Эти слова произнес Иисус Христос, когда в очередной раз учил Своих учеников-апостолов и окружающих Его людей понятиям и истинам Царства Божьего. Богословы и исследователи Библии условно назвали эту беседу Иисуса Христа «Нагорной проповедью» по причине того, что она была произнесена Божественным Учителем на одной из гор Израиля (см Матфея 5:1).
Упомянутое нами – первое из перечисленных Христом блаженств. Полностью оно звучит так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3). С тех пор, как эти слова были произнесены и услышаны людьми, они вызвали – и до сих пор вызывают – изумление, восхищение, споры, множество истолкований, порою противоречивых и взаимоисключающих. Думаю, что всю глубину и полноту этих слов не может осознать ни один человек, живущий в этом временном земном мире. Но в определенной мере значение этих слов доступно каждому человеку, желающему быть в Царстве Небесном; их нужно понять и принять как руководство для своей жизни.
Прежде всего хочу заметить следующее: все люди, а особенно верующие, проживают свою жизнь на трех уровнях: плотском (или физическом или материальном), душевном и духовном. Ибо каждый человек создан Творцом по Его образу и подобию, и это в первую очередь проявляется в триединстве человека: дух, душа и тело. Плотское и физическое в человеке принадлежит этому временному миру, само по себе временно и тленно, и призвано служить как бы переходным мостом, соединяющим вечные душу и дух человека с этим временным миром, в котором дано прожить каждому определенное свыше время. Душа человека является его истинным «я», оригинальна и неповторима, нетленна и вечна, неисследима и непознаваема во всей полноте в настоящей жизни; полное ее раскрытие произойдет в последующем вечном Небесном Царстве. Дух же человека является его сердцевиной, основой все определяющей, которая определяет мировоззрение и мотивацию всякой человеческой деятельности на земле. Дух Святой возрождает свыше именно дух человека и, поселяясь в нас, строит взаимоотношения с каждым верующим человеком именно через наш дух. Именно поэтому дух в человеке является главным, и правильно для всякого человека жить по духу и быть руководимым духом. Потому апостол пишет: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Римлянам 8:13).
Каждую встречающуюся нам в жизни ситуацию можно рассматривать с трех позиций: или плоти, или души, или духа, рожденного свыше от Духа Божьего. Плоть в человеке всегда будет все измерять категориями этого временного материального мира, устройства, благополучия и счастья в нем. У нее есть свои желания и инстинкты и переделать ее невозможно: ее только можно дисциплинировать, ограничивать и умерщвлять.
Душа человека, от самого появления в этом мире помещенная и облеченная в плоть, обретает от рождения привычку смотреть и думать по-плотски. Хотя она имеет свои особенные и гораздо возвышеннее плотских качества: интеллект, таланты, темперамент, волю, способности к искусству, интуиция и другое т.п. И если плоть тленна и возвращается в прах, откуда была взята Творцом, то душа неубиваема и неистребляемая, обречена на вечное существование, ибо в такой сущности ее сотворил Господь.
Дух же у каждого человека определяет его моральную и нравственную составляющую. Первейшим выражением этого является совесть человека. Потому есть люди сильно развитые в душевном: образование, способности, профессионализм, но при этом развращенные и аморальные, ибо в своей жизни игнорировали духовную сторону человеческого бытия. И наоборот, есть люди, которые не имеют образования, незнакомы с культурой и искусством, не умеют ясно выразить свои мысли, но при этом в личной повседневной жизни обладают самыми высокими моральными и нравственными стандартами: правдивость и честность, милосердие, добродетельность, благочестие, Богопочитание и Богопознание и другое этому подобное. Именно дух человека способен к познанию Всевышнего, и именно эту составляющую триединой человеческой личности возрождает свыше Господь Бог действием Своего Святого Духа.
Все Священное Писание, а особенно Новый Завет, обращают наше внимание на дух, духовные ценности и жизни в духе и по духу. Вот почему люди часто не понимали Иисуса Христа: Он говорил им говорил духовные понятия и законы, а они, слушая Его слова, все переводили на свой душевно-плотской уровень понимания. Один из ярких примеров такой дисгармонии приводит апостол Иоанн при пересказе слов Христа о том, что нужно есть Его плоть и пить Его кровь: тогда многие из учеников отошли от Христа. А Он сказал им так: «Слова, которые Я говорю вам, СУТЬ ДУХ и жизнь» (Иоанна 6:53-66). Но они не были способны на то время понять это.
Подобно и все блаженства, о которых говорил Иисус Христос: все они относятся к духовной и вечной сфере бытия, а потому не понятны тем, кто ориентирован на земное и временное. Они даже противоречат земному порядку вещей и обычному образу жизни, входят в конфликт с такими понятиями, взаимно исключают друг друга. Потому апостол Павел пишет: «Мы приняли не духа мира этого, а Духа от Бога, чтобы знать дарованное нам от Бога; что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он считает это безумием, и не может разуметь, потому что об этом нужно судить духовно. Но духовный судит (понимает, рассуждает, оценивает) обо всем, а о нем судить (его понимать правильно) никто не может (из плотских и душевных людей)» (1-е Коринфянам 2:12-15).
