«СУДИЛИЩЕ ХРИСТОВО»
Сергей ТУПЧИК
(Продолжение 11. Начало 22.09.2018.)
Глава 9. КАЧЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ БОЖИИХ ПОВЕЛЕНИЙ
Следующий критерий для определения качества совершенных дел заключается в проверке соответствия процесса их исполнения заповедям Божиим. В обычной земной жизни это можно сравнить с соблюдением технологических условий в современном производстве. Чем совершеннее производимая вещь, тем выше требования к технологии: качеству материалов, точности размеров, соответствию соединений и многое другое. Когда Иисус Навин – помощник, ученик и наследник Моисея – начинал свое служение предводителя Божьего народа, Господь дал ему наставление: «Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, чтобы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иисуса Навина 1:8). К этому также можно отнести слова апостола Павла: «…не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Ефесянам 5:17). Апостол Иоанн писал: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества этого и соблюдающие написанное в нем…» (Откровение 1:3). Об одном из великих Божьих служителей в израильском народе мы читаем следующие слова: «…благодеющая рука Бога его была над ним, потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень, и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде» (Ездры 7:9-10).
Здесь нужно отметить очевидную истину: чтобы в точности исполнять Божественные инструкции, сначала нужно их в совершенстве изучить. Потому Слово Божье нам говорит: «Исследуйте Писание…» (Иоанна 5:39); «Блажен муж, который… о законе Его размышляет он день и ночь!» (Псалом 1:1-2).
Необходимость точного исполнения Господних законов и заповедей ярко проиллюстрирована в Библии историей, происшедшей с царем Давидом (см. 2 Царств 6; 1 Паралипоменон 13 и 15). Давид был замечен и избран Господом, по повелению Божию помазан судьей и пророком Самуилом на служение царя в Израиле. Потом, в начале пути, пережил успех, когда им был повержен великан Голиаф, одержаны победы над филистимлянами. Позже был период преследований и бегства от исполненного завистью царя Саула. Наконец, пришло время, Господь достиг Своих целей в процессе подготовки Давида к царствованию, и Саул погибает в сражении с врагами, освобождая царский трон.
Давид воцарился над Израилем. Он любил Господа всем сердцем, и потому беспокоился о ковчеге Божьем, который уже довольно долго находился на окраине Израильского царства – в доме Авинадава, на месте, куда мычащие коровы привезли его из земли филистимской. Саулу, который не имел личных отношений с Богом, не было дела до ковчега Господня. Но Давид, приняв власть, тут же вспомнил о нем. И царь решил перевезти ковчег в столицу Израиля – Иерусалим, разместить его на самом почетном и доступном месте, чтобы и он сам, и все израильтяне могли беспрепятственно приходить к святыне пред лицо Божье для поклонения и молитв.
Давид постарался организовать перемещение ковчега в Иерусалим с особым почетом. Для этого была выделена одна из лучших колесниц с могучими волами. Колесницу украсили дорогими тканями и коврами. Главнейшие, знатнейшие, богатейшие представители народа сопровождали ковчег. Было организовано музыкально-певческое прославление и поклонение Господу. Все израильтяне с огромной радостью славили Господа.
И вдруг, уже недалеко от места назначения, случилась неожиданная ситуация: в то время дороги были грунтовыми, колесница то ли наехала на камень, то ли попала в яму, сильно наклонилась – и показалось, что ковчег вот-вот опрокинется на землю. Сын хозяина дома, где ковчег стоял все эти годы, Оза, с самым искренним и хорошим побуждением протянул свою руку, чтобы поддержать святыню и не дать ей упасть. И как только дотронулся рукой к ковчегу – тотчас рухнул замертво.
Я уверен, что в тот момент многие важные люди советовали Давиду, чтобы он не обращал внимания на это происшествие, чтобы завершил начатое дело, потому что негоже царю останавливаться, не закончив то, для чего он собрал такое множество народа. Умершего можно положить пока в стороне, потом похоронить с почестями как героя, семье дать утешительное щедрое вознаграждение. Сейчас же главное – закончить дело.
Но не зря Давид был человеком по сердцу Бога: его не волновала реакция людей – он беспокоился о том, что думает Господь по этому поводу. Давид увидел, что Господь чем-то огорчен и не благословляет их мероприятие. В этот момент Давид не понимал и не знал, в чем дело. И он решает остановить шествие и отложить перевозку ковчега. Я представляю, в каком состоянии расходились израильтяне. Радость и веселие сменились недоумением и смущением. Каждый возвращался домой с опущенной головой, как будто сам был виноват в срыве священнодействия. Уверен, что некоторые даже критиковали и обвиняли Давида, хотя сами не могли объяснить, что сейчас произошло. Давиду же важно было получить ответ от Господа.
