(Книга «Беседы Ивана Пахаря», из всех книг, написанным выдающимся проповедником Чарльзом Спердженом, подобна книге «Притчи» в собрании книг Библии. Сперджен писал своим современникам, а я попытался выбрать из этого то, что наиболее актуально для нашего времени. Пусть оно послужит правильному созиданию каждой личности перед Господом. (Примечание — пастор Сергей Тупчик).
Упорный труд – вот первое условие успеха. Леность может дать только бедность и лохмотья. Пот лица твоего – единственный материал, из которого изготовляется золото. Засученные рукава приводят к лучшей одежде; кто не стыдится работать в фартуке, тот скоро сможет обойтись без него. „Прилежание – мать богатства», – говорят люди; а я добавлю: леность – подушка дьявола.
Тише едешь, дальше будешь; нельзя разбогатеть сразу. Жадность не увеличивает вашего состояния. Действовать тихо и верно – лучше, чем быстро и сомнительно. Прибыль ежедневного упорного труда обогащает человека куда вернее, чем доходы от случайных спекуляций. Маленькие рыбки более вкусны. Прибавляя каждый день нитку, вы через год получите канат. Кирпич за кирпичом строится дом. Сперва ползают, затем ходят, потом бегают и, наконец, ездят верхом. Поспешность больше всего мешает обогащению. Спешащие сами себе наступают на пятки.
Плохо начинать дело без денег. Трудно торговать с пустым карманом. В гнездо следует класть яйцо, так как куры несутся там, где уже есть яйца. Правда, что вы должны печь хлеб из той муки, которая у вас имеется; но, если мешок пустой, то лучше не нести его к пекарю. Оставайтесь лучше дольше подмастерьем, молодой человек, пока вы сбережете немного. Летайте, когда ваши крылья окрепнут. Если же вы попытаетесь летать слишком рано, то свернете себе шею, как тот вороненок, который пытался летать не оперившись.
Всякая селедка предпочла бы быть китом; но благоразумнее быть маленькой рыбкой, пока вы в мелкой воде; когда ваш пруд станет морем, то надувайтесь, сколько вам угодно. Торговать без денег – это то же самое, что строить дом без кирпича, разжигать огонь без щепок, жечь свечу без фитиля; такая торговля может дать лишь убытки. Не прекращай маленького дела прежде, чем точно убедишься, что крупное будет прибыльнее. Помни, что крошки – тоже хлеб. Плохую лошадь предпочту всегда пустой конюшне; половину хлеба ценю я больше, чем закрома без хлеба.
Лучше иметь скромную мебель, чем пустой дом. В наше трудное время лучше не двигаться с места, если можно прокормиться сидя на камне. От плохого к худшему не стоит переходить. Корка хлеба – плохая пища, но лучше никакой. Не прыгай с горячей сковороды в огонь. Помни, что многие люди нажили большое состояние в маленьких лавочках. Маленькая торговля, приносящая доход, лучше, чем большое предприятие, дающее убыток; лучше маленький огонь, согревающий вас, чем громадный костер, сжигающий деревню. Из маленькой трубы можно получить много воды, если иметь наготове ведро. Больших зайцев можно ловить и в маленькой роще. Овца может разжиреть и на маленькой лужайке и подохнуть от голода в огромной пустыне. Те, кто берется за многое, успевают лишь в малом. Можно порвать мешок, пытаясь набить его слишком туго, и разориться, чересчур жадничая.
В большой реке немало крупной рыбы; но берегись, чтоб в ней не утонуть! Меняйте дело, как можно реже; деревья дают мало плодов, если их часто пересаживать. Если у вас есть затруднения на одном месте, то они будут и на другом; если вы страдаете от сырости в долине, то на горе может быть слишком холодно. Есть ли место для осла, где бы ему не пришлось работать? Где может жить корова, чтобы ее не доили? Где найдете вы почву без камней и мясо без костей? Повсюду на земле человек должен есть хлеб в поте лица своего.
„Перемена не всегда к лучшему», – сказал голубь, когда его вынули из силка и клали в кастрюлю. Перемена должна наступить вовремя, и тогда следует постоять за себя, так как сидячая курица остается без корма. Но не надо быть и постоянно в движении, ибо на катящемся камне мох не растет. Кто одолеет, – тот победит. Кто дождется, тот постоит на своем. Но: то, и это, и еще другое, и опять новое – не дает в итоге ничего. Кто едет на одной лошади, не меняя ее, тот вовремя прибудет к цели. Семя растет на одном месте, птица в одном гнезде высиживает яйца, в одной печи печется хлеб, рыба живет в одной реке.
