Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 3 октября – Евангелие от Матфея 5-6 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
МАТФЕЯ 5-я глава
С пятой по седьмую главы Матфей передает учение Иисуса Христа, которое получило общее название «Нагорная проповедь», то есть проповедь, произнесенная на горе. Множество богословов, философов, писателей и проповедников во все последующие века обсуждали и продолжают обсуждать ее учение. Особенная сила ее в том, что Иисус во время Своей жизни на земле полностью исполнил ее, в совершенстве соответствовал ей. В ее учении Христос поднял нравственные и моральные стандарты на небывалую высоту. Здесь людям дан образец совершенства, новая точка отсчета, открыта глубина сердца Отца Небесного. С тех пор никто не смог достичь этого идеала, и всякие человеческие достижения сравниваются и соотносятся с этим совершенным и безупречным Божественным стандартом.
Сделаем несколько заметок по данному нам тексту.
5:3 Нищие духом – это постоянно нуждающиеся в Боге, ищущие Его лица, имеющие всегда присутствующую неудовлетворенность и желающие всегда духовно расти и развиваться. Нищие духом – это живущие духовным, небесным и вечным среди временного, материального и земного.
5:4 Плачущие – потому что все люди несовершенны и грешны, и если это видеть и обращать на это внимание, то всегда есть основание плакать и сокрушаться перед Богом. Также, если не быть сосредоточенным только на себе, но быть обеспокоенным ближними и окружающим миром, — то всегда есть основание для ходатайственного молитвенного плача перед Господом. Господь же говорит: на таковых сокрушенных сердцем Я всегда обращу Свое внимание и благоволение.
5:5 Кроткие – не бессильные, безвольные, потерявшие всякую надежду. Кроткие – это находящиеся под сенью крыл Его и не выходящие оттуда. Они не на себя, не на свои силы полагаются, а во всем на Господа, доверяя Ему всю свою судьбу, от малейшего до великого.
5:6 Алчущие и жаждущие правды – не своей правды, не защиты своих прав, не того, чтобы все было по-моему. Они жаждут, чтобы и в своей жизни – в первую очередь – и вокруг них все было и совершалось по правде Божией, по Его заповедям, законам и постановлениям, по Его Божественной совершенной воле. Для этого они «размышляют о Его законе день и ночь».
5:7 Милостивые – готовые прощать, снисходить, вмещать, не судящие, следующие Христову принципу: прощать до семи раз по семидесяти. Всегда, во всем и ко всем Господь Бог являет во-первых милость. У Бога милость превозносится над судом. Милостивые поняли и приняли эту одну из важнейших черт характера Господа Бога.
5:8 Чистые сердцем – во-первых, это оправданные и омытые в очистительной жертвенной крови Иисуса Христа. Ибо только она смывает грех людской. И происходит это через веру, действием Духа Святого. Во-вторых, это практическая повседневная святость, ибо воля Божия по отношению к спасенным Им – постоянное и прогрессирующее освящение наше. Бог Свят, и дети Его должны быть святы.
5:9 Миротворцы – те, кто ищут, достигают и творят мир. Апостол пишет: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам СЛУЖЕНИЕ ПРИМИРЕНИЯ, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2-е Коринфянам 5:18-20). Какому-то Навуходоносору или Сеннахириму Бог дает служение наказания и войны, а Своим детям Он дает служение примирения. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1-е Петра 3:11).
5:10 Изгнанные за правду – касается не только верующих, но и всех людей; касается не только вопросов веры, но и всех жизненных ситуаций. «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деяния 10:34-35). Господь говорит: если вас за следование правде, справедливости и истине изгнали, унизили, оскорбили, подвинули и тому подобное – не считайте себя обделенными в этом мире и чего-то лишенными; в этот момент, лишаясь чего то на земле, вы обретаете небесное и вечное блаженство от Самого Господа, Который за всем внимательно наблюдает и все видит и отмечает для вынесения окончательного решения в день суда.
5:11-12 Не стесняйтесь, не горюйте, не смущайтесь, когда вас будут унижать, оскорблять и поносить за имя Иисуса Христа, за то, что вы стали христианами, детьми Божиими. Так было всегда в этом мире, к большому сожалению; даже в израильском народе практически всегда не любили пророков Господних. «Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, ЕСЛИ ТОЛЬКО С НИМ СТРАДАЕМ, ЧТОБЫ С НИМ И ПРОСЛАВИТЬСЯ. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:16-18).
5:13 Вы – соль земли. Главное для соли – не потерять свою силу. Дети Божии ответственны за судьбу окружающего их мира, и первое влияние – через свою угодную Господу жизнь. Соль неприятна на ранах этого мира, но необходима, ибо дезинфицирует и предохраняет от заражения и разложения. Будьте солью, не старайтесь быть сахаром!
