Насколько неестественно, ненормально и очень печально, однажды родившись для жизни на земле, оставаться в младенческом состоянии, настолько и в духовной жизни, приняв спасение из рук Иисуса Христа и родившись от Духа Святого, неправильно и неестественно перед Господом в последующие годы жизни оставаться в том же самом духовном состоянии, на том же духовном уровне.
Смысл жизни для человека заключается не только в том, чтобы быть принятым Богом, пережить рождение свыше и стать дитём Божьим, но также и в том, чтобы, получив прощение грехов и спасение, далее возрастать, превращаясь из духовного младенца в духовно зрелого человека. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, чтобы от него ВОЗРАСТИ ВАМ ВО СПАСЕНИЕ» (1-е Петра 2:2). «Пока все придем в единство веры и познания Сына Божьего, В МУЖА СОВЕРШЕННОГО, В МЕРУ ПОЛНОГО ВОЗРАСТА ХРИСТОВА; ЧТОБЫ МЫ НЕ БЫЛИ БОЛЕЕ МЛАДЕНЦАМИ» (Ефесянам 4:13-14).
Творец сотворил этот мир в такой реальности, с таким принципом, что все живое в нем в процессе своего бытия проходит период зачатия, а затем растет и формируется, достигая полноты зрелости: растут трава и цветы, кустарники и деревья, растут насекомые, слизняки и черви, растут рыбы и все обитатели водных просторов, растут птицы и звери, растут и люди в процессе своего физического бытия на земле.
Все творение проповедует нам о Творце, рассказывает нам о Его законах, заложенных Им в бытийную сущность нашего мира. Наблюдение за творением, изучение и исследование его, должно было бы подсказывать людям и давать ответы на вопросы о смысле и цели своей жизни на земле, как правильно ее проживать перед лицом последующей вечности.
Так вот, все творение учит нас, что одной из главных задач для нас, людей, в течение дней своего земного бытия, является возрастание и формирование душевное и духовное, то есть всестороннее развитие своей нематериальной сущности, которая, после завершения периода жизни на земле, перейдет в вечный мир. С этой стороны, временная земная жизнь для каждого человека является местом формирования для последующего вечного будущего.
Здесь нужно сделать важная замечание: если для всего остального живого творения, чтобы оно полноценно развивалось и росло, важно просто создание соответствующих благоприятных условий, – и рост происходит как бы само собою, то для духовного роста человека Творцом предусмотрено активное соучастие со стороны самого человека. Со Своей стороны, Отец Небесный обещает и делает абсолютно все необходимое для нашего духовного развития. Более того, для каждого из нас Он прописывает оригинальную и индивидуальную программу развития и наблюдает за ее исполнением. Однако при этом за каждым человеком остается то, что должен он делать со своей стороны. Так определено и сотворено Всевышним. Это как вторая сторона медали, неразрывно соединенная с лицевой стороной. И определяется это свободной волей и правом выбора, дарованными каждому из нас по Его воле.
Духовный рост нашего внутреннего, рожденного Духом Святым человека, можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, это означает, что растущий человек должен взять себе за цель: во всем уподобиться Христу. Русский мыслитель Владимир Соловьев (статья «Смысл мира») пишет об этом как об обожЕнии человека, то есть смиренном уподоблении Христу во всем в днях своего земного бытия, в противовес обожАнию человека, что означает гордое, самовольное присвоение себе позиций божества.
Но на земле для любого человека полное уподобление Христу является недостижимой целью. Потому перед каждым из спасенных и рожденных свыше людей стоит более реальное задание: за данное нам Богом короткое время земной жизни, насколько только сможем приблизиться к идеалу, данному нам Богом в Его Слове и осуществленному в днях земной жизни Сыном Человеческим Иисусом Христом. Это и будет мерой нашего личного духовного роста.
С другой стороны, духовный рост – это наше личное освящение, победа над грехом и искушениями и победа над своей плотью; все это в совокупности также определяет наш духовный рост.
Еще духовный рост определяется степенью нашего посвящения Господу: насколько мы сами и все, что имеем, принадлежит Иисусу Христу.
Есть немало и других проявлений нашей личности и характера, стиля жизни и служения и многое другое, что дополнительно характеризует наш духовный рост. Наш внутренний духовный человек подобен бриллианту, который имеет много граней, где каждая является частью целого и несет свою особенную информацию о конкретной перспективе нашего состояния.
Если мы духовно не развиваемся и не растем, то радость на небе, которая была у Небесного Отца, святых ангелов и других небожителей о нашем спасении в день покаяния и обращения к Богу, со временем переходит в глубокую печаль и слезы на глазах Спасителя. Он скорбит и плачет о том, что, пережив духовное рождение, некоторые Его дети не растут, остаются неразвитыми духовными младенцами-инвалидами. «Говорю вам, что на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии… Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Луки 15:7,10). «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями (служителями Божиими); но вас снова нужно учить первым началам слова Божьего, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:12-14). «Я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею» (1-е Коринфянам 3:1-2). «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, пока не изобразится в вас Христос!» (Галатам 4:19).
Каждый верующий в Бога человек на пороге встречи с вечностью будет оценен со всех сторон (2-е Коринфянам 5:10), в том числе будет измерен достигнутый духовный рост, и это повлияет на позицию каждого из нас в вечной жизни и размер получаемого вечного наследства. Как учил Христос: «Если в неправедном богатстве (временном, земном) не были верны, кто доверит вам истинное (вечное)? И если в чужом (все что мы имеем мы на земле – чужое) не были верны, кто даст вам ваше (то, что в вечности получим мы от Господа в собственность на веки веков)?» (Луки 16:11-12).
(Сергей Тупчик, «Размышления».)