Читая Священное Писание – Библию, мы можем обнаружить ТРИ УРОВНЯ Божиих судов, которые Он совершает или будет совершать над людьми, в прямой привязке к истории нашей жизни в этом временном земном мире.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ Божьих судов – те, которые происходят в течение человеческой жизни на земле.
Это включает в себя: Господень суд над всем человечеством в целом, как, например, случившийся во времена жизни праведного Ноя всемирный потоп. Такое в истории земли до сих пор случилось лишь однажды. Но в соответствии с библейскими пророчествами мы ожидаем еще два раза подобный суд: сразу после завершения времени благодати и спасения для языческих народов будет семилетняя Великая Скорбь, во время которой земля будет очищена перед Тысячелетним Царством – Божьей Субботой в истории человечества; об этом достаточно подробно описано в последней книги Библии Откровение. А также будет последний суд в самом завершении истории существования нашего временного мира, который будет оканчивать настоящее бытие; об этом моменте ясно пишет апостол Петр: «Придет же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом пройдут (закончат свое существование), стихии же (различные силы и энергии нашего мира), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими до́лжно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2-е Петра 3:10-12).
Гораздо чаще на земле происходят Господни суды, совершающиеся над большими и маленькими сообществами людей, от великих империй до отдельных семей.
И еще чаще – Божии суды над каждым отдельно взятым человеком.
О судах этого вида немало написано в Писании. «На пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя… когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет смотреть на величие Господа» (Исаия 26:8-10). «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее (желаннее) золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сотов; и раб Твой охраняется ими; в исполнении (совершении) их великая награда» (Псалом 18:10-12). «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Псалом 100:1).
Можно наблюдать закономерность: чем более глобально действие судов Божиих, тем больше содержится в них смысла: очищения земли и человеческого сообщества от разного рода беззакония и мерзостей. Чем ближе действие Господних судов приближено к отдельной человеческой личности, тем больше в них заложено смысла для воспитания, дисциплинирования, исправления, направления в правильную сторону. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сыновьями. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем (детям) присуще, то вы – незаконные дети, а не сыновья» (Евреям 12:6-8).
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ Господних судов по отношению к людям – суд, который совершается сразу после смерти каждого человека, на котором определяется участь души в загробном мире, до времени воскресения тела.
Об этом суде нам написано очень мало, и практически совсем ничего о том, как происходит процесс этого суда. Больше сообщено нам о том, что происходит после вынесения приговора. Одно из наиболее ярких описаний было дано Иисусом Христом. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в язвах и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и собаки, приходя, лизали язвы его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (место для душ праведников в преисподней; было изменено на рай, место вне пределов преисподней, после искупительной смерти Агнца Божьего Иисуса Христа). Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на коленях его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени этом. Но Авраам сказал: дитя! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того: между нами и вами установлена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Луки 16:19-31).
Потому, в свете этого суда, который ожидает каждого человека после смерти, Христос не раз давал самые серьезные советы Своим слушателям, а вместе с ними и нам с вами: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его (здесь не имеется в виду реальный глаз, но что-то, что стало очень дорогим и важных для нас на земле, и что уводит нас в сторону от блаженной вечности): лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марка 9:47,48). «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последней копеечки» (Матфея 5:25,26).
Но еще лучше, превосходнее звучит Евангелие Господа Иисуса Христа: те, кто помилованы Господом и прощены Богом ради веры в спасительную и искупительную жертву Иисуса Христа, имеют Божественную амнистию и не попадают на этот суд для душ человеческих после смерти. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и НА СУД НЕ ПРИХОДИТ, но перешел от смерти в жизнь» (Иоанна 5:24). «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него НЕ СУДИТСЯ» (Иоанна 3:17,18).
Каждый уверовавший и принявший Божье спасение в Иисусе, с момента совершенного Христом подвига, идет в особенное место блаженного ожидания воскресения своего тела – рай. Об этом первый услышал из уст Христа покаявшийся разбойник: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего плохого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придёшь в Царство Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, теперь же будешь со Мною в раю» (Луки 23:39-43).
На втором уровне Господних судов осуждаются души людей, без их тел; потому что тела людей в момент смерти возвратились так или иначе в землю, из которой были взяты.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ судов Всевышнего – это финальный суд в самом конце истории существования нашего временного мира, суд перед Великим Белым Престолом, где будет определяться вечная судьба людей.
Наиболее подробное описание этого грядущего события мы находим в словах Иисуса Христа, Евангелие от Матфея 25:31-46; вот несколько отрывков: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне… И пойдут эти в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Другое описание этого события дано в книге Откровение 20:11-15: «Увидел я Великий Белый Престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
Те верующие люди, которые были спасены от осуждения после смерти, на втором уровне Господних судов, также будут автоматически спасены и от суда перед Великим Белым Престолом. Более того, Дух Святой через апостола Павла говорит, что святые будут судить мир, то есть всех остальных людей, на этом последнем суде (1-е Коринфянам 6:2-3). Они уподобятся присяжным заседателям, по образу существующей на сегодня судебной практики. Также упоминается, что на этом суде будут судимы также и ангелы-духи.
Перед заключительным третьим уровнем суда все люди переживут воскресение своих тел, причем будет три воскресения: воскресение верующих, помилованных и оправданных Господом, вошедших в число детей Божиих за всю историю мира; воскресение не принявших начертание – первое воскресение; второе воскресение, самое массовое по количеству, для всех остальных людей. Перед лицом вечности все люди будут восстановлены в своей триединой сущности – дух, душа и тело. И те, кто будет осужден на вечные мучения, и те, кто наследуют вечную жизнь, пойдут в ту или иную вечность в своих воскресших вечных телах.
Еще раз: Божьи суды во время нашей земной жизни больше носят воспитательный характер, для нашего вразумления и исправления. Самое большое наказание при этом – быть отправленным через смерть нераскаянным на второй уровень Божьего суда после смерти. Второй и третий вид Божьих судов – это подведение итогов жизни каждого человека. Мудро и разумно для каждого из людей всегда помнить и быть готовым предстать перед Всевышним Судьей. И помнить: Он будет судить нас не по нашим понятиям, но по Своим законам!
Самое же лучшее для каждого человека – не уповать на оправдание перед Божиим судом по своим делам, – ибо не оправдается перед Ним никто из живущих, – но принять прощение, оправдание и спасение, предложенное самим Богом в Иисусе Христе, чтобы вообще избежать Господних судов.
В этом размышлении я не углубляюсь в полное описание каждого из судов Всевышнего Владыки. Моей целью было только в общих чертах показать перспективу трех уровней судов Господа Бога над людьми, двое из которых уже совершаются над людьми, а третий ожидает нас в самом конце истории нашего временного мира.