5:14-16 Вы – свет мира. Не все любят свет. Есть живые существа, для которых тьма – естественная среда обитания. Есть люди, которые тьму возлюбили больше, чем свет, потому дела их злы перед Богом. Но для нас главное, чтобы свет, который дал нам Бог, не стал тьмою; ибо тогда в какое состояние придет мир, находящийся в кромешной тьме?!
5:20 Как наша праведность может превзойти праведность книжников и фарисеев? Не формальных и внешних религиозных обрядах должны заключаться наши отношения с Богом, а в живой вере внутри наших сердец, в возрождении от Духа и в жизни по Духу и в Духе.
5:21-22 Тут же пример: убийца не только тот, кто физически убил ближнего. Убийца уже тот, кто возненавидел брата своего, кто обозвал его безумным (дураком). «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1-е Иоанна 3:15).
5:23-24 Не принимает Господь Бог служение Ему от тех, кто не исполняет вторую часть всеобъемлющей главней заповеди: возлюби ближнего твоего как самого себя. Не согласен Бог принимать любовь от нас по отношению к Себе, если мы не любим своих ближних. Потому, если хочешь, чтобы твое служение Господу, твоя жертва была принята Им, сначала урегулируй пред Господом свои отношения с ближними. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18).
МАТФЕЯ 6-я глава
6:1-4 Ни в коем случае нельзя творить любое доброе дело с какой-то меркантильной целью, с какой-то корыстью для себя, если хочешь чтобы это было засчитано тебе пред Богом! Мед и мухи должны быть разделены в нас. Если мы пиаримся – то так надо и называть это, не ожидая ничего от Господа. Если мы делаем во имя Божие – тогда ничего не ожидай в ответ для себя от людей или даже как бы в вознаграждение от Господа на земле. Истинное доброе дело – всегда по своей сути бескорыстное, в земной перспективе. Одна корысть здесь оправдана – награда и сокровище в вечной жизни, на небесах. Делай добрые дела «в тайне» перед Богом!
6:5-6 Гораздо важнее как мы молимся наедине перед Господом, чем в общественных местах, пред людьми, в собраниях. Важно, чтобы наедине пред Господом в своей комнате мы были горячи в молитве, поклонялись и благодарили, славили и превозносили Его, исповедовались, отрекались и просили прощение, просили и молили, делали все это гораздо дольше и гораздо чаще чем в общем собрании. И Отец Небесный увидит и услышит. Молись Отцу Небесному «в тайне» своего уединения пред Ним!
6:16-18 Постись пред Ним «в тайне». Не то, чтобы скрыть свой пост стало самоцелью, но точно, что нужно избегать известности о том, что ты пребываешь в посте пред Богом. Пост – это усилитель молитвы. И не людям нужно об этом знать, ибо не к ним ты обращаешься. Это должен видеть и знать Тот, Кому ты молишься.
6:19-20 Господь Бог поместил такую внутреннюю потребность в человеке, как желание к личному обогащению. Само желание, как и все сотворенное Господом, не греховно само по себе, как бы нейтрально. Окраску оно обретает тогда, когда начинается его реализация. Если целью становится обогащение на здесь на земле, в этом временном мире, — это ошибка, заблуждение, неправильное использование Господом данного нам ресурса, грех. Если целью становится обогащение в ожидающей нас вечной жизни, — это правильно, достойно, соответствует Божьему проекту и Его святой воле. В одном перспективе Христос говорит: «не собирайте»; в другой перспективе Христос говорит: «собирайте!».
Подобно этому происходит во многих других вопросах человеческой жизни. «Не делайте карьеру», — но «делайте карьеру». «Не достигайте самореализации», — но «достигайте реализации предназначения». И так далее.
6:25-34 Одно хочу отметить: не заботьтесь – это не значит не работать усердно, прилагая все свое старание. Более того, через апостола Господь учит нас все делать как для Него.
Заботится – это переживать, обременять себя в мыслях, брать ответственность на себя, не доверять Господу, не вверять в Его руки. Это тот смысл, который Священное Писание вкладывает в это слово. Так не поступайте! Со своей стороны, всегда усердно и прилежно делайте все возможное от вас. При этом всегда доверяйте Господу результат и принимайте со всяким смирением Его волю.
Он заботится о всем мире, который Он сотворил! Тем более Он обещает заботиться о нас, людях, как венце Своего творения, созданных Им по Его образу и подобию. Вы для Меня – важнее, значимее и больше всего другого, — говорит Он нам.
Две основных проблемы бывают в этом: одни не доверяют и не верят Ему, другие не удовлетворены степенью Его попечения о себе, ропщут о большем. Но: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1-е Тимофею 6:6-10).