Католическая и некоторые протестантские церкви имеют традицию перед праздником Рождества Христова отмечать четыре недели ожидания прихода праздника Рождества, – называется это время Адвент.
Латинское слово «адвент» означает: «пришествие» или «приход», что в этом контексте означает приближение или пришествие праздника Рождества.
Это – дни радостного ожидания праздника Рождества нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа.
Начинается этот период от четвертого воскресения, предшествующего празднику Рождества. В 2018 году этот день выпал на 2-е декабря. Из-за этой особенности четвертая неделя Адвента часто бывает неполной: в этом году в неделе четвертого Адвента только два дня: воскресение и понедельник.
С первого дня Адвента в католической церкви начинается литургический год.
В восточной православной церкви этой традиции соответствует рождественский пост.
В дни Адвента принято делать подарки, совершать дела милосердия и благотворительности.
В это время принято иметь в домах еловый венок с четырьмя свечами, соответственно четырем неделям Адвента.
Различные церкви и разные служители давали различные интерпретации смыслового значения каждой из недель Адвента. Я не буду проводить исследование всей этой темы. Обобщивши разные традиции, хочу предложить со своей стороны темы для размышлений на каждую из четырех неделей Адвента.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ. В первый день Адвента, в первое воскресение, зажигают первую свечу, которая называется – СВЕЧА ПРОРОЧЕСТВА. В эту неделю в церквях и домах читаются пророчества о рождении Мессии.
Размышляют о том, что приход Христа в наш мир для искупления грехов людей был запланирован еще прежде создания нашего мира. Это было частью Божьего плана спасения человечества. Всемогущий Бог абсолютно все контролирует. Главной из мотиваций в действиях Господа является любовь.
Господь через пророков за многие столетия предсказал многие детали, связанные с приходом Иисуса Христа на Землю: Его рождением, служением, страданиями, смертью и воскресением. Что написано в Писаниях Ветхого Завета о первом приходе Миссии на землю для искупления людей – все исполнилось во Христе. «Как написано у пророков» (Матфея 1:22; 2:5,15,17,23). Насчитывают более трехсот пророчеств, связанных с пребыванием Иисуса Христа на земле. Пророчества всегда были одним из главнейших доказательств истинности и богодухновенности Евангелия. Христианам важно их знать и учить этому своих детей.
Слово Божие истинно и верно. «Небо и земля пройдут, а слова, сказанные Господом, не пройдут» (Матфея 24:35).
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ. Во второе воскресение Адвента зажигают две свечи: первую и вторую. Вторая свеча называется – ВИФЛЕЕМСКАЯ СВЕЧА.
В эту неделю читают и размышляют о всех событиях, которые были связаны с рождением Спасителя, о чем записано для нас в Евангелиях.
«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Луки 2:10-11).
ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ. В третье воскресение Адвента зажигают три свечи: две предыдущих и третью. Она называется – СВЕЧА ПАСТУХОВ.
Подобно пастухам, которые, услышавши свидетельство посланников Господа, пошли, увидели Рожденного своими глазами и уверовали, так и мы, люди, призваны лично услышать слово от Господа, увидеть Иисуса, пришедшего в наш мир и распятого за наши грехи и уверовать. Иисус родился в Вифлееме, чтобы потом, на протяжении веков, до времени Своего Второго Пришествия, снова и снова рождаться в сердцах сынов человеческих, принимающих Его верою.
Также эта свеча символизирует проповедь Евангелия «до края земли», до последней минуты времени благодати и спасения. «Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2-е Коринфянам 6:2).
ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ. В четвертое воскресение Адвента зажигаются четыре свечи: три предыдущих и последняя четвертая. Четвертая свеча называется – АНГЕЛЬСКАЯ СВЕЧА.
Она символизирует Второе Пришествие Христа, теперь уже во славе, со святыми Ангелами, в первую очередь – за Церковью, за принявшими Его верою в течение данных им дней земной жизни.
В Своем первом пришествии Иисус Христос явился как Жертвенный Агнец, единственно удовлетворивший праведность и святость Бога Отца, взявший на Себя грехи всего мира и пригвоздивший их ко кресту. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание для примирения нашего с Богом было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:3-5).
Во Втором Пришествии Иисус явится во всей славе и силе, которую Он получил от Отца.
«И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу – благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откровение 5:11-14).
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его; а затем – конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, пока низложит всех врагов под ноги Свои» (1-е Коринфянам 15:22-25).
Конечно, это не единственные темы для нашей духовной жизни в эти четыре недели, – пусть каждый слышит голос Божий, говорящий к нему всякий день, и пусть будет внимателен и послушен Господу в каждодневных реалиях своей жизни. Но такие вехи, в виде праздников и особенных дат, помогают нам по-новому переосмыслить очень важные вопросы нашего бытия.
Хочу поздравить всех словами украинского рождественского приветствия: «Христос родился! Славим Его!» (Христос народився! Славімо Його!)