Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 1 ноября – Евангелие от Луки 19 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
ЛУКИ 19-я глава
19:1-10 Благословенная история о Закхее; сколько в ней сокрыто важнейших указаний и уроков!
Иерихон, город основанный под проклятием, противопоставляемый не раз в Писании Иерусалиму, являющийся духовным символом своеволия и гордости человеческой, отступничества и жизни во грехе. Но через него идет Иисус, потому что Он пришел «взыскать и спасти погибшее» — благодарение и слава Ему!
Безусловно, если бы Он не захотел нас спасти, не сделал со своей стороны нужное для нашего спасения, не обратил бы милующее Свое лицо к нам лично, – то кто бы мог спастись сам по себе?! Никто и никогда! Это Он Сам пришел к нам на землю, а не мы пришли к Нему на небеса или же вызвали Его с небес. Это Он приходит в нашу жизнь, даже когда мы еще это не понимаем и не замечаем, и уже работает в наших сердцах и жизнях, ведя нас к спасению. Это ОН! Слава и благодарение Ему!!!
Если Он не обратит на тебя внимание и не станет доступным для тебя – ты никогда не сможешь найти Его. Мудрость всего мира не поможет в этом, ни образование, ни воспитание, ни религия, ни хорошая наследственность – ничто.
Но если Он благоволил проходить через твой личный Иерихон, тогда пришло время тебе обратится к Нему, взыскать Его. Потому написано: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Исаия 55:6). Ты не можешь найти Его, если Он не открывается тебе; но ты должен искать Его, когда Он обратился к тебе. Действие спасения в человеке совершается тогда, когда соединяются Божественная инициатива к спасению свыше с неба, и добровольный человеческий отзыв снизу от земли, – это и есть момент рождения свыше. «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Псалом 84:11-12).
Ты имеешь право свободного выбора, когда Он дает его тебе, и сколько дает – столько имеешь. Ты можешь не обратить на Него внимания; я думаю, что были в Иерихоне люди, которым был неинтересен Иисус вообще, и они не пришли к Нему на встречу. Были те, кто интересовались, но поверхностно, и их земные дела, важные и просто суета, не пустили их к Спасителю. Были те, кто смотрели с любопытством, были в общей толпе, ради поверхностного знания, но они не желали подчинять свою жизнь Ему, следовать за Ним. И были те, кто искал Его серьезно, но не знали, как решить свой вопрос, как установить с Ним близкие личные отношения. К таковым относился Закхей.
То, что мы делаем для своего спасения, оно не больше значит, чем то, что сделал Закхей: видите ли, он залез на смоковницу… Наши слезы сокрушения о грехах, наше покаяние, то, что мы пришли в церковь и все другое – не больше того, как залез на смоковницу Закхей. Но если бы он этого не сделал, остановился в нерешительности, совсем бы ничего не делал со своей стороны, – то и не получил желаемого. Обязательно делай то, что можешь, для своего спасения, пусть даже выглядит оно несерьезно с точки зрения мудрости человеческой! Дела наши, направленные на поиск Господа и познание Его и Его воли – они свидетельствуют о вере нашей, о серьезности наших намерений, о действительной жажде нашего сердца, и все это является очень важным перед Богом.
В том, что такой начальник залез на дерево, как мальчишка, был также важный знак: он смирился перед Христом, отбросил в сторону свой авторитет перед людьми, мнение людей. Ведь так мог бы на всю жизнь опозориться и долго бы потом в городе говорили как такой большой и важный человек вел себя как ребенок. Но ради Христа и спасения – не стыдись людей; Он говорил: кто постыдиться Меня в этом роде прелюбодейном и грешном, того постыжусь и Я перед Отцом и ангелами. Помните об этом! Господь говорит: вот на кого Я обращу Свое внимание: на смиренного и сокрушенного предо Мною и словом Моим…
Увидев сердце Закхея, Иисус остановился под смоковницей, где он находился. Возможно и на других деревьях сидели любопытные жители города, но Господу важно не внешнее выражение наших действий, а состояние сердца при этом. Сердце Закхея Он видел, а потому остановился под его деревом… Он никогда не пройдет мимо тебя, когда будет видеть у тебя угодное пред Ним состояние сердца…
Слезай, подойди ко Мне, Я иду к тебе домой, Мне обязательно нужно зайти к тебе… Закхей такого поворота событий не ожидал: потому что осознавал свою греховность и недостоинство и считал себя хуже всех других. Но не достоинство ищет у людей Господь, ибо его у нас нет, все мы грешники и по природе своей, и по делам, если меньше снаружи, то больше внутри. Он ищет нищих духом и нуждающихся в Нем, смиренных в осознании своего недостоинства, сокрушенных в признании личного несовершенства, готовых верою брать предлагаемое Им спасение. Пока мы уповаем на что-то свое, оно и является самым большим препятствием в том, чтобы стать облагодетельствованным Им.
