Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 31 октября – Евангелие от Луки 17-18 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
ЛУКИ 17-я глава
17:1-2 Соблазны. Соблазниться по своему значению стоит рядом со словом разувериться. Также это слово имеет значение: пойти вслед за обольщением грехом, впасть в искушение. Конечно, в корне за этим процессом стоит сам сатана. Но для этого он часто использует людей, которых перед этим поймал в свои сети, а потом использует их как свои орудия. Очень эффективными в этом у сатаны бывают те, кто ранее следовал за Христом, имел довольно высокий духовный авторитет, были даже служителями Господа и Церкви, а потом по каким-то причинам сами соблазнились грехом и потом в свою очередь разбивают веру у тех, кто духовно слаб, пребывает в младенческом состоянии или же отворачивает от серьезных поисков Бога тех, кто находится на пути к Нему.
Иисус Христос предупреждает нас о реальности этого духовного явления в жизни человеческой: невозможно найти места на земле и такого промежутка времени, где бы этот процесс не происходил бы. Сатана, грех и искушения всегда присутствуют рядом с нами во всю историю человечества, начиная от Эдема, и это есть Богом данная нам данность. Нужно быть по разуму совершеннолетним и понимать и признавать эту реальность.
Но Иисус предупреждает всех об соучастии в этом процессе соблазнения других. Очень тяжела вина этого греха. Конечно, и этот грех прощается Господом, когда он признается и исповедуется в искреннем и сердечном раскаянии. Но если человек так и не раскается в таком совершенном грехе – то лучше было бы ему не родиться… Особенно это касается тех, кто соблазняет верующих в Господа, детей Божиих, «этих малых» Его; ибо верующие – всегда только люди и способны быть искушенными и соблазненными.
17:3-4 «Наблюдайте за собою» – совет, важный для каждого из последователей Христа. Люди обычно склонны смотреть по сторонам и наблюдать за другими людьми. Иисус же предлагает нам воспитывать в себе навык постоянного самоконтроля, самоанализа, даже самоосуждения, как это написано в слове о Причастии у апостола Павла.
Наблюдайте за собою – чтобы вам не соблазнить кого. Это – в первую очередь. А далее – чтобы самим не соблазниться.
Наблюдайте за собою – чтобы вам прощать согрешающих против вас. Не считайте, сколько против вас согрешили, а смотрите, чтобы вам каждый раз от сердца простить, чтобы ни одного раза, ни одной ситуации не оставить в себе непрощения.
Справедливое воздаяние – это не наше дело, это сугубая прерогатива (право) Судии всех, а нам Он это не перепоручал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римлянам 12:19). Наше дело – прощать, чтобы самим быть прощенными за свои грехи, ошибки, промахи, пробелы и тому подобное. Ибо Он сказал определенно: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфея 6:14-15).
Если кому-то очень хочется принять участие в деле суда, тот берет себе выбор быть орудием для наказания, а это выбор, чтобы быть не в почетном употреблении у Владыки всего сущего. Всегда думайте: каким сосудом вы хотите быть, в каком употреблении?
17:5-6 Вера – великая сила. Даже когда это самоуверенность, то есть вера в самого себя. Что же говорить о том, когда эта вера – Божия!
Ученики чувствовали в себе необходимость в усилении и умножении веры, и они этого желали. Имеем ли мы желание развития в духовных качествах? И понимаем ли мы, что нам нужно развивать и в чем возрастать?
Вера с горчичное зерно способна горы переставлять – сказал им Христос. Еще одна иллюстрация: нежный и хрупкий росток поднимает и пробивает асфальт, раскалывает бетон и камень…
У нас же, у людей, бывает, что думаем, что имеем большую веру, с целую гору, а встречается нам проблема с зерно горчичное – и ничего сделать не можем… Другими словами: не ищите чего-то большого в глазах человеческих; сила Божья проявляется в немощи человеческой. «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2-е Коринфянам 12:9-10).