Не относитесь пренебрежительно к вашему делу. Плох тот кузнец, который боится собственных искр. Есть свои неудобства во всяком труде, не только у одних трубочистов. Если бы моряки отказывались от плаванья из-за сырости; если бы пекаря бросили свое дело из-за жары; если бы земледелец перестал пахать из-за холода, а портной отказывался бы шить, боясь поколоть себе пальцы, – то к чему бы мы пришли?! Бессмыслица, мой молодой друг!
Ни одно честное занятие не позорит; не опасайтесь запачкать рук: достаточно мыла, чтобы умыть их. Дело мастера боится. Умный человек может добыть деньги и из мусора. Даже на спичках можно много заработать, если продавать их много. Никогда не обращайте внимания на вонь, если дело прибыльное. Вы не можете добыть меда, если будете бояться пчелиных укусов, ни засеять поле, если не захотите запачкать сапоги. Белоручки пусть уезжают лучше в такую страну, где им будут платить за то, что они носят лаковую обувь и лайковые перчатки.
Для бездельников настанут хорошие времена лишь тогда, когда можно будет плавить железо при помощи одного южного ветра, вскапывать поля зубочистками, надувать паруса кораблей веером и орошать поля одеколоном. Но прежде, чем настанет этот золотой век, мы должны со многим примириться, и лучше приучить себя нести привычные тяготы, чем сломя голову мчаться туда, где будет еще хуже.
В этом мире страдание неизбежно. Всякий должен грести такими веслами, какие у него имеются, и так как нельзя заказывать себе ветер, то нужно пользоваться тем, какой нам посылает Бог. Терпение и труд все перетрут. Если кошка долго караулит мышиную нору, то она поймает наконец-то мышь. Усердный труженик вырастит капусту и морковь там, где у других растут лишь одни сорные травы. Как пахарь, я знаю, что поле можно распахать, пройдя его много раз туда и обратно; нельзя с одного раза распахать четверть километра. Если кто исправно трудится и пропахивает борозду одну за другою, тот обработает весь участок, тогда как лентяй ничего не сделает.
Будьте всегда начеку. Спящую птицу таскает лисица. Следует смотреть в оба, чтобы не пропустить заработка. Глупцы спрашивают: «который час?», – тогда как разумные люди знают свое время. Пускай мельницу, когда ветер благоприятствует; если же ты его пропустишь, то не жалуйся на судьбу. Бог дает всякой птице пищу, но не бросает ее в гнездо. Он дает нам наш насущный хлеб, но мы должны заработать его. Момент нужно ловить, вставая рано. Кто рано встает, тому Бог подает. Кто идет последним в ряду, тому вся пыль достанется. Вставай рано, и ты будешь весь день в хорошем настроении.
Никогда не пускайся на сомнительные дела, добывая деньги. Никогда не стоит слизывать мед с колючек. Честный человек не захочет уподобляться собаке, чтобы получить кость. Трудно ходить по дьявольскому катку; на нем хорошо кататься, но дело кончается опасным падением или что еще хуже. Не обрекай себя на вечные муки, ради земной прибыли; это значило бы то же самое, что утопиться в колодце ради глотка воды. Не берись за дело, которое вызовет угрызения совести. Лучше ходить босиком, чем в карете въехать в ад. Птица предпочтёт голодать, чем кормиться на убой. Мышь мало выиграет от того, что поест сала в мышеловке. Держись правила: или честно зарабатывать деньги – или не получать их вовсе, ибо деньги, заработанные мошенническим путем, прямой убыток.
Хороший товар, полный вес и умеренные цены привлекают покупателей в лавку; никто не порекомендует лавки, в которой его обманули. Мошенник может временно пользоваться успехом, но честность выгоднее всего. У жулика кошелек с дыркой. Краденые ботинки натирают мозоли. Человек с липкими пальцами убедится, что не одни только деньги прилипают к ним. Краденые угри превращаются в змей. Чем больше лиса грабит, тем скорее она будет поймана. Если мошенник хочет взяться за выгодное дело, то лучше всего, если станет честным. Если ты думаешь лишь о своей прибыли, то все же поступай честно, так как это выгоднее всего.
(Чарльз Сперджен, «Беседы Ивана Пахаря»)