НАГРАДЫ И НАСЛЕДСТВО. Часто в Писании, когда говорится о награде в вечном Небесном Царстве, то подразумевается именно наследство, которое каждый из детей Божиих получит на Судилище Христовом от Небесного Отца.
В нашем обычном восприятии награда ассоциируется с дополнительным бонусом, орденом или медалью, грамотой, премией и тому подобным. Многие верующие люди как бы успокаивают сами себя тем, что без награды в вечности как-то проживут, обойдутся, главное бы – попасть туда.
Но каждому нужно понять и принять следующую мысль: речь идет не просто о каком-то знаке отличия для особенно чем-то угодивших Господу. На самом деле во всех этих местах говорится о формировании нашего личного вечного наследства. А осознание этого совсем по-другому окрашивает и определяет нашу земную жизнь.
Далеко не каждый способен на подвиг ради ордена или медали – но гораздо более людей готовы пойти на очень многое для приобретения миллионного наследства, если им реально представится такая возможность. Предлагаемое же нам Господом наследство – вечное и нетленное, которого после получения уже никто во веки веков не сможет отнять у нас, и потому несравненно выше всего того, чем может обладать какой-либо человек на земле.
Поэтому во многих местах Писания, когда мы читаем о награде, правильно будет понимать это как вечное воздаяние, подобное сбережениям и накоплениям, которые собирают люди на земле в результате усердных и упорных трудов.
Удивляюсь снова и снова подобию во многих моментах между жизнью временной и вечной! Это Господь таким образом сотворил для нас эти миры, чтобы нам, смотря на временное, легче было понять вечное, – благодарение и слава Ему!
Подобно как в земной жизни есть заработок, позволяющий нам приобретать имение, и есть разного рода награды, которые не имеют прямой материальной ценности, но являются особенными знаками отличия и могут наделять определенными привилегиями их владельцев, – точно так будет и в вечности. Господь говорит о наследстве, но также упоминает о разных особенных наградах для служащих Ему в течение земной жизни людей.
Каждая награда, полученная из рук Вседержителя, будет не просто прославлением с Его стороны тех, кто славил Его и особенно верно и посвященно служил Ему на земле, ибо Он сказал: «…Я прославлю прославляющих Меня…» (1 Царств 2:30). Даже в земной жизни обладающие наградами за особые заслуги получают постоянные отдельные права и льготы, например: бесплатный проезд, или бесплатное медицинское обслуживание, либо обеспечение государственным жильем и тому подобное. Так же произойдет и в вечной жизни: каждый из получивших награду от Господа Бога будет иметь соответствующие привилегии, которых он не лишится перед лицом всего вечного мира на веки веков!
Итак, то, кем мы будем в вечности, чем будем там обладать и какую позицию занимать, складывается из собранного нами и конвертированного в вечность наследства и полученных от Господа наград. И все это будет абсолютно справедливо и очень тщательно определено для каждого верующего человека на Судилище Христовом.
«ЛУКАВЫЙ РАБ И ЛЕНИВЫЙ». Некоторые христиане, рассуждая о вечном наследии, принимают скромный вид и говорят: я не гонюсь за наградами, не хочу что-то делать ради воздаяния в вечности – пусть же будет у меня все бескорыстно. Таковым хочу ответить словами Господина, адресованными рабу, закопавшему свой талант: «Лукавый раб и ленивый!»
В самом деле, давайте подумаем. Когда мы покупаем себе машину – то разве мы купим любой автомобиль, в любом техническом состоянии, не рассматривая его, и дадим за него любые запрашиваемые продавцом деньги, – ведь мы любим всякого человека, а в данном случае продавца авто, и желаем ему помочь в его финансовой нужде. Конечно же нет! Каждый, кто заявляет о своей бескорыстности в вопросах вечности, не будет бескорыстным в случае приобретения машины для временных земных дней.
Или когда мы покупаем дом для временного жительства на временной земле: может быть, мы «бескорыстно» не смотрим на его состояние, не обращаем внимание на грибок на стенах, на сгнившие опорные балки, на съеденные термитами перекрытия, на удобства или неудобства планировки и прочее? Или же постараемся за имеющиеся у нас деньги приобрести наиболее качественное строение самой подходящей для нас планировки?
Или когда мы посылаем своих детей в школу: разве не интересуемся, какие в ней преподаватели, какая моральная атмосфера среди учеников, каков уровень знаний у выпускников? Если мы не будем интересоваться подобными вопросами, то рискуем подвергнуть своих горячо любимых чад большой опасности или даже потерять их.
