Насколько неестественно, ненормально и очень печально, однажды родившись для жизни на земле, оставаться в младенческом состоянии, настолько и в духовной жизни, приняв спасение из рук Иисуса Христа и родившись от Духа Святого, неправильно и неестественно перед Господом в последующие годы жизни оставаться в том же самом духовном состоянии, на том же духовном уровне. Смысл жизни для человека заключается не только в том, чтобы быть принятым Богом, пережить рождение свыше и стать дитём Божьим, но также в том, чтобы, получив прощение грехов и спасение, далее возрастать, превращаясь из духовного младенца в духовно зрелого человека, отца. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, чтобы от него возрасти вам во спасение» (1-е Петра 2:2). «Пока все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; чтобы мы не были более младенцами» (Ефесянам 4:13-14).
Духовный рост нашего внутреннего, рожденного от Бога человека можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, это означает, что такой человек должен во всем уподобиться Христу. Русский мыслитель Владимир Соловьев (статья «Смысл мира») пишет об этом как об обожении человека, то есть смиренном уподоблении Христу во всем в днях своего земного бытия, в противовес обожанию человека, что означает гордое, самовольное присвоение себе позиций божества. Но на земле для любого человека полное уподобление Христу является недостижимой целью. Потому перед каждым из спасенных и рожденных свыше людей стоит более реальное задание: за данное нам Богом короткое время земной жизни, насколько сможем, приблизиться к идеалу, данному нам Богом в Его Слове и осуществленному в днях земной жизни Сыном Человеческим Иисусом Христом. Это и будет мерой нашего личного духовного роста.
С другой стороны, наше личное освящение, победа над грехом и искушениями и победа над своей плотью также определяют наш духовный рост. Еще духовный рост определяется степенью нашего посвящения Господу: насколько все, что мы имеем, и мы сами принадлежим Иисусу Христу. Есть немало и других проявлений нашей личности и характера, стиль жизни и служения и многое другое, что дополнительно характеризует наш духовный рост. Наш внутренний духовный человек подобен бриллианту, который имеет много граней, где каждая является частью целого и несет свою особенную информацию о конкретной перспективе нашего состояния.
Если мы духовно не развиваемся и не растем, то радость на небе, которая была у Небесного Отца, святых ангелов и других небожителей о нашем спасении в день покаяния и обращения к Богу, переходит со временем в глубокую печаль и слезы на глазах Спасителя. Он скорбит и плачет о том, что, пережив духовное рождение, некоторые Его дети не растут, остаются неразвитыми духовными инвалидами. Для них оказываются бесполезными все Его усилия и забота, все дары Его благодати. Вы помните из Писания, что Христос способен плакать: во время пребывания на земле Он не раз скорбел и плакал о неверии и черствости людей.
Когда я был молодым проповедником, искренним, горячим и ревностным о Господе, в этом случае я бы сказал всем духовным инвалидам, кто долгие годы остается духовным младенцем: если не изменитесь и не будете расти, то Господь отвергнет вас, выплюнет из Своих уст, как теплых христиан лаодикийской церкви, как что-то непонятное, непригодное и неприятное для Него. Но к этому времени Господь меня духовно вырастил, в личной жизни Он дал мне стать шесть раз отцом, и теперь я имею ясное понимание того, что любовь Божья превышает наше разумение. Даже в человеческой добропорядочной семье, когда рождаются дети-инвалиды, родители не отказываются от них. Безусловно, для них это скорбь, большое горе, но они будут опекать их столько, сколько это будет нужно и возможно, пока они будут жить. Они отдадут им свое время, силы и саму свою жизнь. Часто такие дети-инвалиды получают еще большее попечение, чем здоровые дети, которые со временем все больше могут сами позаботиться о себе. Так и Отец Небесный: Он ни за что не откажется и не отречется от вас, если только вы сами сознательно не отречетесь от Него. Он будет нести вас к вечности на руках любви, на пронзенных руках Иисуса Христа, будет плакать о вас как о Своих инвалидах и в то же время будет заботиться и обеспечивать необходимым для жизни. Бог возлагает таких незрелых христиан на плечи Своих духовно зрелых детей в Церкви и повелевает им нести младенцев-инвалидов как бремя от Него до самого перехода их в вечность.
Дух Святой на страницах Нового Завета свидетельствует о большом переживании в сердце Отца Небесного, когда отсутствует духовный рост у спасенных верующих. Апостол Павел пишет верующим в Коринфе: «Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею» (1-е Коринфянам 3:1-2). Автор послания к Евреям развивает далее эту мысль: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божьего, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:12-14). «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, пока не изобразится в вас Христос!» (Галатам 4:19).
Эйден Тозер, пастор и проповедник Христианского Миссионерского Альянса, живший в США и служивший Господу в первой половине двадцатого века, в книге «Стремление к Богу» пишет: «Как ни печально и как ни прискорбно, но в наш мрачный день мы отдали поиски Бога на откуп своим учителям. Ныне все завершается актом принятия Христа, и после него от нас не ждут страстного желания иных откровений Божьих. Мы пойманы в силки фиктивной логики, которая назойливо утверждает, что если мы однажды нашли Бога, то далее искать Его уже не надо. Это логическое ухищрение выдают за последнее слово ортодоксии и считают, что ни один почитающий Библию христианин не должен мыслить иначе… Однако в этом ужасном холоде, к счастью, еще теплится жизнь и есть несогласные с подобной формальной логикой. Именно они-то, надеюсь, и примут мой призыв отыскать уединенное место и в слезах обратиться: «Боже, покажи мне Твою славу». Они желают вкусить, прикоснуться сердцем, увидеть духовными глазами чудо, каким является Бог. Я совершенно сознательно хочу призвать к этой великой тоске по Богу. Отсутствие такой тоски и привело нас к современному столь нерадостному положению. Нельзя не видеть в безжизненных плодах современной религиозной жизни последствия утраты этого святого желания. Самодовольство опасно для всех форм духовного роста. Народу Божьему надлежит горячо стремиться к Богу, иначе Христос не явит Себя Своему народу. Христос хочет и ждет, чтобы Его возжаждали. Жаль, что многие из нас заставляют Его ждать довольно долго, зачастую слишком долго и даже напрасно».
Приведу несколько мест из Священного Писания, которые говорят об ожидании духовного роста и развития у верующих людей. Поразмышляйте и поговорите с Господом об этом.
— «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2-е Петра 3:18).
— «Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком добром деле и возрастая в познании Бога» (Колоссянам 1:10).
— «Истинное слово благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божью в истине» (Колоссянам 1:5-6).
— «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, чтобы от него возрасти вам в спасение» (1-е Петра 2:2).
— «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братья, потому что возрастает вера ваша» (2-е Фессалоникийцам 1:3).
— «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Филиппийцам 1:9).
— «Глава, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божьим» (Колоссянам 2:19).
— «Пока все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефесянам 4:13).
(Сергей Тупчик, «Возрастайте!»)