Люди начали роптать… Видите ли, Христос ошибся адресом, не к тому зашел в дом, к слишком большому взяточнику и коррупционеру и вору, по которому тюрьма плачет; кто-то обвинил Христа, что дружит с богатыми; кто-то усумнился в способе, каким Христос выбрал Закхея: что, теперь всем нам нужно лезть на деревья?… Люди всегда хотят объяснить Христа своей логикой, рассказать за Него, что Он может делать, а чего не может (как будто состоят в Совете Господнем), то, что выходит за пределы их понимания Бога – объявляют ересью. (О, как нелегко бывает нам! Ведь и действительно есть ереси, а есть одностороннее ограниченное понимание, и одно от другого по своей сути отличаются как небо от земли…) Дух Святой через евангелиста говорит здесь: начали роптать ВСЕ…
Закхей, приняв Христа, возрадовался необычайно, и его готовое к принятию Христа сердце тут же дало обет Господу, принесши соответствующий плод своего покаяния: «половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Хотя законом Божиим было предусмотрено в этом случае просто прибавить пятую часть от нанесенного ущерба. Плод покаяния, настоящий, произведенный Духом Святым, будет обязательно не меньше требований закона, но в какой-то мере больше их, заповедей закона. Праведность покаявшегося, производимая поселившимся в нас Духом Его, обязательно больше праведности книжников и фарисеев… По плодам их узнаете их, реальность их обращения к Господу, суть их веры в Бога и все другое, что нужно и можно узнать…
Эти слова обета Закхея выглядели как его молитва покаяния. Сразу после них Христос сказал, что Закхей – спасенный Им человек. Еще и еще раз: Богу важна не форма, важна суть происходящего… Вы можете не выйти вперед в церкви на собрании, когда призывают к покаянию, но Бог, видя ваше сердце и затем жизненные решения, полностью засчитает вам покаяние. И вы можете исполнить всю религиозную форму церковного покаяния, и при этом остаться абсолютно тем же грешником, которым были до этого, ибо Господь видит всю глубину каждого сердца…
19:11-27 Дух Божий Святой только что учивший нас через евангелиста Луку путем передачи истории из жизни Христа и Закхея, после этого продолжает нас учить, но теперь уже через притчу, сказанную Христом. А ведь так всегда действует Господь в жизни каждого человека: вот Он учит нас через Писание; тут же Он учит нас в переживаемых нами обстоятельствах; затем переключает регистр и дает нам услышать свидетельство от ближнего; потом, если внимательны, то заметим и услышим наставление и урок от него во внешних обстоятельствах, происходящих в окружающем мире; и так далее… Человеку, если хочет быть успешным учеником Христа, нужно постоянно внутренне ухо «держать востро», сканировать духовную среду вокруг себя как радаром, чтобы не упустить все уроки, которые Господь дает нам практически постоянно. Здесь важны два момента: желание учиться постоянно и способность воспринимать Его учение, подаваемое различными путями.
Лука уверенно пишет: сразу после того, что произошло на глазах у присутствующих с Закхеем, Иисус ко всему происшедшему добавил учение в притче. Какая взаимосвязь первого со вторым?
История Закхея дает нам описание принципов совершающего спасения в жизни человека. Получение спасения и переживание рождения свыше от Бога в Его семью – Церковь, – это кульминационный финальный момент всей предыдущей жизни, всего предшествующего земного пути, которым Господь вел человека, часто допуская ему бродить и своими путями, благословенный результат всех пережитых переживаний. Но что, на этом и конец? Теперь просто храни и держи спасение и ожидай прихода Иисуса Христа или момента, когда Он заберет тебя от земной жизни? Каков смысл дальнейшей христианской жизни на земле? В сказанной притче Христос отвечает на этот невысказанный вопрос.
