Апостол Павел пишет о том, что верующие в Господа Бога люди должны уметь различать характеристики времени, в которое они живут. «Поступайте (действуйте, живите), зная время» (Римлянам 13:11). Понимать время и его характеристики относится к духовным знаниям, открываемым людям Духом Святым, и именуется в Священном Писании Боговедением (или Богопознанием). Это не первичный, простейший уровень, необходимый для спасения души от вечной погибели, ибо для этого достаточно детской веры в Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Боговедение – это разумение законов, заповедей и принципов, которые положены Всевышним в основу бытия, материального и духовного миров. Более того, это видение и разумения дел Божиих в мире и жизни человеческой в текущее время истории мира.
Как-то Иисус Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Иоанна 10:10). Жизнь вечная приобретается по дару благодати Его через веру и принятие Духа Его Святого, производящего рождение свыше. Приобретение жизни с избытком совершается в процессе всестороннего развития личного Богопознания.
Отсутствие Боговедения подвергает многим скорбям не только неверующих людей, но также и верующих в Спасителя и Господа. Через пророка Осию Всевышний говорит: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения; так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Осии 4:6).
Итак, одной из сторон Боговедения является разумение времени, в которое мы живем, и его характеристик, и жизнь в соответствии с этим пониманием. Ведь времена посылает и изменяет Господь, Владыка всего сущего. Никто из самых великих людей и даже все вместе взятые люди не могут сами для себя поменять время и его характеристики. И если Всевышний меняет время, то никто не сможет затормозить этот процесс при всем своем желании. Мудрость для человека заключается в том, чтобы жить в соответствии с характеристиками дарованного нам свыше времени, а если оно изменяется, то изменять соответственно стиль и образ своей жизни.
Есть известный отрывок из книги Екклесиаста, учение мудрого Соломона: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Екклесиаста 3:1-8). Далее он пишет: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия размышляй; то и другое сделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Екклесиаста 7:14).И еще: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Однако человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них» (Екклесиаста 9:11-12). Не понять характеристик пришедшего времени и не жить в соответствии с этим Соломон сравнивает с тем, как если бы мы попались в сеть или петлю: запутанные, связанные, ограниченные, обреченные, которым угрожает погибель.
Есть пророческое слово к семи церквям в книге Откровение апостола Иоанна, во второй и третьей главах. В этом пророческом слове я вижу минимум три перспективы, которых оно касается. Во-первых, здесь дана нам некая историческая перспектива всей новозаветной истории христианской церкви, с разделением на семь периодов. Мы с вами живем уже в последнем, седьмом периоде, в соответствии со словом к Лаодикийской церкви.
Во-вторых, семь характеристик этих семи церквей в соответствии со взглядом и определением со стороны Главы Церкви Иисуса Христа, являются семи основными категориями в определении духовного состояния всякой поместной церкви в любое время человеческой истории. То есть, хотя общая духовная характеристика времени, в которое мы живем соответствует Лаодикийской церкви, и большинство церквей во всем мире находятся именно в таком состоянии, тем не менее по местам есть поместные церкви, каждая из которых может находится в своем индивидуальном состоянии, соответствующем одной из семи характеристик.
В третьих, этой же оценке подвергается личное состояние каждого из верующих людей в отдельности.
Получается, что христианин может жить в общее всемирное время, соответствующее Лаодикийской церкви, и при этом, например, являться членом поместной церкви, находящейся в духовном состоянии, соответствующем посланию Сардисской церкви, а в своей личной жизни переживать преследования и гонения за Христа и веру в него, подобно Смирнской церкви. Как вы понимаете комбинаций разных вариантов здесь может быть много.
Однако мы должны понимать, что все судьбы и все времена, во всех перспективах, даются Господом. Есть линия судьбы от Господа Бога для всемирной истории человечества, в том числе для Его всемирной Церкви. Есть Всевышним определяемая судьба для каждого народа и государства в отдельности (причем, довольно часто, отдельно для государств и отдельно для тех или иных народов), а также для отдельных деноминаций и национальных церквей. Есть судьбы и времена, ниспосылаемые Владыкой всего сущего, для более мелких человеческих сообществ: городов и сел, тех или других небольших человеческих обществ и организаций, семей, поместных церквей и другого тому подобного. И есть судьба от Господа для каждого отдельного человека, верующего и неверующего. В контексте данной нам Всевышним судьбы приходят к нам определяемые свыше времена с их отличительными особенностями.
Полнота мудрости в этом случае будет в том, чтобы видеть и понимать характеристики даруемого Вседержителем времени на каждом из вышеперечисленных уровней.
В посланиях семи церквям мы можем видеть семь поместных церквей, находящихся в разном контексте дарованных им внешних условий. Соответственно, каждая церковь переживает свои вызовы: обстоятельства, опасности, проблемы и задачи. Каждой из них звучит свое обличительное и предупреждающее слово от Господа. В каждом послании звучит свой особенный призыв, непохожий на сказанное другим церквям. И обетования побеждающим в каждом времени и обстоятельствах отличаются от того, что было провозглашено другим. Иисус Христос не требует от верующих, находящихся в Фиатире, того, что было сказано находящимся в Ефесе или Филадельфии.
