Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 4 ноября – Евангелие от Иоанна 1 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
Евангелие от Иоанна некоторыми считается самым простым и доступным для понимания. Может быть это и так для тех, кто не имеет навыка для разумения аллегорий и притч, данных нам в других Евангелиях, кто не видит в приведенных там историях описания духовных принципов и процессов. С такой точки зрения Евангелие от Иоанна наиболее простое по подаче информации. Но по смысловому наполнению – это самое глубокое Евангелие, потому что открывает нам Иисуса Христа как Бога, Его Божественную ипостась, дает нам рассуждения и описания глубинной духовной сути упоминаемых вещей, явлений и процессов. Попробую и я, осторожно и аккуратно, порассуждать о глубочайших духовных сущностных вопросах, затронутых апостолом Иоанном в этом Евангелии…
1:1 Чего стоит только начало этого Евангелия, которое отсылает нас к самому началу, которое было задолго до описываемого нам начала нашего мира в первой книге Библии – Бытие, о котором один из отцов Церкви Василий Великий выразился так: «Невозможно и придумать что-нибудь такое, что было бы древнее этого начала: ибо это последнее не было бы и началом, если бы далее его существовало что-нибудь». Упоминаемое здесь Иоанном «В начале» было задолго до упоминаемого в Бытие 1:1 «В начале». (Кстати, этот момент является одной из многочисленных иллюстраций, что Библейское повествование никогда нельзя воспринимать как написанное в прямой зависимости от линии времени: мол, то, что ранее записано – происходило ранее, что позже записано – происходило позже по времени, — это абсолютно не так!)
Слово или Логос – это Сын Божий и Сын Человеческий Иисус Христос. В этом выражении – огромная и непостижимая глубина… Здесь есть указание и на то, что в настоящее время, при теперешнем развитии человеческой цивилизации, мы называем информацией или истинным знанием, а у Соломона названо мудростью (Притчи 8-я глава). Информация – в основе всего сущего, и только потом энергии и материи и все остальное, в своем порядке…
Так как Слово Бога – это Сам Бог, то можно сказать еще так: Бог решил обозначить Себя, явить Себя, открыть Себя. И Он это сделал не просто подав об этом информацию в виде слов или цифр, говоря настоящими человеческими понятиями и языком, но как бы осуществил Себя видимо. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1-е Тимофею 3:16). Бог, Которого никто никогда не видел, не может видеть и в вечном будущем никогда не увидит, по Своему суверенному изволению стал видимым в Том, кто назван Словом. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18). «Сущий в недре Отчем» – не только ранее существовавший, но и теперь существующий, и всегда и навечно там пребывающий, являющийся видимой сутью невидимого Бога…
В Священном Писании есть пророческие слова немножко, чуть-чуть больше описывающие нам этот момент. «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Псалтирь 109:3). Дух Святой использует как аллегорию сотворенный Им и известный нам земной процесс образования росы: во тьме ночи, в неизвестности, вода, которая невидимо пребывает в воздухе в виде водяных паров, под утро конденсируется видимо и становится обильной водой на траве и земле. Роса, эта та же самая вода, которая до этого пребывала в невидимом неуловимом состоянии в воздухе, и стала видимой и ощутимой в росе. Подобные же взаимоотношения между Богом Отцом и Словом-Сыном: суть одна и та же, внешнее выражение другое… Иисус Христос – это Бог, пожелавший стать видимым, притом не только для людей, когда родился на земле как Сын Человеческий, но и задолго до этого, в запредельном нам мире, когда пожелал стать видимым Ангелам и прочему творению… Невидимый Бог явил и являет Себя видимо в Иисусе Христе…
(Кто сказал, что это самое простое Евангелие?! Мы совсем чуть-чуть коснулись первого стиха, – и уже «утонули» в бездне его смысла…)
1:3 Все через Него, то есть, через Слово, через Иисуса Христа, начало быть…
Всё – это буквально всё сущее, не только наш мир и все, что в Нём, но и невидимый нам, параллельно существующий, как мы называем его упрощенно – ангельский, мир. Ведь тот мир, на протяжении всего Писания частично упоминаемый и фрагментарно описываемых, также имел свое начало и был сотворен когда-то Им, то есть, Иоанн конкретно утверждает – Словом, Иисусом Христом.
Значит: когда мы читаем в первой главе Бытие, что Бог творил все существующее сейчас, то здесь Дух Святой через апостола Иоанна погружает нас на более глубокий уровень откровения и понимания того процесса, объясняя нам, что Бог творил мир именно в Своей испостаси Сына-Слова. «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо ИМ СОЗДАНО ВСЕ, ЧТО НА НЕБЕСАХ И ЧТО НА ЗЕМЛЕ, ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Колоссянам 1:12-17)… Продолжая логически эти рассуждения, можно понять, что Адам в Эдемском саду прохаживался и беседовал именно с Иисусом Христом, Который тогда еще не был открыт людям так, как мы Его знаем теперь…
Бог Иисусом Христом сотворил весь ВИДИМЫЙ И ДОСТУПНЫЙ для нас мир, а также НЕВИДИМЫЙ И НЕДОСТУПНЫЙ. Причем Библейское повествование однозначно дает нам указания, что невидимый мир духовных существ был сотворен ранее видимого мира. Вот что означают слова первого стиха первой главы Бытие: «В начале Бог сотворил небо и землю»: небо – это невидимый и недоступный для нас в это время параллельно существующий мир, где обитают духовные существа, и он был сотворен первым, сначала небо. А потом Бог творил землю, то есть наш мир; со второго стиха дается нам развернутое описание этого процесса – творения земли, что подразумевает не только землю, но весь наш видимый и временный мир…
1:5 «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его»… Здесь справедливо утверждение: тьма – это не что-то сущее само по себе; тьма – это отсутствие света… Потому никакая самая великая тьма не может поглотить самый малый источник света! В самом слабом верующем человеке, в котором живет Дух Святой, есть великая сила света, непобедимая для всех сил тьмы, – благодарение и слава нашему Господу! «Вы – свет мира!»… «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2-е Коринфянам 13:5)…
1:12-13 «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».
