Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 21 октября – Евангелие от Марка 14 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
МАРКА 14-я глава
14:1-2 Начальники народа строили свои очередные планы против Иисуса. На этот раз их планам было суждено осуществиться. Не потому, что они, наконец-то, нашли правильный путь к осуществлению своих планов, или потому что им удача улыбнулась, а только потому что свыше им было разрешено это осуществить. Все на земле в руках Бога Вседержителя, и без или вне Его воли ничего не может произойти, начиная от движения атомов и молекул до космических галактик, от жизни самого простого и никому неизвестного человека до судеб самых великих государств. Потому детям Божиим нужно всегда искать и понимать: где Господь Бог в той или иной ситуации, что и как Он делает… Нельзя переводить взгляд с Вседержителя на исполнителей Его воли, потому что сразу же увидим другую перспективу и будем неправильно оценивать ситуацию…
14:3-9 Есть дела и жертвы, которые мы приносим Богу, служа нашим ближним. Так и Христос служил Отцу, служа людям на земле. И есть дела и жертвы, которые мы можем приносить прямо Господу, минуя людей. В контексте человеческой жизни и даже служения Господу такие жертвы выглядят бессмысленными, напрасной тратой времени и ресурсов. Безусловно, нередко бывает так, что люди безрассудно используют то, что дал им Бог. Но есть жертвы и дела, которые мы можем, подобно этой женщине, принести Господу непосредственно. В первую очередь, это определяется состоянием сердца и намерением жертвующего. В таких случаях нужно быть особенно осторожным и аккуратным в своих суждениях, чтобы не осудить такого человека, подобно ученикам.
Жертвы непосредственно для Господа могут выражаться в разном, здесь нет каких-то четких критериев…
14:10-11 Иуда… замечательное имя само по себе, но стало нарицательным в отрицательном смысле благодаря поступку этого человека. Какой след мы оставляем после себя в памяти людей?…
Все дело для Иуды было в деньгах, личная корысть, идол, которого он не оставил, последовав за Иисусом. Враг душ человеческих – сатана – видит и знает идолов, которые верующие люди имеют в своих сердцах, прячут и маскируют, переодевают и перекрашивают, но которые после всех проведенных с ними манипуляций все равно остаются идолами. В нужный дьяволу момент (конечно, когда Господь разрешит ему это сделать для испытания нас), он потянет за этот рычаг, нажмет на эту чувствительную кнопку, и человек сам не заметит, как предаст Христа за своего идола…
14:12-16 Пришло время им отпраздновать пасху; но где? Для учеников это была задача со многими неизвестными: к кому обращаться, куда идти, кого просить? Но нет подобных вопросов у Господа: Он знает все, видит все сердца людей, знает наперед их реакцию на тот или иной вопрос, у Него совершенное предузнание.
Он также знает, что и где сейчас происходит, что делает сейчас нужный Ему человек. Потому Он дает ученикам конкретную наводку: идите в город, встретится вам человек с кувшином воды, идите за ним, спросите его о помещении. Не всякий хозяин в Иерусалиме принял бы Иисуса, тем более бесплатно, но Иисус знал сердце этого человека. Ученики же его совсем не знали и его расположении не подозревали.
Господь и сегодня направляет путь Своих детей, особенно служащих Ему. Нам нужно быть внимательным и не мудрствовать по-человечески, чтобы не пропустить знаки, которые дает нам Господь на жизненной дороге…
14:17-25 Вечеря Господня, Причастие, Евхаристия, Хлебопреломление… Различными терминами называют это священнодействие. Все они – правильные, отображающие каждое по-своему содержание, смысл и значение заповеди Господней.
Началась Вечеря со слов Иисуса, предупреждающих того, кто недостойно собирался принимать эту вечерю. Недостоинство его было не в том, что он согрешил ранее, ибо все мы много согрешаем. Оно было в том, что Иуда пребывал в состоянии греха и не намеревался оставить его. Иисус в последний раз предупреждает Иуду, делая это очень щадяще к его личности, не называя его по имени, но конкретно обозначая совершаемый им грех. О чем нам это говорит? О том, что перед Причастием нужно испытывать самих себя перед Богом и исповедовать и раскаиваться в грехах, если мы не успели этого сделать ранее. После исповедания и раскаяния можно тотчас принимать Вечерю Господню. Если же недостойно принимаем – то наказываемся Господом (1-е Коринфянам 11:27-32).
Затем Иисус предложил ученикам хлеб и вино… При этом сказал: примите, ешьте, это – Тело Мое; пейте – это Кровь Моя… Одни говорят, что хлеб становится Его телом, вино становится Его кровью. Другие объясняют, что хлеб и вино напоминают нам о Его теле и крови, являются символами. Рядом с этими объяснениями есть еще и другие варианты человеческих объяснений. Мне нравится слово, которое обозначает характер действия – таинство. Другими словами: нам на земле никогда не понять до конца священную и сверхъестественную сущность Причастия. Обо всем узнаем, когда увидим Его воочию. Теперь же – просто верим Его словам: это есть Тело Мое, это есть Кровь Моя… Причастие, причащаемся, «сделались причастниками Божеского естества» (2-е Петра 1:4), «сделались причастниками Христу» (Евреям 3:14), «сделавшихся причастниками Духа Святого» (Евреям 6:4)…
14:26-31 Иисус предупредил учеников о некотором крушении их веры в Него, что они соблазнятся о Нем. Но крушение будет не в той части их веры, которая истинная и от Бога была им дана. Крушение в другой части, которая была надумана ими самими о Нем, в их ожиданиях воцарения Его на земле и соответствующей своей земной карьеры и славы. Это и есть то, о чем писал Петр позже в своем послании, что вера наша должна проходить через огненные испытания, чтобы все то в ней, что имеет вид золота, а не является таким по сути, сгорело и истлело в очистительном огне страданий (1-е Петра 1:6-7; 4:12-13).