17:7-10 Служители Божии – слуги и рабы Господа, Царя царей и Господа господствующих. В мире нередко бывает так, что звание «слуга» или даже «раб» — всего лишь игра слов, благочестивое прикрытие высокой начальственной позиции между людьми. Когда же люди исполняют свои обязанности, и тем более если хорошо исполняют, то ожидают вознаграждения и похвалы. Господь же говорит Своим служителям, чтобы они не думали так, не вели себя так, не искали подобного и не ожидали для себя. Истинная позиция истинного Божьего служителя, чтобы он ни совершил из порученного ему Господом, – я раб ничего не стоющий, сделал то, что должен был сделать, и притом всегда можно было сделать больше и лучше. Это должно не быть внешней рисовкой, а должно быть искренне, честно, от всего сердца…
17:11-19 Один из десяти оказался способным к благодарности Господу. Христос нежно упрекнул остальных, и при этом ясно показал, что оценил благодарность вернувшегося к Нему исцеленного человека. Господь всегда замечает и оценивает нашу благодарность в Его адрес. Давайте будем учиться Его благодарить – в молитвах, в песнях, в свидетельствах и т.д.
Как же велика милость Господа! Он не забрал дарованного исцеления у тех, кто Его не поблагодарил… О, если бы Господь забирал назад благословения у тех, кто соответствующе Его не поблагодарил, – что бы осталось у нас?!
17:20-21 Иисус Христос ясно объяснил ревнителям внешней религиозной жизни – фарисеям, что Царствие Божие уже пришло на землю, и оно устанавливается уже сейчас, среди всего, что твориться на земле, в сердцах тех, кто его ищет, открывает ему свое сердце, принимает власть Его Царя, становится его гражданином через принятие Духа Святого и рождение свыше от Господа. Не ищите Царство Божие во внешних проявлениях! Ищите его на внутреннем, духовном уровне! Ведь внутреннее духовное не менее реально, чем внешнее, видимое, материальное и физическое…
17:22-37 Евангелист Матфей, водимый Духом Святым, помещает здесь отрывок из слов Христа о Его Втором Пришествии.
Многие верующие люди во все времена жизни на земле ищут и бегают за яркими внешними выражениями христианской веры, впечатляясь ими и ориентируясь на них. Конечно, каждому человеку, в соответствии с его душевным устройством и воспитанием, нравится и впечатляет что-то свое. Но если вы ищите Христа, то научитесь отделять для себя внешнее от внутреннего, и за внешним «не ходите и не гоняйтесь». Придет день Его Второго Пришествия, когда Он будет устанавливать Свое Царство на земле на тысячу лет, и тогда каждый из живущих в то время увидит это; никто не сможет пропустить этот момент.
Но прежде весь мир, все люди будут испытаны в своем отношении ко Христу. Хотя Голгофа, с одной стороны, имеет четко обозначенный в истории момент времени, когда это совершилось, с другой стороны, это событие имеет вневременное значение, ибо каждый принимает непосредственное личное участие в распятии Христа через совершение грехов (именно наши грехи распяли Иисуса Христа), каждый принимающий Божье спасение получает сегодня омытие своих грехов в жертвенной крови, текущей с креста и сегодня; также сегодня Христос воскресает в сердцах тех, кто принял Его, возрождая их к новой жизни в Нем. Итак, прежде чем наступит следующий период в истории человечества, должен завершиться предыдущий. К большому сожалению для человечества, хоть число спасенных и увеличилось среди живущих на земле к концу веков, но в целом человеческий род отвергал и отвергает Христа…
Но жизнь человеческая не возникла как-то случайно, сама по себе, и тем более не люди положили начало самим себе; Он – наш Творец, и Он – Вседержитель, Который абсолютно все контролирует, Он – Бог, Который сотворил все с определенными целями и четко ведет историю к их совершению. Придет момент, говорит Христос, когда вдруг, среди кипящей и шумящей жизни человеческой цивилизации неожиданно для людей придет момент завершения и подведения итогов, день, пришествие которого знает только Он. Придет неожиданно, как это в общем и локальном масштабе уже не раз происходило с отдельными жителями земли: со всеми жителями земли перед всемирным потопом, с жителями Содома и Гоморры, и мы тут можем вспомнить и добавить к этому списку многих других за прошедшую историю. Всевышний при этом не будет смотреть на то, что мы еще не сделали из наших планов, не обратит внимания на незавершенные дела, уже не будет ожидать пока в нас завершаться какие-то внутренние процессы, – уже ни на что времени не будет, даже ни одной секунды. Прямо среди всей кипучей активности человеческой цивилизации это случится…
В тот день каждый будет ответственен перед Богом за себя лично. Даже семья не будет иметь значения для определения вечного статуса. Супруг, с которым прожили долгую жизнь и вместе строили семью, вместе многое проходили и много достигали, может оказаться готовым в день Его пришествия и будет взят Им в числе Его детей, а другой наоборот останется. Двое будут вместе участвовать в добрых делах и служении Богу – но это не станет гарантией того, что у них будет одинаковая вечная судьба: один берется Христом, а другой оставляется. Что уже говорить о просто членстве в одной церкви… Господь будет решать вопрос спасения каждого человека сугубо индивидуально. Потому очень опасно успокаивать себя пребыванием в хорошем окружении: это не спасет никого! Что происходит лично с тобой перед Богом? Царство Божие есть у тебя в середине тебя, в твоем сердце???