Как часто люди ведут себя неразумно с этой стороны! Выводят какие-то общие формулы для всех времен и ситуаций и вынуждают всех понимать, действовать и жить соответственно этому. Но не так поступает Господь: Он учитывает посланное Им время с его характеристиками и соответственно корректирует, причем нередко даже очень сильно и много, Свои требования к жизни каждого человека на земле.
Понимать и знать время, в которое мы живем, может быть очень судьбоносным для нас. Однажды Христос произнес такие слова во время завершения Своего служения среди Израиля: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто сейчас от глаз твоих. И придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты НЕ УЗНАЛ ВРЕМЕНИ посещения твоего» (Луки 19:41-44). Последствия этого неразумения данного им тогда времени еврейский народ (именно народ, а не отдельные индивидуальные личности) несет до сегодняшнего дня. Но подобные проблемы были и присутствуют сегодня не только у евреев: они поставлены в Писании как бы на пьедестал, на всеобщее обозрение перед всеми, и на их примере призваны учиться все другие народы. Как пишет апостол: «Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам» (1-е Коринфянам 10:11).
После времени пребывания Иисус Христа на земле и восхищения Его на небо, еврейский народ поднимал два восстания против римлян: в 66-73 годах и 132-135 годах. Каждое из восстаний подавлялось римлянами с большой жестокостью, приводило к огромным жертвам среди восставших и способствовало все большему выселению евреев из своей земли и рассеянию среди народов мира. Они не хотели согласится с мыслью, что для них у Всевышнего уже минуло время, в которое Он позволял им иметь свое независимое государство, и заплатили очень высокую цену за непринятие характеристик пришедшего для них нового времени. Все равно с ними произошло так, как это определил для них Господь Вседержитель; ибо от планов Своих Он не отступает в угоду нам, людям. Но своим несмирением и несогласием с Его планами, возмущением и противлением мы только навлекаем сами на себя соответственно все большие суды, наказания и бедствия.
В какое время живешь ты, дорогой друг, и каковы его характеристики, в том числе и духовные?
Христианам в Ефесе звучало такое слово: «Вспомни, откуда ты упал, и покайся, – и твори прежние дела». Какие дела им нужно было продолжать творить? «Труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откровение 2:2-3). Верующим же, жившим в Смирне, среди гонений и преследований, было сказано: «Не бойся ничего, что тебе нужно будет претерпеть… будь верен до смерти» (Откровение 2:10). К верующим в Пергаме сказано: «Ты живешь, где престол сатаны… имею немного против тебя… есть у тебя держащиеся учения Валаама… есть у тебя держащиеся учения Николаитов… покайся» (Откровение 2:13-16). Слово к Фиатирской церкви звучит как бы очень скромно по части требований: «Не возложу на вас другого бремени, как только то: что имеете, держите, пока приду» (Откровение 2:24-25). Христианам в Сардисе Господь Иисус проговорил: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв… Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся» (Откровение 3:1-3). К верующим в Филадельфии звучат слова Христа: «Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего… Держи, что имеешь, чтобы кто-то не восхитил венца твоего» (Откровение 3:7-13). Наконец, к христианам Лаодикии прозвучало слово: «Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откровение 3:14-22). Для каждого человека и церкви, в разные времена – свое оригинальное предназначение, свои требования и задачи.
Приведу еще один пример: во время отступления Израиля от Господа, через пророка Исаию были сказаны такие слова: «Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» (Исаии 24:16). И потому пророк Амос говорил: «Разумный безмолвствует в это время; ибо злое это время» (Амоса 5:13). Это вполне согласуется со словами Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матфея 7:6). Другими словами: бывают такие злые времена, когда говорить о праведности, справедливости и всем том, что богоугодно, не только бесполезно, но даже и опасно для напоминающих об этом. «Слово Господне было редко в те дни, видения не часты» (1-е Царств 3:1). Однако и в такие времена Господь видит всех верных Ему и заботится о них, сохраняя их среди всеобщего нечестия и растления, а во время совершения судов сохраняет их жизнь: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч человек: всех их колена не преклонялись пред Ваалом, и всех их губы не целовали его» (3-я Царств 19:18); «А ты просишь себе великого, – не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю жизнь твою во всех местах, куда ни пойдешь» (Иеремии 45:5). Пророку Иеремии Господь говорил: «Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя. Не видишь ли, что они делают?» (Иеремии 7:16-17). Вот такие тяжелые времена бывают в истории народов и земли.
Итак, знаешь ли ты: какие характеристики имеет данное тебе свыше время в разных перспективах: личной, твоего ближнего окружения и всеобщего контекста? Понимаем ли мы, в чем поступаем неадекватно перед Господом, – если таковое имеется, – и какие претензии Он имеет к нам? Слышишь ли ты, понимаешь и принимаешь ли, что Дух Святой говорит тебе в отношении твоей жизни в посланное тебе время жизни? «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквям» (Откровение 2:7,11,17,29; 3:6,13,22), – что Дух Святой говорит каждому из верующих в Него.
«Поступайте (действуйте, живите), зная время» (Римлянам 13:11).
(Сергей Тупчик, «Размышления».)