Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 26 ноября – Римлянам 8 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
8:1-13 «Кто во Христе Иисусе»… «живут не по плоти, а по духу»… «если только Дух Божий живет в вас»…
То, что не мог сделать закон через обозначенные им заповеди, то сделал Дух Святой, через приносимое уверовавшим людям возрождение свыше. В этом основное отличие нового пути, предложенного Богом для спасенных Им людей. Царство Небесное было максимально приближено и сделано максимально доступным людям. Если ранее, в ветхозаветние времена, для обретения и исполнения Духом Святым нужно было преодолеть немалый путь в личном духовном развитии и познании Бога, подчинить свою жизнь заповедям Божиим, сделав их своей повседневной практикой, получить особенную благодать от Господа, которая выразиться в исполнении Духом Божиим, то теперь, в новозаветние времена благодати и спасения, для получения Духа Святого достаточным стало откликнуться на Божий призыв к покаянию, обратиться к Господу всем сердцем, – и человек сразу же получает Духа Святого, Который в каждом спасенном живет и присутствует как Божий залог вечного спасения и усыновления.
Когда Дух Божий приходит в наше человеческое естество, то Он производит то, чего не могли сделать заповеди закона, изменяя нашу сущность изнутри. Закон действовал снаружи, как бы насильно. Он был сам по себе совершенным и святым, но чуждым для греховной и развращенной человеческой натуры. Потому с неохотою принимался людьми. Когда же Дух Святой входит в человека и производит в нас возрождение нашего духа, тогда в нас возникает очаг праведности, добра и святости, для которого заповеди Божии – не чужие, но родные, единосущные, приятные и желанные.
Итак, жизнь по духу – это новый внутренний ориентир для верующего в Бога человека… Частично это можно понять в используемом выражении: жить по совести. Но жить по духу – это гораздо больше, на порядок выше, чем по совести… При этом, жизнь по духу полностью соответствует законам и заповедям Божиим, если смотреть в их корень, на самую их суть. Конечно же, жизнь по духу далеко не всегда совпадает с внешней обрядовой стороной, религиозным постановлениям, но никогда не противоречит их внутренней духовной наполненности… Качество практического жизненного благочестия у верующих, живущих по духу, гораздо выше, чем у верующих, живущих по плоти и закону…
Но верующие, получившие возрождение от Духа, в которых произошло рождение их духа, все же остаются пока еще на земле в своей старой плоти. И с этого момента начинается ожесточенная борьба у каждого спасенного возрожденного духа со старой, тленной, зараженной грехом плотью. Апостол призывает: верующие, получив спасение от Господа даром, по благодати, – живите по духу, не живите по плоти!
Та или другая жизнь начинается с мышления человека. Ведь сначала мы думаем, а потом поступаем; по крайней мере так Господь сотворил человека и такой путь нам определил, в отличие от животных. Мысли у нас где находятся, под чьим руководством – духа или плоти?
Живущие по плоти – помышляют о плотском, – что Иоанн характеризует как: похоть плоти, похоть глаз и гордость, – всегда по сути своей является враждой против Бога, закону Божьему хоть бывает и по-религиозному стараются, но по-настоящему покоряться не могут, несут в себе печать смерти духовной и всякого другого разложения, Богу такие люди угодить не могут…
Живущие по духу – помышляют о духовном, вечном, богуугодном, небесном, такие мысли в сущности своей несут новую жизнь и мир с Богом, тело человека при этом мертво для греха, не откликается на грех и искушения, праведность становится нормой и обычаем в повседневной жизни человека…
Жить по духу можно лишь только тогда, когда Дух Божий, он же Дух Христов, поселился и живет в нас… Жить в соответствии с религиозными правилами можно и по плоти. Такие религиозники презирают, не принимают и даже гонят – по возможности – всех непохожих на них верующих людей, они даже и не подозревают насколько сильно их плоть воплощается во всей их вероисповедной практике. Жизнь по духу и в Духе для них нечто неудобовразумительное, как бы чужое…
«Если Христос в вас, то тело мертво для греха»… Тут многие верующие повергаются в недоумение: ведь, как написано: «все мы много согрешаем» (Иакова 3:2). Так что – в нас нет Христа??? Но здесь нужно понять о чем говорит апостол Павел: в этом случае он пишет об определенной ступени духовного развития или роста верующего человека: (1) мы со Христом; (2) мы во Христе; (3) Христос в нас; (4) мы растворены во Христе, «уже не я живу, но живет во мне Христос». Достижение третьей ступени духовного роста – духовного юношества – сопровождается победой над своей плотью возрожденным от Него духом. При достижении этой ступени духовной зрелости повседневная святость становится обычной практикой в различных ситуациях, это жизнь в духовной победе. (Безусловно, в отдельных моментах может случится проигрыш и на этой ступени духовного роста, но это будут только редкие моменты.)