Человек высокого рода – это Сын Человеческий, Который, после совершения дела спасения рода человеческого должен будет сесть с Отцом на престоле, принять «силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу и благословение… и державу (власть)… на всю последующую вечность» (Откровение 5-я глава).
Но пока Он приготовляет там и нам место, в том числе (Иоанна 14:1-3), Он предлагает нам не праздное ожидание Его прихода, но дает нам задания для дней нашей земной спасенной жизни, чтобы мы пускали в оборот дарованное нам на земле, приобретая тем самым самим себе вечное, нетленное и непреходящее богатство, имущество, наследие. Фактически Он делает этим самым нас соучастниками творения своей же вечной жизни. И никто из нас не осудит Его за то, что Он дал на всю вечность: одному одно, а другому другое, ибо Он даст каждому в соответствии с тем, как каждый из нас употреблял в оборот то, что Он дал нам на земле для проживаемых нами коротких земных дней.
Господин возвратился коронованным царём; так и мы ожидаем Второго Пришествия Христа как Царя царей и Господа господствующих, Которому Отец «все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1-е Коринфянам 15:27-28). Когда же Он придет и начнутся события Его Второго Пришествия, то в числе первых событий, хоть и не самого первого момента, будет восхищение Церкви, воскресших и преображенных (1-е Фессалоникийцам 4:13-17), и Он позовет их всех на Судилище Христово (2-е Коринфянам 5:10). Там Он будет оценивать каждого верующего и всю нашу жизнь в спасении по всем мыслимым и немыслимым параметрам, по всей Своей справедливости, но, конечно, не взыскивая за грехи, за которые было заплачено Его страданиями и смертью.
Одна мина – это что-то одно, какая-то одна благодать, один какой-то дар Божий для нас на время земных дней, может быть душевный талант или духовный дар, может быть подарок в судьбе или благословение в делах и многое другое. Все, что мы имеем на земле, от самого малого до самого – дарованное нам Им; если бы Он нам не дал – мы бы никогда не имели бы этого.
Каждый из спасенных по-разному использует то, что Он дал нам. Кто-то дарованное ему старается по максимуму использовать для славы Божией и исполнить в этом вечную волю Бога. Кто-то ленится в труде для Бога, хотя и трудится, но не с полной отдачей, не забывая при этом и себя и свои земные интересы, каждый в свою меру. А кто-то решил, что Господь его благословляет для счастья в земных временных днях, все берет и проживает здесь для себя, решив, что главное – это не грешить, не промотать Божии дары в нехороших местах и сообществах.
Все рабы Его дадут Ему отчет за пользование данным Им. Каждый получит не просто награду, а вечное наследство. Если в малом, временном, земном были верны, правильно пользовались, – соответственно будет вручено вечное наследство, на вечные времена. Если были частично верны и посвящены, то соответственно той части, где и насколько были верны, будет вручено во владение вечное наследство. А те, кто был хитрым-лукавым, брал от Бога для своих земных дней и совсем не собирался вкладываться в вечную жизнь, кто во всех вопросах окажется таковым, тот даже будет выброшенным вон… (Не буду пускаться в дальнейшие рассуждения о том, что значат эти слова. Однозначно одно: таковым рабам Его будет очень плохо…) Иисус прожил на земле, будучи Сыном Человеческим, полностью отдав Себя для нас. Если же кто, из получивших Его спасения, при этом живет полностью для себя, то этим самым он противопоставляет себя Христу, становясь чужим для Него; как может таковой быть в вечности с Ним???
И еще есть те, кто не хочет подчиняться Иисусу Христу, как Мессии… Они будут избиты, то есть строго наказаны пред Его лицом…
Каждому верующему, чтобы правильно и достойно прожить свою земную жизнь, нужно прожить ее, постоянно ориентируясь на Судилище Христово, и оценивая все свои предприятия, дела, слова, намерения и все другое в свете ответственности, которую каждый из спасенных будет нести пред Судилищем Христовым. Только так можно прожить полноценную жизнь на земле, будучи спасенным…