Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 15 октября – Евангелие от Марка 1 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
Одна из самых простых ответов на риторический вопрос: зачем нам четыре, а не одно Евангелие, – в том, что их повествования дополняют друг друга, предоставляя нам более полную картину о жизни и учении Иисуса Христа.
Внимательный исследователь Священного Писания обнаружит также, что каждое Евангелие написано в своем особенном ключе. Хочу предложить ОДНУ ИЗ перспектив рассмотрения этой закономерности. Эта перспектива привязана к концепции духовного роста верующего человека, в соответствии с 1-м посланием от Иоанна 2:12-14: дети, подростки, юноши и отцы (о концепции духовного роста читайте книгу «Возрастайте!»).
Евангелие от Матфея дает нам основы учения о Царстве Небесном, которое было приближено к людям, в притчах, проповедях и учении Иисуса Христа, в описании Его жизни и действий. Здесь, за страницами повествования, мы видим духовный портрет апостола Матфея, имеющего дар и помазание учителя.
Евангелие от Марка, описывая в целом жизнь и учение Иисуса Христа, открывает все это с перспективы слуги, котором был Сам Иисус Христос в жизни на земле, и совершения служения. Те дети Божии, кто вырос до уровня духовных подростков, с которого начинается личное реальное служение Господу в Его Царстве, могут здесь найти для себя очень много конкретных и практических указаний о том, каким должен быть портрет истинного Господнего служителя и как эффективно совершать служение пред Ним. Таким был апостол Петр, всегда живой и деятельный и посвященный для Господа, стоявший за Марком, писавшим это Евангелие.
Евангелие от Луки – это Евангелие силы и власти, очень полезное и важное для тех, кто достиг уровня духовных юношей. Оно от начала возвращает нас к более тщательному и точному рассмотрению всего того, что мы уже знаем и чем живем. «Чтобы в точности исполнить все, что в нем написано» (Иисуса Навина 1:8). Это Евангелие дает нам новый уровень духовной глубины в познании Господа, поднимает нас на новый уровень высоты духовной высоты в следовании за Ним. Таким сильным в Духе Святом было служение апостола Павла, духовного куратора Луки, написавшего это Евангелие.
Евангелие от Иоанна – это Евангелие познания Безначального, вне времени Сущего, Первопричины, непостижимого равно как для любого человека на земле, так и для всех людей вместе взятых. Иоанн более других впитал в себя слова, речи и учение Иисуса. Он не столько много пишет о чудесах, практически нет у него притч, большей частью он передает нам то, о чем Иисус говорил, беседовал, учил, дискуссировал. Конечно, Иоанна написал далеко не все, что Христос говорил, – всему миру не вместить книг, если написать обо всем. То, что написал Иоанн из всего, что услышал и помнил, написал не просто так, что запомнил, а то, что сказал ему в сердце Дух Святой написать, самое важное и главное. Это Евангелие – особенно важно и полезно для духовных отцов, которым переросли уровень разговора в притчах и аллегориях и могут говорить сразу о духовной сути вещей и явлений.
МАРКА 1-я глава
1:1-8 «Начало Евангелия» – «как написано». Не может быть истинного служения Господу, выходящего за рамки написанного в Писании. Не может быть благословенной перед Господом практики служения, которая не соответствует Писанию, но не по букве, а по духу. Не может быть исполнения Божьей благодатью, силой и помазанием другим духовным путем и в другом духовном виде, чем это описано нам в Писании. Не может истинный служитель Господа иметь другой духовный портрет, принципиально отличающийся от того, что дано нам в Писании.
Господь Бог всегда и везде – один и тот же, постоянен и неизменен. Это мы, люди, сами меняемся и меняем свои позиции в соответствии с изменяющимися у нас желаниями и амбициями, внешними обстоятельствами и по разным другим причинам. Он же никогда не меняется. В этом основная причина того, что все мироздание, во всех перспективах, стоит твердо и непоколебимо. Он не может противоречить Сам Себе. Однажды сказанное Им является истинным на все века; и оно было таким от начала, только в определенный момент было открыто нам.
Итак, Господь Бог не может противоречить Сам Себе. Возникающие же у нас противоречия открывают нам факт того, что у нас есть свои примеси в том, что мы приняли от Него. Или же мы вообще уклонились в сторону.
Solo Scriptum – Только Писание! – очень важный и далеко не новый лозунг времен Реформации. Настоящая духовная реформация, которую можно назвать также духовным пробуждением, обновлением и другими словами, всегда напрямую связано с этим утверждением-лозунгом. Как писал Давид: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Псалом 59:6).
1:9-11 Иисус исполнил повеление Божие по отношению к людям, проживавшим в то время в Израиле, и крестился от Иоанна, как Сын Человеческий. Он не нарушал не только закон Моисеев и Писание, но также всю волю Божию, которая в тот момент выражалась в призыве, провозглашаемом Иоанном Крестителем.
Сразу же после этого Иисус исполнился Духом Святым. Иоанн это увидел; это было явлено ясно и понятно. Но только для Божьих людей, каким был Иоанна, не для всего окружающего народа.
