«Вспоминается слепой Вартимей, которого Господь исцелил от приобретенной слепоты. Таковы и мы; мы не слепы от рождения, – мы делаемся слепыми, потому что ВИДИМОЕ НАМ ЗАКРЫВАЕТ ВЗОР К НЕВИДИМОМУ. И вот, мы должны поставить перед собой вопрос О НАШЕЙ СЛЕПОТЕ И О ПРОЗРЕНИИ.
Прозреть нам надо во многих отношениях. Нам надо научиться ВИДЕТЬ В СЕБЕ ЗЛО, которое делает нас мелкими, недостойными даже человеческого звания, – не говоря уже о том, что оно нас делает неспособными приобщиться Божественной природе, что является нашим призванием.
Но мы должны также научиться ВИДЕТЬ В СЕБЕ ОБРАЗ БОЖИЙ, ту святыню, которую вложил в нас Господь и которую мы должны уберечь, укрепить, которой мы должны дать воссиять полным светом через ПОДВИГ ВСЕЙ ЖИЗНИ.
Мы должны также научиться по-новому вглядываться в нашего ближнего. Мы слишком легко видим его недостатки; мы должны, в течение этих дней и последующих недель, научиться так всматриваться в глубины каждого нашего ближнего, чтобы увидеть в нем этот святой, Божественный образ, и научиться благоговейно, трепетно относиться к каждому человеку вокруг нас.
Но для того, чтобы видеть, нам порой нужно посмотреть на себя в зеркало. Какое же зеркало у нас есть? – ЕВАНГЕЛИЕ. В Евангелии мы видим совершенного Человека Иисуса Христа, каким мы призваны стать.
И мы видим вокруг Него и праведников, и грешников: грешников погибающих и грешников в покаянии спасающихся.
Мы все слепы: не физической слепотой, а духовной. Изжить эту духовную слепоту мы можем, только если обратимся к ЕДИНСТВЕННОМУ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ ВЛАСТЬ НАС ИСЦЕЛИТЬ, Который является светом во тьме, Который является жизнью и полнотой жизни.
Если мы над этим задумались (как мы должны были сделать), то теперь начинаем, может быть, прозревать в себе нечто: хотя бы нашу греховность, хотя бы нашу несостоятельность, хотя бы то, что у нас голод есть…
Давайте ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ БЛАГОГОВЕЙНО, ВДУМЧИВО, СЕРЬЕЗНО, с тем, чтобы через него увидеть в себе и все светлое, и все темное. Чтобы научиться видеть и в других тот невечерний, неумирающий свет, которого никакая тьма не может заглушить ни в Нем, ни в нас.»