Как мы можем ориентироваться, чтобы получить важные для себя ответы в этих вопросах? По плодам. Возьмите урок из обычной жизни: где лежит труп, там кружат в небе орлы. Труп на земле мы можем не видеть, но орлов, характерно кружащих в небе над трупом, видно издалека. Никто не может видеть сердце человека, как это видит Господь. Но результаты состояния сердца, плоды, проявляемые в жизни, видны бывают даже очень далеко. По этому и ориентируйтесь.
ЛУКИ 18-я глава
18:1-8 Христос учит нас не уставать в молитвах перед Ним. Для многих ответов от Бога, которые мы хотим получить, бывает нужно провести в молитве немало времени; иногда это время исчисляется даже годами и десятилетиями.
Почему нужно так много и долго молиться? Ответов может быть много на этот вопрос; думаю, что какую-то часть ответов в этой земной жизни мы никогда и не узнаем. Попробуем обозначить некоторые из них.
Настойчиво и прилежно нужно молиться, потому что во многих ситуациях Богу нужно время, чтобы сотворить ответ для нас, ибо так Он устроил эту жизнь. Пока мы молимся – Он творит ответ для нас, перестаем молиться – в духовном мире этот факт воспринимается, что как бы нам перестало быть нужным о чем мы молились, и ответ перестает осуществляться.
Прилежно нужно молиться, потому что нередко ответ связан с духовной войной. А ведение войны бывает разным: бывает победа за один удар по врагу, а бывают долговременные боевые действия, и когда мы молимся, тогда мы воюем за результат.
Не уставая нужно молиться, потому что в это время, когда мы молимся о чем-то и приближаем ответ, в это же время Господь работает над формированием нашего внутреннего духовного человека, воспитывая и формируя его. А это всегда берет время.
Бывает, что у верующего человека недостает других духовных качеств, чтобы получить более быстрый ответ на свою молитву: веры, святости, духовной зрелости, разумения ситуации и другого. Такие изъяны можно компенсировать настойчивой и долгой молитвой и молениями.
Христос обозначил факт: бывает, что Господь Бог не спешит отвечать нам на наши нужды, даже очень срочные и горячие. Но Он ободряет нас конкретно: не переставайте молиться, пока не получите ответ!
18:9-14 Как важно для каждого человека – не самому себе ставить оценку, а чтобы нас оценивал Господь! Можно самому себе ставить оценку по характеру, духовности, образу жизни, совершаемым делам, служению Богу, теологическим основам веры и всему другому. Каждый прав в глазах своих, как говорил Соломон: «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Притчи 21:2). Потому апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судья же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1-е Коринфянам 4:3-5). Важно не то, как мы думаем о себе; важно не то, как мы представим себя перед людьми и как они оценят нас; важно всегда одно – как Господь оценивает нас.
И еще одно замечание: сегодняшние фарисеи стали умнее: теперь они молятся молитвой мытаря… Потому, берегитесь самообмана.