По прошествии нескольких месяцев молитв, исследований и размышлений Давид получил ответ. На этот раз он собрал к себе священников и левитов, служителей Господних, и сказал им: «Я знаю, почему Господь поразил нас тогда: потому что мы, хотя взыскали Его всем сердцем, но не сделали это так, как должно было делать». А как должно было делать?
К ковчегу, в соответствии с проектом, данным Моисею на горе Синай, были прикреплены по бокам кольца. В эти кольца должны были вкладываться длинные шесты. И шесты с ковчегом ложились на плечи левитов, а если более точно – сынов Каафовых (Числа 4:1-20), которые должны были пешком переносить святыню. От самого начала Господь Бог отверг перемещение ковчега любым другим способом: не колесницы, не другие средства передвижения – но только пешком, на плечах. И сопровождать ковчег должны были не самые знатные и богатые из народа, но отделенные для этого священники и левиты Господни.
Идея о перенесении ковчега с окраины в столицу была замечательной, искренность и радушие Давида и израильтян при этом были безупречными. Но они нарушили заповеди Божьи в отношении самого процесса исполнения этого дела. Нарушили не сознательно, а по незнанию, недосмотру, даже некоторому легкомыслию. И были поражены Господом. Не принял Он тогда их служение и поклонение Ему.
А ведь в предыдущей истории Израиля был чудесный пример, когда народ под предводительством Иисуса Навина входил в обетованную землю и им нужно было перейти реку Иордан. Тогда вперед пошли священники с ковчегом Божиим на своих плечах. И как только ноги священников ступили в воду реки, сразу образовалась нерукотворная невидимая плотина, вода перестала течь, и пока священники стояли с ковчегом в высохшем русле, народ беспрепятственно переходил по дну на другой берег. Народ закончил переход, священники с ковчегом Господним вышли из воды – и тотчас воды реки устремились по прежнему пути.
Давид разобрался в ситуации, получил ответ от Господа, и теперь, в свою очередь, подобно Иисусу Навину повелел приготовиться священникам и левитам, очиститься, чтобы они закончили переносить ковчег Господний на предназначенное ему место. Когда Давид и израильтяне сделали все так, как Господь постановил в заповедях о ковчеге, тогда Он благословил их в завершении этого дела: «И призвал Давид священников Садока и Авиафара и левитов: Уриила, Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава – и сказал им: «Вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши и принесите ковчег Господа, Бога Израилева, на место, которое я приготовил для него; ибо как прежде не вы это делали, то Господь, Бог наш, поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно». И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах. <…> …Бог помог левитам, несшим ковчег завета Господнего…» (1 Паралипоменон 15:11-15, 26).
Нередко я говорю в тех или иных случаях моим братьям и сестрам: возлюбленные, вы делаете замечательное дело Божие, но не так, как должно его делать; исправьтесь, пожалуйста. И часто слышу в ответ: мы делаем искренно и от всего сердца – к чему всякие придирки и требования, это уже закон, а не благодать. Но благодать не упраздняет заповеди Божии; она открывает их, научает, помогает и дает силу исполнять. Не подвергаю сомнению искренность и чистосердечие – я обращаю внимание на несоответствие Господним заповедям…
Так вот, на Судилище Христовом все то, что было сделано для Бога и ближних, но не таким образом, как Господь определил, чтобы оно совершалось, – все это сгорит как дерево, сено и солома, и такой труд не будет признан и вознагражден в вечном Царстве Божьем. Хотя Господь Бог в Своей суверенной и всеобъемлющей власти может воспользоваться для осуществления Своих целей на земле и таким духовно некачественным человеческим трудом. Но, повторюсь, самим людям за это никакого вечного вознаграждения не будет. Потому апостол Павел пишет: «Все подвизающиеся воздерживаются от всего: те – для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не бесцельно, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Коринфянам 9:25-27).
В заключение хочу обратить внимание на то, что положение на Судилище Христовом человека, который что-то делал в своей жизни для Господа и ближних, предпочтительнее, чем того, кто ничего не делал, «свято и неоскверненно» сберегая свои таланты в земле. Тот, кто так ничего и не удосужился сделать во исполнение своего предназначения, будет выброшен «во тьму внешнюю». Тот же, кто все делал некачественно, из «дерева, сена и соломы», – окажется оставленным в Царстве, только без наследства, которое сгорит в испытательном огне. Потому однозначно лучше хоть как-то пытаться исполнить свое предназначение, чем ничего не делать. Лучше «грешные делатели», чем «святые бездельники».
(Продолжение следует.)