Тут же апостол Павел вспоминает Божие обетование о воскресении и вечной жизни: тела верующих, после смерти, в день Пришествия Христа за Своей церковью, будут воскрешены Духом Святым, живущим сегодня в каждом из спасенных. Вот еще почему так важно иметь Духа Святого в себе, а не только внешнюю религиозность…
Немало верующих людей, рассуждая о потребностях духа и плоти, принадлежащих им, говорят приблизительно так: так что мне совсем не заботится и ничего не делать для своей плоти? Только заниматься духовными вопросами? Так обычно оправдываются дети, выдвигая прямо противоположный контр-аргумент. Павел пишет: мы не должники плоти, не обязаны угождать ей, ублажать ее, подчинять свою жизнь ее желаниям и так далее. Мы должны жить в Духе и по духу, а плоть при этом должна просто обслуживать этот процесс, исполняя свою роль в полном подчинении и повиновении духу. Такова должна быть практика повседневной жизни верующего человека…
«Если живете по плоти, то умрете». Как правило, это не означает мгновенную духовную смерть верующего человека. Такое бывает очень редко, когда мы примем какой-то дьявольский духовный яд. В обычной же практике духовной жизни происходит точно так же, как и в физической жизни: сначала люди заболевают, потом, если нет соответствующего правильного лечения, болезнь переходит в более тяжелые формы, и если также и далее нет адекватной реакции и лечения, может прийти смерть. То, что происходит в физической жизни, дает нам точную иллюстрацию процессов в духовной жизни. Сначала человек заболевает каким-то вирусом греха. Есть грех, ведущий к смерти духовной, и есть грех не к смерти (1-е Иоанна 5:16-17). Что значат грехи к смерти? Жизнь по плоти, – пишет Павел. В послании Галатам расширяет наше понимание: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предупреждаю вас, как и прежде предупреждал, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Галатам 5:19-21). Если верующий человек заражается одним из этих грехов, согрешив однажды, он еще не лишился спасения, но серьезно заболел болезнью, ведущей к смерти. И если он не освобождается, не раскаивается, не отрекается, продолжает практиковать грех, то духовная болезнь переходит на новые уровни и необходимым становится очень серьезное духовное лечение. Если же такого лечения не предпринимать, то человек может дойти до состояния духовной смерти, лишения спасения, и тогда повторения процесса возрождения и обращения к Господу от самого начала для такого человека уже не будет. Вот в чём суть этого строго предупреждения апостола: смотрите, умрёте!!!