И так во всем. Что же получается? Когда мы строим свою жизнь на временной земле, то стараемся по возможному для нас разумному максимуму обеспечить благополучие себе и своей семье. Здесь нет греха перед Господом, это правильный подход в том, что касается земной жизни. Но почему же люди, когда идет речь об устройстве их собственной вечной жизни, проявляют необычайное снисхождение, этакий альтруизм, как бы смиренно полагаясь на Господа в том, что Он доверит им в вечности. Для временного земного – стараются как только могут, а для вечного небесного – не прилагают должных усилий. Вот потому Христос обличает такого раба в лукавстве. Кого ты обманываешь, дорогой человек?! На самом деле таковой живёт гораздо больше временным, чем вечным.
Другое же обличение – ленивый. Многие из этих верующих людей не похожи на обычных лентяев: в земных делах они очень трудолюбивые, усердные, прилежные, деятельные, экономные и тому подобное. Но как только перед ними возникает вопрос вечных ценностей, они тут же теряются, не знают что делать, становятся беспомощными, проявляют апатию, ибо это отвлекает их от привычной жизни. Они ленивы в вопросах и задачах, имеющих вечную, внеземную перспективу. Таковые духовно слепы, потому что не видят реальных противоречий в своем отношении ко временному и вечному, предпочитая первое второму.
Есть категория людей, кто ленив вообще, в принципе: равно как в вопросах обычной земной жизни, так и во всем, что касается вечности. Следует заметить следующее: ленивый в земных делах никогда не будет трудолюбивым в том, что имеет вечную ценность; но трудолюбивый в земном устройстве может быть ленивым для вечности.
Потому написано: «Не обманывайтесь» (Иакова 1:16; 1 Коринфянам 6:9; 15:33; Галатам 6:7). То есть: не обманывайте самих себя!
ЛЮБОВЬ ГОСПОДА И ЕГО ЗАБОТА О НАШЕМ ВЕЧНОМ НАСЛЕДИИ. Чем больше познаю Господа и Его дела в этой жизни, тем больше чрезвычайно удивляюсь и поражаюсь любви Бога к Своему творению и заботе о нем, а превыше всего – о человеке, которого Он создал по Своему образу и подобию. Похожие чувствования и действия мы можем наблюдать у любящих родителей, которые всемерно заботятся о будущем своих отпрысков, пусть даже те совсем об этом не думают, ничего в этом не понимают и ничего для этого не делают. Именно так, причем во много раз превосходнее земных родителей, поступает Господь в отношении тех, кого Он сотворил для вечной жизни в Своём присутствии и Царстве. Очень многие люди, в том числе и верующие в Господа, совершенно не заботятся о своём вечном наследстве; а Он это делает вместо нас и для нас. Хочу отметить три основных направления, в которых проявляется эта вечная забота Господа о наших душах.
Одно из главнейших направлений – учрежденный Господом на земле институт брака и семьи. В основах его находится заложенное Богом Творцом сильнейшее взаимное притяжение между мужчиной и женщиной, их нужда в друг друге, что выражается в величайшей и главнейшей духовной и душевной и плотской реальности – любви. Господом Богом также было определено, чтобы новые люди, приходящие для жизни на земле, рождались и взращивались именно в этой потрясающе удивительной и прекрасной колыбели возвышенных отношений.
Мы создаем семьи и в них заботимся о любимых супругах и дарованных нам детях. Очень естественно люди понимают, думают и говорят: мой супруг, мои дети, мой дом. В этом отношении и подходе, с самых первых шагов в семейных взаимоотношениях, очень много эгоизма. Именно эгоизм является первой и основной фундаментальной причиной практически всех возникающих в семье конфликтов. Присутствующий в браке эгоизм уничтожает вечную составляющую наших отношений, и все, что мы делаем в семейной жизни для своего личного комфорта, удовлетворения и радости, канет в небытие вместе с нашими бессмысленно проведенными днями и всем окружающим преходящим миром.
Господь же пробуждает в людях любовь другого уровня и качества: бескорыстную, жертвенную, радующуюся не личному комфорту, а счастью своего ближнего – супруга и детей. И всякий раз, когда члены семьи переступают через себя и больше заботятся о своих ближних, не считаясь с ущербом для собственных интересов, – они учатся истинной любви и одновременно делают вклад в созидание своей вечной жизни. Жить в своей семье все более правильно, лучше и эффективней перед Богом – это означает вместе с тем собирать свое личное сокровище на небесах. Очень многие люди только лишь благодаря семейной жизни будут иметь некоторое наследство от Господа на небесах, ибо все остальные стороны их земного бытия окажутся прожитыми неправильно и бесполезно с точки зрения вечной жизни.
Другое направление, в котором Господь Бог подталкивает и побуждает людей на формирование вечного наследства – совершаемый нами труд. От самого начала, еще до грехопадения Господь предназначил человеку работать на дарованной ему Богом земле: возделывать и хранить ее. Грехопадение привнесло проклятие в труд человека, но оно не было причиной установления обязанности работать как таковой. По учрежденному Творцом порядку человек, чтобы жить, должен работать. Так или иначе, но практически все люди задействованы (или должны быть) в этой сфере нашего земного бытия.