На что ученики горячо возражали, особенно Петр, что с ними такого никогда не будет… Мы очень часто имеем о себе завышенную оценку… Христос это знает, но не осуждает нас, а очищает нас от этого…
14:32-42 Христос боролся в молитве, а ученики, которые уверяли Его в своей верности и готовности даже страдать за Него, не могли пободрствовать с Ним в молитве. Кто не умеет молится подобно Иисусу в Гефсимании, тот не может подобно Ему вести войну с врагом душ человеческих и побеждать его. Сон во время, когда нужно молиться, является проигрышем в духовной войне; проигрыш в жизненных ситуациях, делах и служении не заставит себя ждать…
Иисус был на сто процентов человеком, и Его плоть также не хотела идти на страдания, тем более такие ужасные. Он молился Отцу, чтобы, если только как-то возможно, чтобы эти грядущие страдания миновали Его. Такая реакция не была грехом самой по себе. Победа же Его была в заключительных словах молитвы: но не Моя, а Твоя воля пусть будет.
Мы имеем просить у Бога о всем, чего хотим, но правильно завершить выражение всех своих желаний перед Богом словами Христа – пусть Твоя воля будет в ответе на мою молитву.
Иисус Христос, победивши в Гефсимании – победил на Голгофе…
14:43-52 Всегда найдутся те, кого не убеждают чудеса и знамения, поведение и учение, кто просто слушается власть имущих, именитых и авторитетных, и по их наущению и приказанию готов идти, хватать, арестовывать, бить, мучать, предавать смерти хоть Самого Христа…
Почтительные слова, поцелуй – а за этим предательство. Насколько же может отличаться внешняя форма от внутреннего содержания!
Пробовал было Петр постоять за Христа; но ничего их этого не вышло. Не в такой помощи нуждался в тот момент Христос. Такие методы просто не работали, потому что всему тому, что происходило, должно было быть… Хорошо, что Иисус заступился за Петра в тот момент, потому что он легко бы мог пострадать вместе со Христом: только Христос за грехи мира, а Петр за свой горячий характер; Иисус бы воскрес, а Петр – нет…
Юноша, который голым убежал от воинов… Маскировка не помогла, его обнаружили и раздели, и пришлось бегством спасать свою жизнь… Так как в эту ночь Иисус был в Гефсиманском саду только с учениками, то юноша – это скорее всего апостол Иоанн, который был самым молодым из всех их…
Бежали с места ареста Христа все ученики…
14:53-72 Петр на первый взгляд был самым последовательным и смелым: он пошел за арестованным Христом в самое логово врагов, во двор первосвященника. Или в этом была дарованная ему от рождения храбрость и решительность; или его судила совесть за то, что он никак не помогает Христу; или здесь сыграло его самолюбие, ведь он буквально накануне так сильно утверждал, что будет с Христом до конца… Во всяком случае, Христос такой жертвенности от Петра в этот момент не требовал и не ожидал, само дело искупления, принесения Самого Себя в жертву за грехи мира должен был совершить Он Сам, и вся эта инициатива Петра была его самоволием. Потому заранее была обречена на поражение.
Сатана знает кого и как подослать, чтобы уязвить нас и угрожать нам. Если мы по своеволию находимся не на том месте, то мы подставляемся сатане, становимся уязвимыми. Если бы Господь в Своей любви не наблюдал за нами и не охранял бы нас – то «живых они поглотили бы нас» (Псалом 123:3). Господь использует эту ситуацию, куда привело наше своеволие, чтобы очистить нашу душу от корней, откуда растет неугодное Ему, в данном случае это были гордость Петра, его амбиции, самоуверенность. Здесь во дворе первосвященника, около костра, личность Петра проходила свою переплавку…
Уже давно начальники народа решили, что им делать с Христом. Но нужно придать дело законный вид, а потому ищут… лжесвидетелей. И таковые были; их не надо было учить говорить неправду, – они сами «заглядывали в рот», предугадывали желания и говорили то, что начальники хотели слышать. Христос в такие игры не игрался, а потому молчал в ответ на все эти надуманные обвинения…
Наконец первосвященник осмелился задать вопрос, которым, как он думал, Христа «загнал в угол», а на самом деле, которым подписывал приговор самому себе и всему народу: Ты ли Христос?! Христос до сих пор никогда не отвечал на этот вопрос так откровенно и прямо: ДА, Я ХРИСТОС…
Не признавши истинными слова Иисуса, они позволили себе и последующее: насмехаться над Ним, бить Его, предать Его смерти…
Но это были не только они, кто тогда совершали это гнусное и черное дело; грехи всех нас в лице этих людей распинали Его, и все мы своими грехами приняли активное и непосредственное участие в этом акте…