Удивительное обетование-обещание дано людям с чистым сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят» (Матфея 5:8). Увидят Самого Господа Бога!
Обычные физические, плотские глаза не в состоянии увидеть Бога. По нескольким причинам: во-первых, потому что Он находится совсем на другом уровне бытия, запредельном для нашего мира, для которого является Творцом. Во-вторых, в Своей сущности Он хоть и является личностью, со всеми атрибутами таковой, и мы Всевышнего хорошо понимаем, ибо сотворены Им по Его образу и подобию, все же Бог не такой как мы: каждый из нас в каждый конкретный момент времени находится в каком-то одном определенном месте, а Бог всегда находится везде, причем не только в нашем мире, но и во всех других мирах, неизвестных нам, и вообще везде, что входит в рамки нашего разумения и за всеми пределами его. Вседержитель необъятен во всех Своих характеристиках. И как ограниченному увидеть и рассмотреть Безграничного?!
И в то же время Он Сам в Своем Слове – Священном Писании – утверждает, что Его можно видеть! Конечно же, это не так, как мы видим что-либо в нашем материальном мире: прямо ли своими глазами или с помощью созданных нами инструментов. Бог нематериален, хотя присутствует везде в материальном мире, который Он же и сотворил. Здесь допустили принципиальную ошибку многие язычники, которые, увидев следы Бога во всем творении, обожествили творение, назвав его богом. Как понимаете, место Его пребывания и Сам Он – это совершенно разные сущности. Но давайте, как рассудительные, пользуясь данным нам разумом, откровением из Писания и подсказками в творении, прислушиваясь к водительству Духа, попробуем понять, о чем говорил нам Иисус Христос. «Говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю» (1-е Коринфянам 10:15).
Человек триедин, подобно Всевышнему, имея тело, душу и дух. И каждая из этих сущностей имеет свои глаза и свою особенную способность видеть. Есть физические, плотские глаза, и есть глаза человеческой души; Писание же еще разделяет душу и дух в их нематериальных сущностях. «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» (Евреям 4:12). Обычному человеку, непросвещенному Духом Божиим, настроенному материалистически, это кажется бездоказательной фантазией. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что считает это безумием; и не может понимать, потому что об этом нужно судить духовно» (1-е Коринфянам 2:14).
По замыслу Всевышнего, физический мир призван людям на своем примере объяснять окружающий нас духовный мир: смотри на видимое и познавай невидимое. Что же мы можем наблюдать в доступном нам материальном мире: имеющиеся у нас обычные физические глаза сами по себе подобны стеклянным линзам фотоаппарата, которые видят картинку, воспринимают ее, но в самих себе не имеют мозгов и ничего не понимают о том, что видят. Творец устроил так, что увиденная глазами картинка передается в мозг человека, который на основе имеющихся знаний и жизненного опыта мгновенно обрабатывает ее и формирует понимание увиденного глазами. Потому видеть то или другое просто физическим зрением совсем еще не означает того, что мы обычно называем словом или понятием «увидел». Очень многое видит годовалый ребенок, но, хотя он имеет чистые глаза и прекрасное стопроцентное зрение, он мало чего понимает из того, что видит, ибо практически не имеет знания об окружающей жизни и практического жизненного опыта, одинаково не реагируя как на прекрасное и возвышенное, так и на опасное и ужасное.
Еще одна особенность, связанная с человеческим зрением: мы имеем возможность и право, данное нам Всевышним: выбирать инструмент, которым хочу пользоваться. Я могу избрать для себя смотреть только физическими глазами и соответственно все оценивать, а могу «включить» свое духовное зрение и тогда очень вероятно, что увижу совсем другую картину. Апостол Павел об этом пишет так: «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2-е Коринфянам 4:18). Фактически любую ситуацию в нашей жизни можно рассматривать в трех проекциях: физической, душевной и духовной. И от нашего состояния, расположения, желания и решения зависит то, что и как мы будем видеть. Настроен человек чисто по-земному, временному, материалистически – так и будет видеть окружающий мир. Важны ему душевные ценности – в этом свете и будет оценивать происходящее. А если живет духом и духовными вечными ценностями – соответственно и будет работать его зрение и видение. Этот выбор: какими глазами смотреть на происходящее – каждый из нас осуществляет постоянно, сознательно и несознательно, в большом и маленьком.
