Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 31 мая – ЕСФИРЬ 1-10 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
Книга Есфирь повествует о времени, когда народ Израильский был в плену у врагов своих за грехи свои.
В то же время, здесь дается ясное и конкретное откровение: хотя Господь и наказывает Свой народ за их грехи, но в самом наказании Он пребывает с ними, наблюдает за всем происходящим с ними в наказании, и, если мы смиряемся перед Ним и являем послушание Ему, то и в таких условиях Он даст Свою сверхъестественную Божественную защиту и прославит Свое имя в Своем народе.
Часть богословов склоняются к мнению, что книга Есфирь описывает события, которые происходили во время, соответствующее повествованию книги Ездра, начиная от момента, когда было дано указание об остановке строительства храма (см. 4-я глава Ездра) и до следующего указания о возобновлении работ. То есть, здесь дается описание действий Господа Бога в истории Ассирийского и Персидского царства, которые изменили отношение во всем царстве, в первую очередь у царя и князей, к народу Божьему Израильскому. Одним из главных результатов этих Божьих действий и событий стало то, что после указа об остановке строительства вышел новый указ о беспрепятственном возобновлении строительных работ, о чем читаем в книге Ездра 6-я глава.
Как всегда, Господь Бог одним и тем же событием или делом достигает одновременно разных целей; убивает больше двух зайцев одним выстрелом, ибо это – Бог. Так и здесь, в повествовании книги Есфирь, кроме основного урока присутствуют много сопутствующих, важных для разных сфер человеческого бытия.
1:1-9 Сто восемьдесят дней – полгода – длился пир, устроенный великим царем для своих слуг, начальников, князей и правителей царства! Пол-года длился праздник… Затем, в заключение, был организован пир в течение семи дней в царском дворце для жителей столицы. Мотивацией для таких действий было: показать «великое богатство царства своего и отличный (превосходный) блеск величия своего». Какие большие расходы делались для удовлетворения своей гордости и тщеславия!
Однако «ничего нет нового под солнцем», и сегодня многие богатые и знатные люди делают все то же самое: приносят огромные жертвоприношения на алтарь своей гордости и тщеславия. Кое-кто пробует оправдать это необходимостью; но эта «необходимость» — быть в числе первых среди тщеславных и гордых, инфицирующая принадлежность к элите мира сего, однозначно не приветствуется Господом.
1:10-22 Кому много дано, с того много спрашивается; это истинно как и для последнего и окончательного подведения итогов перед Господом Богом в конце веков, также действенно и сейчас, в продолжении земных дней. Если для обычной женщины непослушание мужу могло окончится вразумлением какого-то рода, приведением ситуации в надлежащий порядок – и все на этом, то для царицы, притом наивысшего уровня, такой поступок не мог остаться без самых серьезных последствий. Это понимали мудрые люди как того времени, так и всех последующих времен. Так называемый публичный человек принадлежит в своих поступках не только самому себе, но его образ жизни обязательно так или иначе влияет на окружение, в соответствие с принадлежащей ему известностью. Потому за последствия он должен отвечать не только сам за себя, но и за других.
Как многие из нас просят у Господа больше всякого рода благодати и благословений! И как мало из них понимают то, что всякая новая благодать несет с собой автоматически больше ответственности, и здесь в земных днях, и потом на пороге вечности. Уверен, многие, если бы хорошо и правильно это поняли, отказались бы от своих претензий и амбиций.
Мудрейшие люди того времени, хотя были и язычниками, очень четко понимали Богом установленный порядок: жена должна подчиняться мужу своему. О том же ясно пишется в Новом Завете, в посланиях апостолов. И удивляюсь снова и снова, как в угоду современному светскому мнению различные богословы, учителя и лидеры стараются так объяснить эту четкую норму Священного Писания, чтобы при этом выхолостить все ее значение. Люди могут делать что хотят, в рамках данного им свободного выбора; но Слово Бога в своих ясных позициях не будет меняться под культуру, желания или модные тренды людей! Оно требует всегда изменений от нас в соответствии с его требованиями, ибо это есть – Божии законы и заповеди.
