На земле постоянно совершаются Божьи суды; без них очень быстро бы исчезли из жизни людей понятия о правде, справедливости, истине, добре, совести и вообще о морали и нравственности. Потому Давид, будучи вдохновляем Духом Святым, пишет: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими (не только от внешних опасностей, но и от своей плотской греховной природы), в соблюдении (действии, исполнении) их великая награда (воздаяние на земле и в вечности)» (Псалом 18:10-12). Пророк Исаия говорит: «Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет смотреть на величие Господа» (Исаия 26:9,10).
Божьи суды в истории мира совершаются над каждым отдельным человеком, над семьями, над сообществами людей (например, над селами или городами, организациями и фирмами, неформальными объединениями людей), над национальностями, над государствами и империями, над человеческими цивилизациями.
Фактически, это Божье действие постоянно совершается на земле, и оно является одним из выражений власти Бога Вседержителя и Господа Саваофа.
Не углубляясь в другие стороны исследования этого вопроса, хочу остановиться на одном пункте: что делать нам, КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ, будучи Божьим человеком, в то время, когда Божьи суды совершаются около нас на земле?
Сначала хочу заметить, что нам дано ограниченное право и даже обязанность совершать определенные суды. Например, родители имеют свыше данное им право судить поведение своих детей, а потому мудрейший Соломон пишет: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24). Конечно, здесь имеется ввиду разумное и с любовью совершаемое наказание. (Есть «мудрецы» больше Соломона, которые утверждают обратное… но мы не об этом сейчас.) Наказание совершает учитель над учеником, не сдавшим положенный экзамен, когда ставит неудовлетворительную оценку. Наказывает автоинспектор нарушителя правил дорожного движения. И так далее, и тому подобное. Даже в криминальных сообществах, не подчиняющихся общепринятым законам, действуют свои законы, причем даже гораздо более строгие и жесткие. Без совершения правосудия и судов вообще невозможно представить саму возможность существования человеческой жизни на земле.
При этом людям нужно очень ясно осознавать и постоянно помнить: где границы сферы и мера доверенного им совершения правосудия. Очень часто люди перешагивают данные им границы. Пусть даже не на деле, не будучи в силах совершить желаемое ими правосудие реально, однако на словах и в чувствованиях обычно не стесняют себя. А Господь Бог говорит: ненависть к человеку в душе – это то же самое, как бы ты убил человека. Ненавидящий ближнего – его убийца! Почему же ты ненавидишь? Потому что в сердце своем ты вынес в отношении ближнего свой суд и уверен, что он достоин такого твоего приговора.
Сколько ненависти живет в сердцах людей в отношении друг ко другу по религиозным, политическим, национальным, имущественным и другим причинам, а также из-за зависти, гордости, эгоизма. Писание говорит устами апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Римлянам 14:4). В таких случаях важно всем нам помнить слова Христа: «Не судите, и не судимы будете» (Матфея 7:1). Потому, хочу сделать первый вывод: не судите, не становитесь судьями того, что не поручено и не вверено Богом в ваши руки, пусть даже все вокруг заболели духовной эпидемией осуждения кого-то или чего-то, но вы – будьте духовно здравы: НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ.
Во время, когда Бог совершает свои суды вокруг нас, и мы можем и способны их увидеть, нас постигает искушение как бы стать соучастником этих судов, и в первую очередь – просто своими эмоциями, а значит сердцем и душой. Нам кажется: раз Бог гневается на кого-то, то и мы лично имеем право присоединиться к праведному гневу святого Бога; если Бог наказывает кого-то бичом, то мы в это время можем хотя бы свои слова присоединить к этому процессу. Берегитесь! Это совершенно неправильное заключение.
«НЕ РАДУЙСЯ, КОГДА УПАДЕТ ВРАГ ТВОЙ, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в глазах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Притчи 24:17,18). Бог прекращает делать одно дело ради исполнения другого; прекращает наказывать грешника и злодея ради того, что их ближний радуется постигшему тех наказанию. Обычно прекращают делать менее важное ради более важного. Значит, перед Богом менее важно наказать злодея, чем дать возможность кому-то из нас радоваться его наказанию. Почему? Потому что, радуясь наказанию грешника, мы грешим против заповеди «возлюби ближнего как самого себя» и примиряем на себя самовольно мантию судьи. Любя нас, предохраняя от последующего еще большего падения, Господь прекращает совершать Свой суд на наших глазах.
В одной из самых малых книг Библии, книге пророка Авдия, Господь произносит Свой строгий приговор потомкам Исава, называвшимся также Едом, за то, что они приняли активное участие в совершающихся Божьих судах над Израилем. «За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авдий 10-15). Рассмотрим этот отрывок, беря уроки для себя.
«ЗА ПРИТЕСНЕНИЕ БРАТА ТВОЕГО, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.» Едом вмешался в дело суда, которое Бог ему не поручал. Совершение суда было поручено царю Навуходоносору и царству Вавилона. Потомкам Исава показалось, что настало время свести древние счеты, что, раз Бог так сильно наказывает Израиль, то и они имеют право присоединиться к процессу совершения судов; это же Богоугодное дело – им казалось. Но Господь не избирает брата, чтобы наказывать брата. Имеет большое значение перед Богом, кого Он определяет нам в братья на земле, и мы должны всегда с этим считаться. Есть поговорка: друзей выбирают – братьев не выбирают. За то, что они «с головой» вошли в процесс суда над своим братом, они получили сами приговор от Всевышнего: ты будешь истреблен навсегда.
