Апостол Павел также очень ясно обозначает различие между формальной принадлежностью к истинной религии и жизнью, руководимой Духом Божьим.
«Вот, ты называешься иудеем (христианином), и успокаиваешь себя законом (Евангелием), и хвалишься Богом (Христом), и знаешь волю (благодать) Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона (Евангелия), и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе (Евангелии) образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь (не соответствуешь святости Божьей)? Хвалишься законом (Евангелием), а преступлением закона (против Евангелия) бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божье хулится у язычников (нехристиан). Обрезание (крещение) полезно, если исполняешь закон (заповеди Христа в Евангелии); а если ты преступник закона (Евангелия), то обрезание (крещение) твое стало необрезанием (некрещением). Итак, если необрезанный (некрещенный) соблюдает постановления закона (Евангелия), то его необрезание (некрещение) не вменится ли ему в обрезание (крещение)? И необрезанный (некрещенный) по природе, исполняющий закон (заповеди Евангелия), не осудит ли тебя, преступника закона (Евангелия) при Писании и обрезании (крещении)? Ибо не тот иудей (христианин), кто таков по наружности (названию), и не то обрезание (крещение), которое наружно, на плоти; но тот иудей (христианин), кто внутренне таков, и то обрезание (крещение), которое в сердце, по духу, а не по букве (названию): ему и похвала не от людей, но от Бога» (Римлянам 2:17-29).
Очень легко читают это место христиане, когда оно звучит конкретно для евреев. Естественно, самих евреев оно сильно раздражает, ибо обличает «не в бровь, а в глаз», убирает основы для формальной религиозной национальной праведности. Но для христиан справедливо и более важно прочитать это место Священного Писания применительно для самих себя, ибо это слово, сказанное Духом Святым через апостола Павла, сегодня не в меньшей мере касается и обличает христианский мир; так же раздражает и так же обличает «не в бровь, а в глаз».
Не прикрывайтесь «фиговыми листьями» теологических и философских умствований. Христос не говорил, что на входе в небесные врата будет экзаменовать нас по теоретическим теологическим понятиям. Он говорил о нашей вере, которая формирует соответствующие ценности, цели и взгляды и производит жизнь, соответствующую Его предвечному Слову. Наша жизнь показывает, во что мы верим реально.
Я уже не идеалист-максималист, ибо научен Богом Духу Христа, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит», потому не ставлю очень высоких требований. Вопрос стоит по-другому: наряду с присутствием всех твоих обычных человеческих достоинств и недостатков, – получил ли ты Духа Святого, Который реально произвел в тебе новую сверхъестественную жизнь от Него?
(Сергей Тупчик, «Возрастайте!», глава 3.)