Однако, чтобы пользоваться выбором, сначала нужно иметь возможность его делать. Если человек слеп, то он вообще ничего не видит и для него ни о каком выборе не может идти речь. Именно это старается делать с людьми враг душ человеческих – сатана: духовно ослепить людей, чтобы они гарантированно никогда ничего не видели своим духовным зрением. «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых БОГ ВЕКА ЭТОГО ОСЛЕПИЛ УМЫ, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2-е Коринфянам 4:3-4). Но нельзя винить в своей слепоте только сатану: во-первых, виноват сам человек, что принял дьявольское предложение и духовно ослеп. Очень ясно нам это проиллюстрировано в истории о грехопадении первых людей Адама и Евы: да, искушение пришло к ним со стороны сатаны. Но это был их выбор: послушаться искусителя или отвернуть его предложение. Потому их оправдание со ссылкой на жену и сатану не было принято Господом (см. Бытие 3-я глава). «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные» (Иакова 1:14-16). Итак, в своей духовной слепоте, виноваты люди сами из-за того, что возлюбили больше тьму, чем свет; слепоту, чем способность видеть. «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обнаружились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, чтобы видимы были дела его, потому что они в Боге сделаны» (Иоанна 3:19-21).
Еще одно наблюдение из обычной земной жизни: на то, что и как мы видим, влияет состояние нашего зрения. Есть немало различных болезней глаз, которые ограничивают и искажают видимое человеком: близорукость, дальнозоркость, неспособность видеть цвета (дальтоники), катаракта, бельмо и многое другое. Точно то же наблюдается в сфере духовного зрения человека. И не старайтесь через объяснения и переубеждения улучшить видение духовно слепого человека: ему нужно исцеление болезни, поразившей зрение, ослепившей его. Есть одна довольно древняя история о том, как один мудрый человек объяснял молодому юноше почему многие богатые люди не видят нужды вокруг себя. Он подвел его к окну и спросил: что он видит? Тот рассказал об увиденном им в окне. А затем подвел его к зеркалу и спросил: что теперь он видит теперь? Тот ответил: самого себя. На это мудрец сказал: и окно, и зеркало сделаны из одного и того же стекла. Но стекло, покрытое с одной стороны серебром, становится зеркалом, в котором человек видит только лишь самого себя. Это как бельмо на духовных глазах человека. И только полное устранение препятствия позволит восстановить зрение.
Господь Бог всегда внимание обращает на состояние именно духовного зрения человека. Потому написано: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа этого: и ушами с трудом слышат, и глаза свои закрыли, – да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Исаии 6:9-10; Матфея 13:14; Деяния 28:26).
Сердце – это внутренняя, духовная, нематериальная и вечная сущность человека. Если конкретизировать, то к нему относятся душа и дух человека. Если немножко развернуть перспективу, то к этому относятся: мировоззрение, понимание и ценности, которые принял и которыми живет человек; жизненные цели, к реализации которых устремляется; разум и мышление; желания и волеизволение человека, что выражается в делаемых выборах; совесть; чувствования, которые вытекают из всего вышеперечисленного. По всему этому мы видим и понимаем состояние сердца, как по колеблющимся листьям и ветвям мы наблюдаем невидимое глазами движение ветра.
Чистота сердца – это отсутствие идолов, то есть ценностей, которые заняли в сердце человека место, которое должно принадлежать только лишь Всевышнему. Если это ценности, которые греховны по своей сути, тогда нужно отказаться и отречься от них. Если же они сами по себе не являются грехом или чем-то плохим, тогда необходимо их поставить на правильное место в своей жизни, в подчинении Господу Богу. Идолы и похоти – взаимосвязаны, и похоти часто говорят об идолах, скрытых в глубине сердца человека.
Чистота сердца – это очищение от грехов, исцеление поврежденной совести. Есть грехи, совершаемые прямо против Господа и Его заповедей. Они требуют от нас покаяния и исповедания их перед Вседержителем. Есть грехи, которые совершаются людьми против своих ближних. Тогда порядок исправления другой: нужно, по возможности, просить прощения у человека, перед которым согрешили, а потом просить прощения у Бога; ибо всякий грех, совершенный против ближнего, также считается грехом, совершенным против Всевышнего. В Писании мы читаем: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды… Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1-е Иоанна 1:7,9). «Никто не может прощать грехи кроме Бога!» (Луки 5:21).