Итак, когда Иисус говорил о блаженстве нищих, Он говорил не о материальных и физических вещах временного мира. Его взгляд, как всегда, был направлен на вечное и духовное. Я бы сказал даже так: материальное и физическое состояние в этих словах Христа совершенно не учитываются, оно просто игнорируются как совершенно ничего не значущее. Нищим духом был перед Всевышним бедный и больной Лазарь, лежавший у ворот имения богатого человека; в момент смерти за его душой пришли Ангелы и торжественно понесли ее к Господу, Которому он оставался верен в своих отчаянных жизненных обстоятельствах. Но нищим духом был также царь Давид, величайший из царей Израиля, обладавший большим земным богатством. Не внешнее положение определяет нищету духа, но состояние сердца человека свидетельствует об этом.
Нищие духом – это те, кто верит и понимает, что, наряду с материальным и физическим миром, существует невидимый, но от этого не менее реальный духовный мир. Они поняли и приняли всем сердцем, что духовные ценности несравненно важнее материальных, а потому их поставили на первое место, дали им в своем сердце неоспоримое преимущество в достижении перед всем временным и земным. Нищие духом познали Того, Кто есть Отец и Источник всякой истинной духовности, Кто Сам есть дух, вкусили (испробовали) Его Самого, общение с Ним, исходящие от Него благодать и благословения, а потому теперь желают этого превыше и больше всего остального.
Однако, все же земная реальность и понятия из обычной жизни помогают нам понимать духовный мир; ибо Господь Бог сотворил их подобными, похожими в своих сущностях земной и духовный миры, чтобы мы, смотря на видимое, могли понимать невидимое.
Как можно характеризовать состояние нищеты в обычной жизни? Нищие – это те, кто совершенно не имеет никаких ресурсов для жизни. Из-за этого нищие постоянно нуждаются в самом необходимом для жизни и потому постоянно просят других о подаянии.
Подобно этому нищие духом – те, кто постоянно осознает свою личную духовную нищету перед Всевышним и никогда не удовлетворяется своими настоящими личными достижениями и ресурсами. Они пребывают в состоянии смирения и сокрушения перед Вседержителем и Спасителем, признают свою ограниченность и несовершенство, не мечтают о себе, почитают других высшими себя. Это те, кто всем сердцем понимает, что только у Господа есть благодать для нас, человеков, чтобы жить в духе и поступать духовно, побеждая свою плоть, окружающий мир и врага душ человеческих сатану. Они, подобно апостолу Павлу, не считают себя достигшими, и забывая прошлые успехи и благословения, все время ищут новые, стремятся к большему, которое во всей полноте может быть удовлетворено только в грядущей вечной жизни. Они ненасытны в своей жажде по Господу и всему, что исходит от Него, и Тот, Кто не мерою дает Духа, исполняет их все новой и большей благодатью. Нищие получают и благодарят всем сердцем за дарованное, и тут же просят нового и большего у Даятеля всех благ. Нищета – это не разовая или эпизодическая потребность, а постоянное состояние духа перед Всевышним.
Нищие – это постоянно просящие об жизненно важном для них. Они твердо знают, что сами по себе они не решат вопрос потребностей своего духа. И они уверовали и познали, что есть Тот, Кто является их Небесным Отцом и Спасителем, перед Которым самый мудрый и сильный среди людей беспомощней малого ребенка, а потому не стыдятся приходить к Его престолу, чтобы получить всякого рода благодать на всякий день и все ситуации жизни. Почему же Тот, Кто знает все прежде нашего прошения, в то же время говорит нам: «просите – и дано будет вам». Потому что, сотворив нас по Своему образу и подобию и наделив истинно свободной волей (хоть и в определенных Им рамках), Он искренне уважает право нашего выбора и насильно не вмешивается в проживаемую нами жизнь, хоть и очень сильно переживает за нас; Он учтиво, как истинный джентльмен, ожидает приглашения от нас для посещения и действия на нашей территории личной жизни. Нищие сокрушены в своей гордости и достоинствах, а потому не стыдятся снова и снова приходить и просить, пусть даже и каждый день и по несколько раз на день.
Смыл и цель земного бытия для нищих духом – не на земле и не в этой временной жизни. Здесь они живут как странники и пришельцы, идя по земной дороге в вечное небесное царство. Духовным праотцем таковых людей Писание называет Авраама; вот что читаем мы о нем в Священном Писании: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник (архитектор) и строитель – Бог… Они умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели их, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества (родину, родную землю). Если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; потому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евреям 11:8-10,13-16). Для Авраама целью жизни было не существование на обетованной земле: мы читаем ясно, что на ней он ощущал себя как на чужой. И не потому, что вокруг были язычники, что все же в тот момент у него не было на той территории собственной земли, а потому что он искал другого: «города, имеющего основание, которого художник (архитектор) и строитель – Бог». Такие люди – нищие духом – радуются о том, что они странники и пришельцы на этой земле в любом ее месте. И всем своим поведением и образом жизни показывают, что ищут, ожидают и идут к небесной родине. А потому – какие великие и желаемые слова для каждого из нас! – Бог не стыдится называть Себя их Богом: ни перед Ангелами, ни перед миром тьмы, ни перед другими людьми.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» – какие великие и бесконечно глубокие слова! Они вводят нас в Небесное Царство, в присутствие Всевышнего. Я постарался в своей немощи обозначить направление для размышлений и поисков. Пусть же каждая жаждущая душа будет водима Духом Святым в поисках и достижении обетований этого великого блаженства!
(Сергей Тупчик, «Размышления».)