Жить по духу – это всегда будет так или иначе, в той или иной мере, но обязательно подчинять, укрощать, смирять, умерщвлять плоть и дела, исходящие из ее сущности. Если этого не делать – жить по духу не получится…
8:14-18 Можно быть уверенным: все, кто водятся Духом Божиим, являются сынами или детьми Божиими. Здесь хочу заметить: не все дети Божии водятся Духом Божиим, потому что бывает, что дети Божии водимы своею плотью, к большому сожалению. И бывает, что даже трудно разобрать, кто перед тобой: нерожденный свыше и неимеющий Духа Божьего религиозный человек или же рожденное свыше дитя Божие, но живущее по плоти??? С теми же, кто водим Духом Божиим, поступает по духу, имеет общение с Духом Святым, все просто и понятно: они – дети Божии, вне всякого сомнения…
Удивительно! Почему же часто бывает, что с плотскими и невозрожденными верующими, придерживающимися тех же религиозных правил нам бывает легко, а с истинными детьми Божиими, но придерживающими других религиозных форм, мы не можем иметь общение???…
Дух Святой, Которого принимает верующий человек, вводит его в особенные отношения с Господом Богом – отношения сыновства, в которых Он открывается нам как Отец наш Небесный, Папа наш… Некоторые верующие считают особенно духовным произносить именно так, как записано в тексте: Авва, Отче. Другие считают особенным духовным достижением обратиться: Папочка! Но по сути своей дело не во внешнем выражении, не в произносимых словах, а в сущности и реальности имеющихся отношений. Если мы будем произносить любые слова в Его адрес, но при этом не слушаться Его, не внимать Его голосу, не подчиняться Его воле, – то какие слова могут исправить имеющиеся плохие отношения?! Будьте детьми Его по сути, по выражению жизни, по состоянию сердца, а не только по названию…
Дух Святой, поселившийся в человеке, имеет прямые отношения и действует через возрожденный Им в нас наш человеческий дух. То есть, в верующем человеке есть Дух Святой и есть возрожденный Им дух наш. Дух Святой говорит с нами через наш дух. Нашему возрожденному духу Дух Святой говорит о совершившемся личном спасении и дает в этом уверенность: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом… Это написал я вам, верующим во имя Сына Божия, чтобы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1-е Иоанна 5:10,13). Конечно, бывает, что рожденные свыше, пока находятся в духовно младенческом возрасте, еще не умеют слышать голос Духа и различать его «от голосов других», а потому не слышат в себе ясно свидетельство Духа. Но по мере духовного роста, если рождение свыше действительно произошло, эта уверенность в спасении и усыновлении обязательно придет…
Быть спасенным и усыновленным Богом – это не просто так, не просто спастись от суда, наказания и погибели, не просто наследовать вечную жизнь. Дети Божии, подобно земным детям в обычной человеческой семье, являющихся наследниками своих родителей, – являются наследниками Небесного Отца, детьми Которого они стали. Наследники – это не просто красивое слово, это будущая реальность. Новый вечный мир, который творит Господь Бог, Новое Небо и Новую Землю, Он творит для детей Своих!!! Причем, это наследство Отец будет разделять между всеми Своими детьми – начиная от Иисуса Христа и кончая самым последним спасенным в Его Семью-Церковь. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О этом радуйтесь» (1-е Петра 1:3-6).
Мы – сонаследники, то есть получающие и делящие наследство с Иисусом Христом!!! Какая неизмеримо великая благодать Божия!!! Потому Христос и называет нас братьями: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоанна 20:17).
Люди много стараются приобрести себе богатство на земле; но ведь это только лишь для очень коротких земных дней! А нас всех ожидает вечность. Каким наследством ты будешь обладать там? Вот правильный вопрос для каждого из нас…
Апостол Павел добавляет, чтобы мы не приходили в недоумение во время земной жизни: ориентированные на вечную жизнь со Христом будут в земной временной жизни переносить страдания «ради Христа», и потому – не удивляйтесь, не смущайтесь, и даже более – радуйтесь этому! Потому что Сам Христос, живя идеальной жизнью среди людей, страдал от них. Мы же – не лучше Его, и следуя за Ним, Его путем, также не избежим той же участи. Но всегда помните: в конце, пройдя Свой путь, Он был прославлен Отцом. Так и нас, Божиих детей, ожидает слава по завершению земного пути, определенного нам. Потому, потерпите, не теряйте из виду вечную надежду!…