РАЗМЫШЛЕНИЯ: «Блаженны кроткие»

Очередные слова Иисуса Христа в списке произнесенных Им блаженств также буквально взрывают человеческое мышление: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5).

Пишу и все больше понимаю, насколько чужда и непопулярна эта тема в современном мире. Причем, не только у неверующих, но также и среди верующих. Хотя… Мудрый Соломон пишет: «Что было, – то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (Екклесиаст 1:9-11). То есть, люди остаются все теми же, какими были сотни и тысячи лет тому назад, и проблемы их в своей сути не меняются. Потому и Библия остается актуальной во все времена.

У многих людей кроткие являются синонимом: безвольные, безынициативные, беззащитные, похожие на тряпку около порога, по которой все кому не лень топчутся. Может быть внешне оно так и выглядит, глядя поверхностно и невнимательно. Но часто люди, по своей глупости, делают оценку только по внешней картинке, в то время, как нужно было бы судить только после того, как мы узнали что стоит за кулисами происходящего: в чем глубинная суть и смысл происходящего, какая мотивация у совершающего то или иное действие, каковы принципы и характер, определяющие поведение и стиль жизни, у человека. И тогда, разумея духовную подоплеку, мы совершенно по-другому увидим и оценим то, что видим своими глазами. 

Если смотреть на жизнь Иисуса Христа, то для многих людей, успешных в этом мире, сделавших карьеру, добившихся признания, собравших богатство, показавших силу, Сын Человеческий выглядит способным неудачником, не сумевшим реализовать имеющийся у Него потенциал. Если бы кто-то из людей имел такие возможности, способности и силу как у Него, то они бы распорядились ими совсем по-другому!

Если бы какой человек мог умножать пищу и кормить ею неограниченное число людей и если бы ему поэтому предложили стать царем или хотя бы министром – кто из людей не согласился бы на это?? А Христос не принял такое предложение! Если бы кто-то мог исцелять всех обращающихся к нему больных людей – разве этот человек не собирал бы большие аудитории, стадионы и амфитеатры и не транслировал свои действия на весь мир??? А Иисус избегал города и места большого скопления людей, шел в пустынные места и там принимал нуждающихся. Если бы мы имели такие совершенные знания и мудрость, как у Него, разве мы не смогли договориться со светской и религиозной элитой, подыграть им, чтобы они приняли нас как своих и поддержали нас??? А Спаситель совершенно не стремился к признанию и славе человеческой, угождая только лишь одному Отцу Небесному. Разве имея Его силу и возможности мы не испепелили бы всех своих врагов и посягающих на нас и наше??? А Он молился за распинающих Его и вымаливал у Отца прощение для них.

Пророк Исаия пишет так: «Вот Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, пока не принесет суду победу. И на имя Его будут уповать народы» (Матфея 12:18-21). Как не похож этот образ на тех, о ком мы читаем в наших человеческих повествованиях как о победоносных героях и сильных лидерах! Здесь же нам дан образ кроткого Иисуса. Отметим основные черты.

«Не воспрекословит». Христос не был побеждающим всегда и во всех диспутах спорщиком! Никогда целью Его в разговоре, беседе и проповеди не было одержать победу над инакомыслящими, показать превосходство Своего знания и ограниченность других, завоевать внимание и сердца людей с помощью красноречия и ласкательства. Да, Иисус говорил чрезвычайно разумно и мудро, потому что мудрость была частью Его естества; но Он никогда на ставил целью это показать или доказать другим. Когда Его не хотели слушать и учения не принимали, Он уходил в другие села и города и там проповедовал желающим Его слушать. То же заповедовал Он Своим ученикам: не захотят принимать вас в каком-то месте – отрясите прах от ног ваших и идите в другое место (Матфея 10:14), но ничего не доказывайте и не спорьте. Нередко Христос и вообще молчал, и при этом совсем не потому что не имел что сказать. Удивительно, но смотря с человеческой стороны, поверхностно, людям можно Христа переспорить и переговорить, как тогда, так и сейчас, так что Он, в результате, прекратит говорить и замолчит надолго. Кротость не спорит и не доказывает.

«Не возопиет». Иисус никогда не кричал, не перекрикивал других, не повышал голос, не пользовался рекламными приемами торговцев и ораторов. Он не перебивал других подобно назойливой рекламе; не рисовал перед людьми слащавые, привлекательные, обманчивые как миражи картины ради того, чтобы они последовали на Ним; не сыпал научными терминами и не говорил высокопарно, чтобы таким образом поднять авторитет перед слушателями. Спаситель часто шел на берег моря, в гористые и пустынные места, куда приходили к нему только те, у которых в сердцах была реальная жажда и нужда в Нем, истинные «нищие духом» (Матфея 5:3). Кротость не заявляет о себе громко перед людьми мира сего.

«Никто не услышит на улицах голоса Его». Улицы или дороги в духовной перспективе являются прообразами жизненных путей или образов жизни, который практикуют люди в своей земном странствовании. Иисус не старается пристать к популярным или модным общественным движениям, не стремиться заполучить поддержку политиков, знатных или богатых людей. Царство Его – «не от мира сего» (Иоанна 18:36), а потому там мы Спасителя не найдем и не услышим Его голос. Другими словами: кротость не ищет популярности, авторитета и почестей земных.

«Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Иисус был чрезвычайно чуток и сострадателен к людям. Даже в плохом человеке, у которого сатана и грех переломали и сокрушили всю жизнь, так что, казалось, не осталось ничего целым и неповрежденным, Спаситель находил каких-то одну-две-три еще неразорванных нити или несколько тлеющих искорок и аккуратно, осторожно, с большой любовью и заботой, действием и силой Духа Святого восстанавливал, исцелял, исправлял и даже воскрешал человека, приводя человека в позицию истинного дитяти Божьего. Кротость берет недостойных и потерянных, сокрушенных и смиренных и делает их святыми и прославленными в Нем! Быть кротким – это видеть в каждом человеке, кем бы он ни был, драгоценное творение, созданное Всевышним по Своему образу и подобию и со всем уважением относится к каждому.

Еще одно пророчество Захарии, в котором подчеркивается кротость Христа: «Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой идет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Захарии 9:9; Матфея 21:5). Обычно цари передвигались на конях и колесницах, и этим подчеркивали свою силу и власть.  Иисус же избрал осла, который принципиально никак не приспособлен к каким-либо военным действиям. Иисус на осле – лучшее и убедительнейшее свидетельство о Его миролюбивых и добрых намерениях в отношении нас! А какое свидетельство мы даем о себе другим? Образно говоря: на чем мы ездим перед людьми? На ослах или на конях, а может быть даже на вооруженных до зубов колесницах???

Сам Христос очень ярко и сильно говорит о кротости в Своей нагорной проповеди. «Вы слышали, что сказано: “Глаз за глаз и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матфея 5:38-42).

Эти слова просто переворачивают обычное человеческое сознание, вызывают недоумение, а у некоторых даже возмущение: как так можно поступать?! Воинствующие атеисты и коммунисты времен Советского Союза в дискуссиях с верующими как апогей своей апологетики без конца повторяли всю ту же гипотетическую ситуацию: если в твой дом придет враг с намерением насиловать и убить твоих жену и детей, то неужели ты не возьмешь в руки оружие и не убьешь своего врага, спасая свою семью?!

Однако в описываемой ситуации присутствует логическая ловушка для верующего человека. Сначала мы должны задать следующий вопрос: в какого Бога мы веруем??? Господь, Который открывает нам Себя на страницах Священного Писания, говорит ясно, что абсолютно все в нашей жизни находится у Него под контролем, вплоть до падения одного волоска с нашей головы. Также Он обещает нам никогда нас не оставить. Если верить всем сердцем в такого сильного, всемогущего, всезнающего, везде присутствующего Бога и во все, что Он сказал нам о Себе, то как можно допустить какие-то случайности в нашей жизни, а тем более, что какого-то рода зло по своей воле может коснуться нас??! У Вседержителя даже сатана находится под полным и жесточайшим контролем, даже «пальчиком не может пошевелить» без Его позволения, – что же говорить о людях, пусть даже они принадлежат к верховным правителям мира сего, очень сильные и довольно злые. Потому я отвечаю: в принципе такой ситуации, которую вы рассказываете, никогда не может быть, а потому – не искушайте меня подобно тому, как искушал дьявол Иисуса Христа в пустыне. Но если Всевышний решит провести меня через огненное испытание подобно Иову, то я буду просить у Него помощи и силы достойно перенести его, как подобает Его дитяти.

Можно ли так поступать, как Христос сказал? Однозначно – да! Но для этого нужен правильный и хороший духовный фундамент: во-первых, полная вера и доверие Господу, принятие всего в жизни как из Его руки. Далее, нужно жить вечностью, к которой мы призваны, а не этим временным миром и его преходящими интересами и ценностями. И еще нужно, чтобы наша плоть была сораспята со Христом и находилась в полном подчинении духу. Также для победы нам нужно исполнение Духом Святым и Его силой, что позволит нам поступать подобно Христу, чего никак не могут исполнить люди, живущие по плоти.

Кротость – это не слабость, это чрезвычайно могущественная духовная сила, основанная на вере и доверии Господу, сокрытая в Нем и питаемая Им.

Верующим в Господа людям оставлена заповедь: «Облекитесь (то есть оденьтесь), как избранные Божии, святые и возлюбленные, в кротость» (Колоссянам 3:12). Утром, вставая с постели, мы одеваемся. Если остаемся дома – то в домашнюю одежду; если на официальный прием – в костюм; если на работу – в рабочую одежду; если занимаемся спортом – в спортивный костюм. Это смотря на жизнь с материальной и физической стороны. Но также есть одежды духовные, нематериальные. Можно с раннего утра одеваться в высокомерие, важность, идя к соперникам – в непримиримость, на деловую встречу – в хитрость и стяжательство и многое другое тому подобное. Апостол же советует нам как обязательную часть духовного гардероба для всех случаев и ситуаций в жизни взять кротость. Так, чтобы в результате в отношении нас исполнилось другое сказанное Духом Святым слово: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Филиппийцам 4:5). Когда люди вспоминают о нас, то какие черты нашего характера и поведения приходят им на память: кротость и смирение??

Моисей назван в Писании кротчайшим из людей на земле (Числа 12:3). Так оценил его Господь. Совершенно неважно как оценивают нас люди: может кого-то считают безвольным и бессильным, «тряпкой на полу» или «тюфяком», другого считают героем и достойным подражания. Но человеческая оценка совершенно не будет принята во внимание Всевышним. Он будет оценивать нас в соответствии со Своими критериями. И если Он призвал нас уподобится Ему в кротости и смирении, – то будьте уверены, что именно это и будет одним из главных критериев нашей оценки при встрече с Вседержителем. А пред лицом вечной жизни нам будет чрезвычайно важно, что именно Он скажет о нас и прожитой нами жизни.

(Сергей Тупчик, «Размышления».)

Поделиться:

Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.