Быть сотворенным Богом, по Его образу и подобию, – само по себе величайшая и самая высшая позиция во всем сотворенном Им мире, видимом и невидимом… Ни одно из других существ Бог не сотворил именно так. Но еще большая привилегия, благодать и более высокая позиция, – пережить рождение от Него! Сотворенные имеют возможность стать рожденными Им!
Чтобы лучше понять эту разницу, обратимся к понятной нам человеческой жизни. Сотворенными людьми являются: дома и другие строения, различные вещи, механизмы, автомобили, компьютеры, роботы и тому подобное… Рожденными являются только лишь наши дети!… Насколько же наши дети дороже нам всего остального, сотворенного нами! Так и у Бога: хорошо быть сотворенным Им; но насколько гораздо и несравненно высшая привилегия стать рожденным Им!…
Иоанн подчеркивает: сыновство – это не просто другое качество, пусть даже высшее по сравнению с другими качествами; сыновство – это реальная высшая власть детей Божиих, которая частично осуществляется уже сейчас в этом мире, но полностью будет реализована в будущем вечном мире… «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Луки 12:32). «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2-е Тимофею 2:11-12). «Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Римлянам 8:16-17)…
Ищите сыновства, ибо нам предписано искать Бога, когда можно найти Его (Исаии 55:6)… Просите Духа для усыновления, ибо нам дается обещание, что Дух дастся просящим Его (Луки 11:13)… Если получили – бережно храните дарованное вам сокровище (Евреям 6:4-6)…
(Пока, вместе с Иоанном, мы остановимся на этом месте рассуждения о рождении от Бога…)
1:29 «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», – слова Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Все жертвоприношения Ветхого Завета говорили и указывали на эту великую и совершенную Жертву, которую принес Сам Отец Небесный за грехи всего человечества, чтобы каждый, кто пожелает, имел право и возможность на вечную жизнь с Богом. Со времени принесения этой Жертвы религиозные жертвоприношения животных больше не были нужны. Иисус Христос прежде чем прийти в этот мир Царем и Судьей, сначала пришел как Спаситель и жертвенный Агнец. Ведь самая большая проблема человечества перед абсолютно святым и праведным Богом – это вопрос ошибок, заблуждений, немощей, похотей, грехов, гордости и своеволия, мерзостей и всего тому подобного, присутствующего в жизни всех без исключения людей. Эта проблему никто из нас не мог решить. Любя нас и желая нашего вечного спасения, Он пришел на землю решить эту проблему, принеся в жертву Самого Себя за грехи мира. Агнец Божий – это суть, центр и ключ нашего спасения…
1:30-34 Главный признак, по которому Иоанн должен был определить Мессию, был сходящий не Него Дух Святой…
И на сегодня, главный признак, которым определяются люди, которые приняли спасение Божие и стали Его детьми, частью Его народа на земле, – принятие Духа Святого. «В Иисусе Христе и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обещанным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего» (Ефесянам 1:13-14). «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Папа, Отец!» Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии… Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римлянам 8:14-16,9). В день Его прихода за Церковью – Своим народом, Своими детьми, Своей семьей на земле, именно наличием масла – Духа Святого, верующие в Бога люди будут отличаться друг от друга: готовые от неготовых, восхищенные от оставшихся (Матфея 25:1-13). В тот момент будут совершенно не важны: деноминационная принадлежность, внешние религиозные формы, теологические понятия, заслуги добрых дел и подвиги, – только одно: наличие Духа Святого внутри верующего в Бога человека…
1:35-51 Иоанн описывает некоторые подробности призвания учеников. Эти принципы важны нам и сегодня, когда мы принимаем решения о выборе пути следования за Господом.
Свидетельство авторитетного духовного лидера, истинного служителя Божьего, который является нашим пастырем или учителем или советником на предыдущем этапе нашего следования за Господом. Иоанна обратил внимание своих учеников на Иисуса, и они пошли за Ним…
Важно узнать, как живет тот лидер, за которым или с которым мы хотим идти следующий этап своей жизни за Господом. Учитель, где живешь, как живешь, чем живешь в обычной жизни? Хорошо говорить с кафедры или со сцены, подавать себя для людей в совершаемом служении, – могут и недостойные люди. Но недостойные люди не могут достойно перед Богом жить…
Личное свидетельство проверенных и доверенных друзей, – также сильный и важный аргумент. У нас не будет времени и возможности, чтобы проверить хорошо самим всю поступающую к нам информацию. Но у нас есть круг друзей, которых мы хорошо знаем, в принципах и позиции и духовном уровне которых мы уверены, а потому свидетельство их воспринимается нами как будто мы сами это узнали или пережили…
Однако при этом, когда есть положительное свидетельство хороших друзей, нужно еще получить какое-то личное свидетельство от Самого Господа, подтверждающее принятие решения. Петру Иисус, не зная его до этого по-человечески, сказал о его характере и избрании. Нафанаилу Он засвидетельствовал о сокровенной истории из его жизни, происшедшей под смоковницей. Свидетельство хороших и авторитетных людей – хорошо и важно; но для принятия окончательного решения нужно еще получить какое-то свидетельство от Господа…