Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 12 августа – Иеремия 1 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
Пророк Иеремия был одним из священников, служащих Господу в иерусалимском храме.
Время его пророческого служения пришлось на период, предшествующий свершившемуся наказанию от Господа, когда царь Вавилонский разрушил Иерусалим и выселил иудеев из своей земли в Месопотамию. Печальным было это время с духовной точки зрения: народ Иудеи и его начальники все больше и больше погрязали во всякого рода грехи и идолопоклонство, практиковали оккультизм и различные мерзости, дополняя меру беззаконий и приближая время совершения судов от Господа. Соответственно служение пророка Иеремии было печальным по своему содержанию: постоянные обличения в адрес отступников, плач о грядущих бедствиях, абсолютная непопулярность у современников, неоднократные попытки убить его. Но Иеремия был до конца верен своему призванию и предназначению и поручению от Господа.
В отличии от книги пророка Исаии, в книге пророка Иеремии нам дано гораздо больше описаний событий и ситуаций, происходивших с пророком Иеремией во время совершения его служения. Он был избран и помазан Господом на служение пророка, но практически не был признан и не был достойно оценен своими современниками. На его примере мы можем видеть: как непросто совершать служение Господу во времена тотального отступления от Бога и Его путей, и какую цену приходится платить Божьему служителю.
В книге Иеремии гораздо больше обличений, предупреждений и описания грядущих судов, с описанием в конце книги их осуществления. Следующая же книга – Плач Иеремии – дает нам описание состояния сердца и души пророка сразу после совершения Господних судов над погрязшим в грехах и закоренелым в отступлении Божиим израильским народом, а также пророком возносится ходатайственная молитва за страдающий под наказанием народ.
Но также, время от времени, подобно лучам солнца, проблёскивающим сквозь темные грозовые тучи, неожиданно просвечиваются обетования будущего восстановления народа перед Господом и последующих благословений.
Также, как это было у пророка Исаии, через Иеремию Господом даются пророчества о судьбе других, языческих, народов, судьба которых прямо не была связана с Израилем. О чем это говорит? Что Господь определяет, внимательно наблюдает и реагирует на все то, что происходит у всех народов, живущих на земле. У каждого – своя оригинальная судьба, предначертанная Господом. У каждого свой путь, который во многом определяется отношением народа к Всевышнему, к Его действиям в текущей истории, и к Его заповедям, написанным на сердечных скрижалях всех людей.
Если пророк Исайя видел много пророческих картин славного будущего Израиля в завершении истории человеческой жизни на земле, то у пророка Иеремии мы можем найти много пророческих слов о судах, предваряющих то прославленное время, судах над теми, кого Господь использовал как сосуды наказания над согрешившим пред Ним народом.
В пророчествах Иеремии мы можем наблюдать несколько больше логики в изложении, как это было у пророка Исаии. Это говорит нам о том, что «духи пророческие послушны пророкам» (1-е Коринфянам 14:32), то есть, при исполнении Духом Святым и Его действием через избранным Им сосудов-людей, Он не упраздняет человеческую индивидуальность, а использует ее, в Свою славу.
1:1-19 Первая глава описывает призвание Иеремии на пророческое служение. Он не описывает внешние подробности этого: когда точно это произошло, где, в каких именно обстоятельствах, что в это время происходило вокруг и тому подобное. Почему? Потому что, по большому счету, все это совершенно не важно. Все подобное, в данном случае, — суета и пустота. Он пишет самую суть происшедшего. А суть была в том, что Господь обратился к нему со Своим словом, призывающим его к пророческому служению. А затем Он подверг его испытанию, предложил ему экзамен-тест. И после этого Господь утвердил призвание, обозначил позицию, которую должен занимать пророк, и дал обетования содействия, помощи и защиты.
1:5 «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Эти слова перекликаются с некоторыми другими высказываниями Священного Писания; например: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Римлянам 8:29-30). «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели глаза Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Псалом 138:15-17).
Господь обладает такими качествами и возможностями, что Он может познать нас, нашу личность, наши реакции на различные вызовы и выборы – еще до нашего рождения, прежде чем все это совершиться в нашей жизни. Это действие Господа апостол Павел называет словом: предузнал, то есть узнал наперед, прежде, чем произошло. Это не то, чтобы Господь запрограммировал нас на какой-то конкретный результат, совершенно не так. Он предузнает как мы будет реагировать в различных ситуациях, пользуясь данной нам от Него свободной волей, и в этот процесс данного нам свободного выбора Он не вмешивается насильно.