Чистота сердца – это очищение его от всякого земного мусора и сохранение его в чистоте и порядке перед Всевышним. Обычная земная жизнь учит нас тому, что постоянно требуется уборка: и дома, и двора, и улиц города, и тела человеческого. Точно также требуется уборка нашего внутреннего человека от мусора, который волей-неволей попадает в него. Также есть выражение: чисто не там, где убирают, а где не мусорят. Особенно это стало актуальным в наш информационный век: информационный поток, льющийся на нас через масс-медиа, фильмы, телепередачи, интернет – часто подобен потоку прорванной канализации, который не оставит чистым никого из открывшихся для него. Пророк Исаия пишет: «Кто ходит в правде и говорит истину; кто не принимает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток; затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, – тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему, вода у него не иссякнет; глаза твои увидят Царя в красоте Его, увидят землю отдаленную» (Исаии 33:15-17). Закрывать глаза и затыкать уши – что это, как не сохранение себя чистым в среди потока информационной нечистоты??! Тогда будут действовать в твоей жизни обетования: «увидишь Царя в красоте Его» – то есть: будешь видеть Бога в Его совершенном характере и качествах; «увидишь землю отдаленную» – нашу истинную родину, в которую Господь ведет нас как странников и пришельцев через земную жизнь; «хлеб и вода будут дарованы тебе» – постоянно будешь получать откровения и слово от Господа; «жизнь на высотах и неприступных скалах» – пребывание на духовных высотах, недоступных людям, живущим в духовной грязи. Потому очень актуальны слова: «Храни себя чистым» (1-е Тимофею 5:22).
Чистота сердца – это искренность и честность, перед Богом и людьми. Апостол Павел свидетельствовал об этом важном принципе, исповедуемом в своей жизни: «Я стараюсь, чтобы моя совесть была всегда чиста перед Богом и перед людьми» (Деяния 24:16). И еще: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Римлянам 9:1). Совесть в Духе Святом – это полноценная, истинно верная совесть, которой можно и нужно прислушиваться и руководствоваться на все сто процентов.
Чистота сердца – это соединение с Богом в кротости и смирении своего сердца, это очищение от гордости и амбиций во всех их проявлениях. Об Иисусе Христе мы так читаем: «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной, – потому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Филиппийцам 2:7-9). Даже Христу было очень непросто сохранять Себя в таком состоянии до конца, всеобъемлюще: «Преклонив колена, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу эту мимо меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет… И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его как капли крови, падающие на землю» (Луки 22:%41-44). Смирение и умерщвление своего я и амбиций и всего другого, принадлежащего этой сфере, будет также происходить со страданиями и борьбой для каждого из нас. По другому наше сердце не получит очищения от такового.
Чистота сердца – это отсутствие помех в слушании и видении Бога в днях нашей жизни, на всех наших жизненных дорогах. Давид говорил: «ВСЕГДА ВИДЕЛ Я ПРЕД СОБОЮ ГОСПОДА, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании» (Псалом 15:8-9). Всегда – это всегда: в радостях и горестях, в успехах и неудачах, в здоровье и болезнях, с друзьями и в одиночестве, при вдохновении и в унынии, в ясный день и в кромешной тьме, на горах радости и в долинах смертной тени. Господь в соответствии со Своей сущностью всегда находится везде; нет такого места – такой точки! – во всех мирах, где бы Его не было. То, что мы не видим Господа – это всегда проблема нашего сердца. Голос Господа всегда как шум вод многих, говорит Он постоянно и многообразно. При этом не слышать Его голос – это состояние сердца человека. «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Ты видел многое, – но не замечал; уши были открыты, – но не слышал» (Исаии 42:19-20).
Итак, что нам делать, если обнаруживаются проблемы с нашим духовным зрением? Если ты духовно слеп, то тебе нужно исцеление, тебе необходимо прозреть и начать видеть Господа и духовный мир. Сделать это может Иисус Христос, который во время пребывания на земле исцелял всех слепых, обращающихся к Нему за помощью. Если у тебя есть духовное зрение, но при этом есть проблемы и ты не можешь видеть чисто и ясно в Божьем свете – также обращайся к Иисусу и Он поможет восстановить тебе духовное зрение, чтобы ты видел ясно, без искажений и помех мир, в котором живешь.
Потому Давид изливал сердце свое перед Богом в молитве покаяния: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред глазами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя… Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега… Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. СЕРДЦЕ ЧИСТОЕ СОТВОРИ ВО МНЕ, БОЖЕ, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом силы утверди меня… Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не отвергнешь, Боже» (Псалом 50:6-19). Пусть же каждый принесет перед Господом подобную молитву и пусть каждому Господь ответит так, как в свое время ответил Давиду!
(Сергей Тупчик, «Размышления».)