Также был голос Божий с неба, свидетельствующий об избранности Иисуса.
Итак, в начале служения Христа мы видим: исполнение Писания и воли Божией, исполнение Духом, свидетельство, данное о Нем Богом. Так началось Его служение.
1:12-13 После помазания и исполнения Духом – был веден в пустыню, очень трудное для жизни место. Это подобно как Давид был испытываем во время гонения от Саула. Там, в пустыне, Иисуса искушал сам сатана. И еще евангелист Духом Святым упоминает о зверях. Зверями в Библии часто называются правители тьмы века сего, каждый из которых имеет суть, характер и личные особенности, подобные звериным. Но Он был не один, хотя основной удар приходилось Ему переносить на Себе: Ангелы, Божии посланники, были рядом с Ним там, в пустыне, среди искушений, когда подходил сатана и находились рядом звери… Господь обещал нам, что будет с нами «во все дни, до скончания века», – Духом Своим, Ангелами, необходимой для нас благодатью. Некоторые же думают, что после такого исполнения Духом должно быть: общественное признание, много денег, авторитет пред другими служителями, успех и тому подобное. Насколько подобные мысли и желания далеки от Господнего пути! Это больше похоже на мысли учеников, постоянно думавших и мечтавших о воцарении Христа и последующем распределении мест в Его Царстве…
1:12 Немедленно, вскоре и подобные им слова – не раз применяются Евангелистом. Иисус Христос очень ценил временем, с одной стороны, а с другой стороны очень хорошо понимал принцип, что всему есть свое время, а потому, когда пришло время для чего-то, его нельзя упускать. Он никогда не спешил, если не пришло время, и никогда не медлил, если нужно было что-то делать или говорить. Есть выражения: «спеши неспеша!», или «торопись медленно!». Это должно быть принципом и правилом каждого служителя Божьего, если мы хотим быть хорошими соработниками у Бога.
1:14-20 Иисус призывает учеников следовать за Собою. Не то, чтобы Он нуждался в помощниках; я думаю, что Он бы мог справиться один со всем Своим заданием. Но Он смотрел вперед и хотел подготовить последователей, насколько это можно будет сделать Ему за три с половиной года Своего служения, чтобы передать им эстафету в деле Божием на земле. Я допускаю, что есть ситуации и призвание, когда кому-то из детей Божиих дано индивидуальное призвание и служение, и таковым не нужно искать учеников и готовить их. Например, очень подобным таковому является служение многих пророков. Но есть служения в Царстве Божием, исполняя которые будет очень неправильно перед Господом не иметь и не воспитывать учеников (разве только, что служащий Господу человек совсем духовно не дорос до того, чтобы растить других…). Пастора, руководители миссий и служений, миссионеры и многие другие духовные работники обязательно должны были бы иметь и растить учеников.
Конечно, Господь знал, на кого обратить внимание и кого призвать. Он видел сердца их, знал их внутренние переживания, понимал их готовность, и потому Он не ошибся ни разу, призывая их. Даже случай с Иудой был сознательно допущен Им. Мы же – люди, и избирая учеников, будущих служителей, должны быть особенно внимательны, чтобы нам избирать не по своему человеческому ограниченному лицеприятному взгляду, не по плотским амбициям, чтобы ученик угождал лично нам, но по воле и избранию свыше, то есть нам нужно избирать тех, кого Господь Бог избрал для нас.
1:21-45 Иисус Христос – учил и проповедовал, делал дела Божии и молился.
Причем, упоминая конкретно об остальном, – о проповеди и молитве, – Евангелист сфокусирован все же на делах Иисуса, и о них он пишет довольно подробно. Именно дела Иисуса создавали Ему авторитет, привлекали к Нему людей, открывали их сердца для слушания слова от Него. Дела, которые Он не совершал как преднамеренную рекламу, нет и еще раз нет! Христос делал их просто, обыденно, реально помогая нуждающимся и приходящим к Нему, запрещая даже при этом рассказывать об оказанной им помощи. Он точно не делал дела ради Своей рекламы и славы. Его желание было одно и всепоглощающее: прославить Отца и исполнить Его волю. А как оно сработало – это уже было от Бога, Который прославляющих Его в нужной Ему мере прославит даже сейчас, на земле.
Дела Христа открывали глаза людям на Него Самого и Его призвание; не то, чтобы сразу полностью и ясно, но они начинали видеть в тумане своих сердец и душ и разума, очертания дарованной им благодати. Здесь совсем не просто так написано, как записано: во-первых, изгнал бесов из одержимого ими человека; помог своим, последовавшим за Ним, ответив на их нужду; исцелил безнадежно больного человека – прокаженного; отвечал на нужду всякого, приходящего к Нему.
О чем это нам всем говорит? Для всякого служителя Господнего очень важно во-первых проповедовать о Нем своей практической жизнью, поведением, делами, отношениями с людьми и всем другим. Это не должно быть подчеркнуто показным, но скромным и сердечным, естественным и искренним. Свидетельство нашей жизнью должно идти впереди слов, произносимых нами…
Для этого нам нужно будет немало молиться…