2:10 Как писал Соломон: всему свое время… время молчать и время говорить… В этом случае для Есфири было время молчать о своем происхождении, ибо, похоже, в той ситуации многие влиятельные люди были настроены против евреев. Пришло время, и ей нужно было говорить, даже не взирая на свою жизнь, и она это сделала. Сама она не имела понимания, когда нужно говорить и когда молчать, но для такой ситуации Господь дал ей мудрого и благочестивого двоюродного брата Мардохея, который это знал, и о том, как поступать, говорил ей.
Как прекрасно, когда каждый понимает то, что ему дано, и что ему не дано, и охотно, и правильно сотрудничает с теми, кого ему дал Господь на жизненном пути. В этом один из главных Божиих замыслов в отношении Церкви, где каждый исполняет данные ему функции, как различные члены одного тела, служа всем другим. Но те же законы действуют и в любом человеческом обществе, начиная с семьи.
3:1-4 Мардохей не кланяется Аману. Вообще, это было не свойственно Мардохею, ибо он почитал власть и кланялся как царю, так и его вельможам. Но здесь Мардохей поступает как-то неестественно; он явно бросает вызов! На что он рассчитывает? Последующее повествование ясно показывает нам, что он уповал на Господа. Но как знать ту ситуацию и тот момент, когда мы можем и должны бросать вызов в духовной войне? Для этого нужна особенная духовная зрелость, чтобы ясно понимать духовные процессы, и нужно уметь ясно слышать голос Господа в своем внутреннем человеке, чтобы разуметь волю его на этот момент. Иначе может получиться как у благочестивого Иудейского царя Иосии, который выступил против фараона и тут же погиб (2-я Паралипоменон 35:20-25).
4:14 Не было сомнения у Мардохея, что избавление для Израильского народа в этой ситуации придет.
Видя, что произошло в жизни у его племянницы Есфири, он начинал понимать действия Всевышнего, и потому говорит: не для этого ли времени и ситуации ты достигла того, что достигла?
Мы не всегда понимаем Божьи планы и действия до того, как они начинают происходить. Очень часто мы начинаем их видеть и разуметь по мере их осуществления в нашей жизни. Это – нормально, и это является частью хождения по вере.
Если мы получили очень высокое предназначение, то неисполнение его чревато для нас смертью: «ты и дом отца твоего погибните». Чаще всего это выражается в духовной смерти, нежели в физической, хотя бывает и в последнем варианте.
5:14 Заметили мудрые люди, жившие во многих веках: не рой яму кому-то, — сам упадешь в нее. Глупым был Аман в своей гордости, тщеславии, духовной слепоте, и потому поставил очень высокую виселицу: думал, для Мардохея, оказалось, для себя. Есть сильное обетование Божие детям Божиим: «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет… Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Исаия 54:15,17).
6:6-9 Удивительный пример, как, бывает, пишутся законы: законодатель может иметь в виду свое, а Господь Бог его же устами и руками делает нечто совершенно другое. Если Господь кого-то хочет благословить, то проклинающие благословенного Господом даже сами не будут понимать, как они действуют во благо облагодетельствованных Им. Так происходит всегда в подобных ситуациях.
9:1-19 Аман добился царского указа об истреблении евреев. Не подумал он тогда, не могло прийти такая мысль в его грешное сердце, что такого рода указ несет огромную опасность ему, его семье и всем его друзьям. Потому что царский указ, как закон медян и персов, не мог был изменен. Но в корне изменилась ситуация и царь теперь был на стороне Есфири и евреев. Что делает царь в этом случае, не имея право отменить свой же указ об их истреблении? Он издает другой указ, позволяющий евреям выступить на защиту своей жизни и собственности, и, если для этого нужно, убивать своих врагов. Второй указ перекрывает первый. Если бы первый был просто отменен, то враги евреев просто попрятались бы по норам и щелям и ожидали бы следующего удобного случая, не меняя позиции в своих сердцах. Но ситуация сложилась так, что имел силу первый и второй указ, но второй был свежее и отображал настоящую ситуацию при дворце царя. А потому евреи смело выступили на свою защиту и были уничтожены все открытые антисемиты того времени. Добивался истребления евреев, а добился уничтожения всех их врагов. Вот так Господь смеется над нечестивыми.