Только действительно рожденный свыше верующий человек способен духовно расти.
Если вы видите убежденного христианина, но всего лишь религиозного человека, который лично еще не встретился с Иисусом Христом, у которого не было искреннего и глубокого покаяния и обращения к Богу, который не пережил рождения свыше через принятие и действие Духа Святого в его душе, – то не ожидайте от него духовного роста и соответствующих прогрессирующих изменений в духовной жизни. Если человек не родился, как он может расти?! Потому жизнь такового обречена на следование религиозным обрядам и формам, на служение букве Божественного закона, а знание о живом Боге у него может увеличиваться разве только в разуме через слушание богослужений и наставлений, чтение религиозных книг и Библии.
Не упрекайте и не осуждайте его за отсутствие духовного роста, лучше посоветуйте и подскажите ему, что такое рождение свыше и как его пережить. Именно об этом говорил Иисус Христос еврейскому учителю закона Божьего Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоанна 3:3-7).
Полный процесс рождения свыше совершается, когда мы переживем рождение от воды и Духа. Вода здесь символизирует Слово Божье, Божественное учение, которое должно быть принято человеком верою, когда мы слышим (или читаем) Евангелие (Слово Божье), и оно в результате производит перемену нашего мышления и мировоззрения. Но это только первая часть процесса. Затем, когда Дух Святой в определяемое Им время посетит нас и прикоснется к нашему сердцу, (а это может произойти в церкви, дома, в больнице, в любом другом месте), и мы покаемся и призовем Его жить в нашем сердце и руководить нашей жизнью, мы испытаем неповторимое и благословеннейшее переживание – рождение свыше от Духа Божьего и станем новыми людьми, детьми Божьими. Кто родился от воды и Духа, тот пережил рождение свыше. И только тогда для нас открывается перспектива духовного развития и роста. <…>
РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ – НАЧАЛО ДУХОВНОГО РОСТА
В моменте рождения свыше нам открывается удивительный замысел Божий. Для еще не рожденного свыше человека самый важный смысл его жизни заключается в том, чтобы через разнообразные события, переживания, поиски и даже страдания прийти к своему рождению в Божью семью. Этот момент является кульминацией и достойным финалом всего предыдущего жизненного пути. Все другие земные цели жизни, по сравнению с этим, – мусор, грязь и ничто; как писал апостол Павел: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (пустым, напрасным). Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за мусор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Филиппийцам 3:7-9). И в другом месте: «На это самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2-е Коринфянам 5:5).
Когда же мы вошли в Божью семью через рождение свыше, тогда сам момент духовного рождения становится для нас новой точкой отсчета, с которой начинается новая жизнь в новой вечной перспективе. Все грехи, недостатки и несовершенства омыты кровью Иисуса Христа. Все упущения и напрасно прожитое время жизни аннулируются. «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремии 31:34). Человек получает особенную милость и благодать – начать с нуля свою земную жизнь, но уже с Господом. В этот момент мы получаем Святого Духа, Который возрождает наш человеческий дух, как написано: «Этот Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи» (Римлянам 8:16). Совершив в нас возрождение нашего духа Своим Святым Духом, Господь теперь ожидает, что в нас начнет происходить процесс роста внутреннего, духовного человека, процесс, который характерен для всего живого мира на земле.
Рождение свыше – это особенная точка в нашей жизни, подобная горному перевалу: конец всей прошлой жизни, прожитой по своей воле и воле врага душ человеческих, и одновременно начало новой жизни с Господом Иисусом, под руководством Его Святого Духа, которая будет продолжаться вечно!
ДЛЯ РОСТА НУЖНО АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ
В обычном, физическом живом мире процесс роста и развития происходит как бы сам по себе, в соответствии с программой жизни, от создания заложенной Творцом в каждый организм. Физически люди растут, не думая об этом, не ставя перед собой такую цель; обеспечивай необходимым жизнь – и рост будет происходить как бы автоматически.
С внутренним, духовным человеком дела обстоят несколько иначе. Господь Бог, со Своей стороны, постоянно заботится о нас, обеспечивает рожденного Им духовного человека всем необходимым для роста, создает условия, которые по максимуму способствуют необходимому процессу. Но Господь также постоянно ожидает отклика нашей души; самого по себе очень слабого, но осознанного личного нашего участия в процессе, к которому Он постоянно призывает нас. «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию… то вы, прилагая к этому все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2-е Петра 1:3,5-8).
Творец создал такой механизм, что, если мы не будем прилагать со своей стороны на каждом этапе требуемые от нас усилия, то процесс роста нашего духовного человека (то есть процесс духовного роста) не будет происходить. Потому, если христианин духовно не растет и не развивается, то не Господь виноват в этом. Бог, со Своей стороны, постоянно и с избытком снабжает нас всем необходимым и ведет нас именно тем путем, который нужен для нашего духовного роста. Обычно проблема находится в самом верующем человеке, который удовлетворяется тем, что ему прощены грехи, и далее не прилагает никаких усилий, ничего не делает для своего последующего духовного развития.
(Пастор Сергей Тупчик, «Возрастайте!»)