На основе сделанного Им предузнания, Он может наперед планировать Свои действия. Никакая ситуация из происходящих на земле не может Его застать врасплох, неожиданно. Господь знал, что во время, когда родится и будет жить Иеремия, будет тотальное отступление народа Божьего израильского от Господа и Его путей. Знал Господь, что евреи дойдут до такого рубежа в грехах и беззакониях, что придется их подвергнуть наказанию. Любя народ и не желая погружать их в пучину страдания, Господь пожелал послать к ним Своего пророка с последним предупреждением и призывом к покаянию и обращению. Он увидел наперед священника Иеремию, который, по своим личным духовным качествам в своем будущем, подходил Ему для совершения такого служения. Господь Бог увидел его наперед, еще прежде рождения, а потому еще в утробе матери избрал, освятил для Себя и помазал на пророческое служение.
Всегда ли и со всеми ли Господь поступает именно по такому сценарию, как с Иеремией? Думаю, что нет. Этот случай – особенный, подобным образом Господь поступает нечасто.
Да, Он всех людей видит наперед и предузнает. Но при этом все равно оставляет за людьми все возможности и права для совершения данного им свободного выбора. Этот выбор не безграничный, но в строго отведенным Им рамках. Однако, хоть и в рамках, ограниченный, но где он есть – абсолютно свободный.
Это было немножко размышлений о согласовании между предузнанием, предопределением и свободной волей.
1:6-8 У Иеремии был страх, неуверенность, низкая самооценка, осознание своей молодости и неопытности. Господь не говорит ему: страх твой – без причины, потому что для страха были серьезные и реальные причины. Он говорит Иеремии: не бойся, Я с тобою! Господь не говорит ему: будь с высокой самооценкой, ты – можешь! Иеремия действительно ничего не мог бы сделать по-человечески, ориентируясь на свою личность. Господь говорит Ему: Я поведу тебя и дам тебе слова, которые нужно говорить в каждой ситуации. Господу нужны были в Иеремии не способности, таланты, образование, знания, житейский и профессиональный опыт, внутренняя уверенность и прочее. Ему нужны были: смирение, послушание, способность слышать и слушаться Господа, верность, святость, любовь к Господу и ближним, в первую очередь к своему народу. Требования Господа к Своим служителям не изменились до этого времени. Как часто это бывает непохоже на то, чему учат сегодня христианских лидеров-служителей!
1:11-15 Господь делает для Иеремии экзамен, выпускной или вступительный: показывает ему картину и спрашивает: что ты видишь? Видишь ли так, как это видит Господь? Слышишь ли именно то, что Он произносит Своими устами? На наши духовные зрение и слух прямо влияет состояние нашего сердца. Господь не может использовать для Своего особенного святого дела и поручений человека, у которого происходят различного рода искажения Его истины и Его слова. «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от этого (неправды в глазах Божиих), тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2-е Тимофею 2:20-21).
1:17 Господь предупреждает Иеремию, чтобы, приняв призвание, помазание и поручение от Господа, после этого он был ориентирован на исполнение данного поручения, и не смотрел ни на реакцию людей, ни на обстоятельства, ни на личные ощущения. Чтобы в исполнении служения он был тверд и мужественен.
Именно такой порядок должен быть у Божьего человека при формировании внутреннего человека: сначала научиться смирению и кротости, а потом, наученные этому, должны научиться твердости и мужеству. Потому что, если происходит процесс в обратном порядке, то мужество и твердость часто используются в достижении своих целей и даже часто выражаются в черствости против Господних путей и вразумлений.
1:18-19 Господь делает Иеремию подобным «укрепленному городу, железному столбу и медной стене». Представляю, каких только слов он ни услышал в свой адрес благодаря таким качествам!… Но все это было несправедливо, ибо твердость Иеремии была обусловлена верностью Господу. В таких ситуациях Господь не требует от Своих людей, чтобы они воевали и наступали на вражьи силы; Он говорит им: просто стойте во Мне, пребывайте во Мне, ничего не делайте и будьте спокойны в уповании, — и никто и ничто не сможет повредить вам и поколебать вас.