божьего израильского народа, который, нося формальное название народа Божьего, таковым не был по своей жизни. Господу они были непокорны; ходили путями недобрыми, то есть испорченными и бракованными по их духовному качеству в глазах Божиих; жили не по воле Божией, а по своим желаниям и помышлениям, а Божье слово подстраивали под это, как только хотели. «Сидит в гробах и ночует в пещерах» — духовные структуры: поместные церкви, миссии, служения, — превратились в духовно мертвые организации; но отступивших от Господа это состояние не беспокоит, удовлетворяет, и они свои жизнь проводят в духовных гробах! И другие обличения…
Эти же слова во все последующие времена и в настоящее время на в меньшей мере относятся к детям Божиим, к христианам и церквям, которые уподобились в своем духовном состоянии этим характеристикам.
65:8-16 У Господа, с одной стороны, имеет свое значение народ или церковь, и часто Он именно в этой перспективе обращается к людям, строит взаимоотношения и говорит слово. С другой стороны, в то же самое время, Господь видит каждого человека по отдельности, и рассматривает Свои взаимоотношения с каждым персонально. Во всей истории человеческой жизни эти перспективы постоянно накладываются друг на друга, причудливо пересекаются.
В этой части слова Господь обещает благословения всем тем, кто возлюбит Господа всем сердцем и последует за Ним в послушании. Также Господь обращается к непослушным и отступникам, предупреждая о неминуемых бедствиях, проклятиях и поражениях, которые обязательно придут в их жизнь. И, как написано в книге Второзаконие, прочитав и услышав сердцем Божие слово, — изберите себе, каким путем вам идти…
65:17 «Вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце». Это пророческое слово о том вечном будущем, которое Господь готовит (или уже приготовил) для Своих, на Новом Небе и Новой Земле, о вечно пребывающем новом мире, где времени уже не будет. Об этом гораздо больше написано Духом Святым в Новом Завете.
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение 21:1-2). «Как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Коринфянам 2:9). «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоанна 14:2-3).
65:18-25 Эта часть главы – пророчество о Тысячелетнем Царстве на этой земле, времени, когда Господь Бог исполнит для Израиля все те обещания, которые были даны им, как народу, на протяжении всех предшествующих веков. Двадцать пятый стих особенно ясно указывает на одну из отличительных характеристик того времени.
ИСАИЯ 66-я глава
66:1-24 Последняя глава из записанных для нас Божиих слов, сказанных через пророка Исаию.
66:1-2 Господь объясняет, что для Него важно во взаимоотношениях с людьми и чего Он ожидает от нас: не физического и материального, но нетленного и вечного, чем является внутренняя духовная сущность каждого из нас. Ему важны не физические храмы, не материальные пожертвования, — а смиренное и негордящееся сердце человека, сокрушенное перед Ним в своих желаниях и нуждающееся в восстановлении от Него в соответствии с Его волей, трепещущее перед Его святостью и величием в послушании Его законам и заповедям. В таком сердце Он поселяется и делает из него Себе храм.
66:3-4 Строгое предупреждение тем, кто придерживается формальной религии, кто уповает на соблюдение различных правил и обрядов. Даже если эти обряды были когда-то предписаны Господом как форма поклонения Ему. Ему важно состояние сердца человека и повседневная жизнь. Если они угодны Ему – тогда Ему приятна и наша религиозная форма; если они неугодны Ему – тогда любая религиозная форма является противной и мерзостной Ему.
66:7-14,18-24 Еще одно пророчество о Тысячелетнем Царстве, времени, когда Господь будет царствовать среди Своего народа в Иерусалиме, и через Свой народ по всей земле.
66:15-17 Пророчество о Божиих судах и наказаниях, предваряющих Тысячелетнее Царство.
66:22 Еще раз как бы вклиниваются пророческие слова о Новом Небе и Новой Земле, которых история будет продолжаться не тысячу лет, а во веки веков.