Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 21 ноября – Деяния 21 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
С 21-ой главы и до конца книги Деяния идет описание последнего периода жизни апостола Павла – начиная от покушения на убийство и ареста в Иерусалиме и до доставки в Рим для суда перед кесарем.
21:1-14 Апостол Павел совершает путешествие в Иерусалим. По дороге им пришлось остановится в Тире на семь дней, потому что здесь разгружался корабль на котором они плыли. Апостол и сопровождающие его братья использовали это время для духовного общения с тамошней церковью.
Во время общения, по побуждению Духа, ученики говорили ему и просили не идти в Иерусалим, имея свидетельство, что его там ожидают большие трудности. Павел не послушал их советов и просьб, просто принял к сведению.
Совершая дальше свое путешествие, они пришли в Кесарию и остановились в доме Филиппа, в прошлом одного из семи избранных на диаконское служение в Иерусалимской церкви (Деяния 6:1-6). Спустя некоторое время мы узнали Филиппа как благовестника (или евангелиста), то есть проповедующего Евангелие неспасенным людям, в частности в Самарии и евнуху из Эфиопии (Деяния 8-я глава). Дочери Филиппа имели дар от Святого Духа – пророчества. В доме Филиппа Павел и его спутники оставались немалое время.
В это время к ним пришел брат из Иудеи, имеющий также дар пророчества, по имени Агав, и он провозгласил пророчество о том, что Павла в Иерусалиме ожидает арест и передача для суда римлянам. Услышав это пророчество, все присутствующие ученики, братья и сестры во Христе, а также его спутники в путешествии, просили Павла не идти в Иерусалим. Но апостол и здесь не послушался советов, просьб и увещаний, и сказал свое твердое решение при любых обстоятельствах идти в Иерусалим чего бы то ни стоило ему.
Здесь нужно вспомнить его слова, которые он сказал в беседа с пресвитерами ефесских церквей в Милите: «теперь я по влечению Духа иду в Иерусалим» (Деяния 20:22).
Итак, тот же самый Дух, который вёл апостола Павла в Иерусалим, по дороге туда давал пророческое слово через различных братьев и сестер, имеющих дар пророчества, о том, что его там ожидает.
Дух Святой, говоря через пророков о том, что его там ожидает, не говорил ему: не ходи туда. Наоборот, Он влёк его туда. Но предупреждал, готовил его к тому, что его там ждет, чтобы он был готов к такому повороту в его судьбе. Уговаривали же его не идти в Иерусалим верующие люди, которые любили его и дорожили им, и которым по-человечески не хотелось, чтобы Павла арестовали, посадили в тюрьму и судили, может быть даже приговорят к смерти.
Когда Господь говорит нам что-то, через Своих пророков или другим путем, всегда важно понимать: что Господь говорит и чего Он не говорит. Для верующих очень свойственно, услышав какое-то слово от Господа, откровение, пророчество, предупреждение или другое, тут же, основываясь на полученном слове, делать свои логические выводы, домыслы, принимать человеческие решения. Апостол Павел был духовно зрелым человеком, опытным служителем Божиим и духовным отцом, и потому, слыша пророчества от Духа Святого о своем аресте, в то же самое время не забывал о том, что тот же Дух его ведет туда, а потому он правильно складывал и соединял первое и второе откровение от Духа, – и потому продолжал путь в Иерусалим, при этом готовясь к ожидающим его страданиям за Христа. Многие же другие верующие люди, не имея такой духовной зрелости, будучи на его месте и услышав такое, обязательно прекратили свое путешествие и скрылись от возможного ареста… Наверное именно поэтому Господь многое из того, что нас ожидает, не говорит нам заранее, потому что мы не сможем правильно отреагировать на запланированный для нас путь…
21:15-40 Удивляет и учит нас поведение апостола Павла при всем этом: он точно знает, что его ожидает, ибо пророческие слова от Господа всегда исполняются на сто процентов, при этом он идет в Иерусалим как бы ни в чем ни бывало, встречается с братьями, останавливается у них, общается с Иаковом и пресвитерами, свидетельствует о Божиих благословениях в служении у язычников, – и ни слова не говорит им о том, что пророчески возвещено ему, что его ожидают арест и передача римлянам для суда! Он как бы избрал следующую линию поведения: если Господь кому-то открывает духом Святым пророчески что его ждет, – то он не оспаривает слов пророческого откровения, но делает все равно то, что ему лично говорит Дух. Если же Господь не открывает окружающим его верующим людям что его ожидает, – то сам от себя он также не говорит им о том, что знает об этом, предоставляя им самим увидеть все это в свое время, когда совершится… Другими словами: из данных нам Богом откровений всегда нужно понимать что дается нам для того, чтобы мы говорили об этом другим, – это нужно передавать и свидетельствовать другим, к кому нас Господь посылает. И понимать что дается нам для личного пользования, – об этом говорить окружающим не нужно, так поступать будет неправильно перед Богом.