«НЕ СЛЕДОВАЛО БЫ ТЕБЕ ЗЛОРАДНО СМОТРЕТЬ на день брата твоего, на день отчуждения его; НЕ СЛЕДОВАЛО БЫ РАДОВАТЬСЯ о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия.» Злорадно смотреть, радоваться, расширять рот – все это не прямые действия, но выраженное отношение. Но Господь говорит строго и определенно: не следовало было тебе это делать. Когда посмотришь на жизнь людей, начиная от взаимоотношений между соседями и коллегами по работе и до межгосударственных и межнациональных отношений, — все сферы жизни человеческой поражены этим грехом. Люди, причем часто даже верующие в Бога люди, делают то, что Господь говорит: не следовало тебе это делать. Происходит же подобное из-за того, что вера у многих – на младенческом и детском духовном уровне, а соответственно нет Богопознания и Боговедения, и жизнь таковых протекает как у живущих по плоти христиан. «Если же свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?!» (Матфея 6:23).
После допущенного в сердце отношения, при провоцирующих обстоятельствах, вполне могут произойти действия; у Едома они произошли. «НЕ СЛЕДОВАЛО БЫ ТЕБЕ ВХОДИТЬ В ВОРОТА народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия.» Заходить на его территорию, смотреть на злополучие, брать себе его имущество, убивать, выдавать прячущихся – все это потомки Исава в пылу совершающейся войны делали с евреями. Участие их было малозначительным в общем контексте постигшей евреев беды: и без их помощи войско вавилонское сделало бы то, что намеревалось сделать, что Бог определил и поручил им сделать, как исполнителям и орудиям Божьего суда. Участие же потомков Исава было для них самими собою навлеченным на себя проклятием. Оно не пришло в тот час же, но сравнительно немного прошло времени – и совершилось.
Для судов над грешниками и беззаконниками Господь Бог, как правило, выбирает таких же, одного из них. Давид однажды сказал это так: «от беззаконных исходит беззаконие». Апостол Павел говорит, что в большом доме, что является образом всего нашего мира, есть сосуды для разного употребления, низкого, как горшки для помоев и туалета, и высокого, как посуда для еды и приема почетных гостей. Апостол призывает верующих принять призвание быть в этом мире сосудом Божьим для возвышенных Божьих целей: для спасения грешников, лечить раны больным, развязывать плененных дьяволом, вводить спасаемых в церковь Иисуса Христа, делать различные добрые дела во славу нашего Господа. Но в мире есть и другие сосуды, в том числе, для совершения Божьих судов. Они также могут выглядеть внешне привлекательно, но их привлекательность подобна золотому унитазу: красивый и дорогой – для нижайшего употребления. Навуходоносор получил от Бога власть, мудрость, интеллект, способности, построил процветающее государство, крепкую экономику и сильнейшую армию, — и все для того, чтобы быть способным совершить Божьи суды над окружающими народами, в том числе над Израилем. Когда же он окончил делать порученные ему свыше дела, то его самого ожидало наказание в семь раз превышающее все то, что он совершал над другими, и до сегодняшнего дня руины древнего Вавилона остаются руинами, как памятник всем тем, кто возомнил о себе, будучи бичом в Божьих руках. «Не будьте сообщниками их» (Ефесянам 5:7).
Правильный образец поведения для дитяти Божьего можем увидеть в пророке Иеремии. Он обличал руководителей, священников, пророков и народ об их грехах перед Богом, предупреждал о грядущих судах и очень открыто и ярко описал картину пучину греха и мерзостей, в которую было погружено общество израильское. Когда же пришло время и начали совершаться Божьи суды над нераскаявшимся и необратившимся народом, он никак не участвовал в процессе суда, но горько и безутешно плакал перед Господом о народе и всех постигших его бедствиях, все же умоляя Господа о милости и снисхождении даже во время совершения высшего приговора.
Также Иисус Христос плакал об Иерусалиме и его будущей судьбе, и на кресте молил Отца, чтобы простил распинавших Его и издевавшихся над Ним. «Христос пострадал за нас, ОСТАВИВ НАМ ПРИМЕР, ЧТОБЫ МЫ ШЛИ ПО СЛЕДАМ ЕГО» (1-е Петра 2:21). Не за политиками и знатными мира сего, которые почти всегда не любили или хотя бы недолюбливали Христа, не за харизматичными лидерами, у которых часто кроме харизматичности больше нет никаких достоинств перед Богом, не за большинством, которое часто ведет себя как безумное и легко кому надо управляемое стадо, не за своими личными желаниями и понятиями, потому что каждый из нас сильно поражен грехом и очень ограничен в познаниях вечного, – но за Ним, Которого как тогда не признали и не приняли достойно, так и сейчас, если и принимают, то со многими поправками, совершенно выхолащивая суть Его учения и самой веры в Него.
«Пастор Сергей Тупчик, «Размышления».)