Но сам по себе наш труд на земле не созидает автоматически наше вечное наследство. Хотя потенциал, заложенный Богом, настолько велик, что фактически все, что мы должны делать и делаем на земле, может быть конвертировано в наше вечное наследство. Чтобы это происходило, при совершении нами земных трудов важны: мотивация, цели, принципы, исполнение и завершение.
Апостол Павел описывает некоторые основополагающие принципы: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога Отца. <…> И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Колоссянам 3:17, 23-24). Конечно, это не исчерпывающее описание; в Библии мы можем найти и другие важные наставления.
Сделав труд необходимой составляющей земной жизни, Господь и этим подталкивает нас к «собиранию сокровищ на небесах». Говоря по-простому: если мы работаем на совесть, максимально качественно, прилежно, инициативно, творчески, стараясь принести благо людям результатами нашего труда, – даже не понимая этого, мы участвуем в процессе созидания своего вечного наследства. Все это – по великой и невыразимой милости и благодати нашего Небесного Отца.
Третье направление, на которое я хочу обратить внимание, это «неожиданно» возникающие возможности для совершения добрых дел. Неожиданно – так выглядит с нашей человеческой стороны. Но у Господа ничего и нигде и никогда не происходит вне Его контроля и Его воли – повелевающей или допускающей. Очень многие из возникающих на нашей жизненной дороге ситуаций, побуждающих нас к добродетели, устрояются Господом и приходят от Него. (Конечно, не все, потому написано: имейте в добродетели рассудительность.) В этом проявляется Божья забота о нашем вечном наследстве, которое приумножается через наше добровольное и охотное участие в подобных делах.
Автор Послания к евреям пишет: «Гостеприимства не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам» (Евреям 13:2). Апостол Павел наставляет верующих: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере» (Галатам 6:9-10). Иисус Христос увещевает: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе хранилища неветшающие, сокровище, не оскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Луки 12:32-34).
Как часто находящиеся в плену мыслей о временном земном благополучии испытывают раздражение к тем, кто обращается с просьбой о помощи, и стараются уклониться от этого. Не людьми, а Господом, Который посылает просителей, они недовольствуют и пренебрегают. И тем самым так глупо отказываются от возможности полученное от Господа на земле конвертировать в свое же вечное наследство. Всем нам нужно очень внимательно относится к подобным ситуациям, которые взывают к нашему участию, стараться не упустить ни одного случая из посланных Господом для нас и делать всякое доброе дело добровольно, охотно, искренне, бескорыстно, с любовью, чтобы оно смогло войти в нашу небесную сокровищницу.
Так через семью, работу и возможности для добрых дел Господь созидает вечное наследство для созданных и рожденных Им для Себя. И хотя Его дети часто не понимают этого и не заботятся о своем небесном жилище, бывают зациклены на временном и земном, – но Отец Небесный, возлюбив их вечною любовью, Сам готовит их к вечности. Но при этом все же ожидается от нас необходимый минимум: доброты, жертвенности, искренности, добровольности и тому подобного. Чудесный и прекрасный и бесконечно добрый в милости и любви к нам, недостойным, Господь и Бог наш!
Но насколько же выиграют те из людей, кто сознательно и целеустремленно проживает все свои временные дни в перспективе ожидающей их вечности, вкладывая – конвертируя – по максимуму дарованное им земное и временное в небесное и вечное!
А ЕСЛИ ЗАВТРА ПРИДЕТ ХРИСТОС? Не раз слышал подобные высказывания: очень скоро, в ближайшие годы, придет Христос, а потому нет нужды строить молитвенный дом или храм. Правильна ли такая позиция?
Конечно нет! Я полагаю, если бы так и было, то следует приложить максимум усилий, чтобы успеть сделать возможно больше на стройке молитвенного дома перед лицом грядущего Второго Пришествия Христа, потому что все отданное нами для Господа конвертируется в наше вечное наследство, в том числе и то, что мы вложили в строительство материального здания для Господа: деньги, силы, способности, время и так далее. Это ничего, что молитвенный дом не будет восхищен на небо вместе с Церковью и останется на земле, в конце концов разделяя ее участь – «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:10).
Всякий раз, когда мы что-то делаем на земле с правильной мотивацией и в правильном перед Господом выражении, в это время параллельно происходит созидание нашего вечного наследства на небесах. Потому, зная о близком пришествии Господа, следует насколько возможно отложить в сторону временные земные дела и посвятить себя тому, что конвертируется в вечную жизнь.
Кто-то эту мысль выразил следующим образом: всегда нужно жить так, как будто завтра придет Христос, и в то же время так, как будто у нас впереди еще тысяча лет. В тесном взаимном сочетании этих внешне как бы противоположных взглядов формируется самая правильная позиция для жизни на земле.
(Пастор Сергей Тупчик, «Судилище Христово».)