Иаков и пресвитера любили и уважали апостола Павла, и они хотели по-человечески помочь ему, чтобы снять то напряжение, которое было среди евреев, осуждающих его за якобы личное отступление и пренебрежение ветхозаветним законом и религиозной традицией. Потому они со своей стороны дали ему разумный совет и сделали хорошее предложение как поступить, чтобы снять с себя все обвинения и показать свою личную верность религиозному закону. Павел послушался их. При этом лично он не обманывался: хоть он точно не знал когда, где и как случится, но он точно знал, что его во время этого посещения Иерусалима арестуют ради Христа. Получилось же так, что Иаков и пресвитера своими советами наоборот как бы помогли тому, что против Павла поднялось восстание. Если тому суждено быть – то этого никак не миновать, и не надо судить людей за «плохие» советы…
Павла схватили и начали бить. Инициаторами стали евреи из Асии – региона, где больше всего потрудился апостол Павел, обращая людей ко Христу и основывая церкви. Теперешние возмутители там проиграли Павлу по всем статьям и ничего не смогли сделать против распространения Евангелия, и вот они увидели беззащитного Павла прямо у себя, в сердце своей святыни. Сатана мигом поднял в сердцах этих людей волну возмущения и намеревался тут отомстить Павлу за все души, которые были освобождены из дьявольского рабства греха и тьмы.
Враг думал, что у него наконец-то получится; но он всегда не учитывает Господа Бога. Господь же использовал оккупантов-римлян для того, чтобы сохранить жизнь Павлу. Римские военачальники отреагировали очень оперативно на возмущение среди народа, скоро выявили его очаг, тут же забрали Павла из рук убивавших его, и начали сами выяснять в чем тут дело. Таким путем началось последнее миссионерское путешествие апостола Павла в Рим, столицу империи, куда давно он желал попасть, чтобы и там проповедовать Христа и Евангелие. Не планировал Павел свое путешествие именно таким образом; но ведь Господь еще задолго сказал через пророка: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8-9). Эти слова равно относятся как к неверующим, так и к верующим людям…
Римлян в принципе не волновали религиозные вопросы; ко всякой религии они относились приблизительно одинаково, принимая всех их богов в свой пантеон. Их волновал вопрос власти и налогов. Они внимательно наблюдали и пресекали у покоренных ими народов всякую попытку к возмущению, непокорности и восстанию. А тут еще совпало, что буквально накануне какой-то человек из Египта поднял восстание и увлек за собой около четырех тысяч человек. Может быть здесь дальнейшее продолжение той истории?
Господь использовал римлян в этом моменте истории. Неправильно понимать или делать выводы: кто лучше – римляне или евреи. Иисуса Христа распинали вместе, хотя, конечно, евреи были инициаторами. Каждый исполнял свою функцию в плане Божием по отношению к Павлу: евреи подняли мятеж, римляне забрали виновника возмущения для выяснения причин, а потом переправили в Рим. Не потому что кто-то лучше или хуже, а потому что у Господа был именно такой план, и для его осуществления в текущее время истории нужен был такой порядок событий. Римляне, которые сегодня спасли Павла, завтра могли так же ничуть не переживая казнить его. Павел хорошо это знал и понимал, и смотрел он не на людей, а на Господа своего, наблюдая каким путем Он ведет его в порученном ему деле служения…
Павел, используя ситуацию, хочет еще раз засвидетельствовать своему народу о своем обращении ко Христу. Это не было слово оправдания на суде, чтобы избежать осуждения и приговора. Если бы у него было такое намерение, то ему нужно было по другому составить свою речь, убрав из нее все заведомо будоражащие и возмущающие моменты. Павел об этом не беспокоился, отдав себя и свою жизнь полностью в руки Божии. Сейчас он видел только одно – замечательную возможность засвидетельствовать перед всем собранием своих рьяных противников (когда же он бы имел такую возможность???) о том, как Иисус Христос, Которого он не признавал вместе с ними, и последователей Которого гнал, как Он открылся ему и призвал его на служение. Павел поступает в точности со словами Иисуса Христа, говорившего Своим ученикам: «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам ДЛЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА» (Луки 21:12-13).
Апостол мудро и тонко ведет себя с римлянами, чтобы получить от них возможность для свидетельства перед своим народов. Для этого он заговаривает с тысяченачальником по-гречески; это был язык образованных людей того времени, интеллигенции. Поэтому римлянин сразу обратил внимание и вступил в диалог с Павлом. Далее, узнавши что он вообще не из этого региона, начальник еще более успокоился в подозрениях и позволил ему говорить к народу. Павлу же только это и нужно было. Римляне вместе с Павлом остановились наверху поднимающейся каменной лестницы, сыгравшей роль помоста для оратора, и Павел начал свое последнее слово свидетельства о Христе так любимому им еврейскому народу, его начальникам и старейшинам, знатокам и ревнителям закона и всем случайным свидетелям (но не случайным по Провидению Божию)…
Апостол не обольщался мыслью, что его свидетельство примут, что изменят свое мышление и отношение к нему. Он просто хотел исполнить свое служение по отношению к ним, а далее – Господь Сам будет работать в сердцах каждого услышавшего это свидетельство, подобно как Он работал в его сердце после услышанного свидетельства из уст первомученника Церкви Стефана. Далее – не его дело и не его ответственность. Далее Господь будет работать в жизнях и сердцах и разуме услышавших слово свидетельства…