«В псалме Давид говорит: «Послушайте меня, дети: страху Господню научу вас…» (Псалом 33:12) Хочу сказать несколько слов о страхе Господнем, и о том, чему он может нас научить.
Бояться Бога – это не значит страшиться Его. Страшатся рабы, страшатся люди подъяремные, боятся оскорбить своего властелина те, которым страшно от него получить наказание, и те, которые боятся лишиться награды.
Но не таков сыновний, дочерний страх. Мы знаем этот страх по нашему человеческому опыту: как нам страшно бывает огорчить человека, который нам дорог. С каким трепетом мы думаем о том, что самый любимый человек может нами быть ранен – словом, взглядом, поступком. Нам страшно даже того, что не та наша мысль его коснулась. Любимый для нас человек – святыня, и боимся мы, как бы эту святыню не осквернить, этого человека не унизить.
Таков должен быть наш страх по отношению к Богу. Мы должны бы Его знать так близко, как мы знаем родного, и более чем родного человека, – потому что родной человек нам в какой-то мере остается чужим, он вне нас; Бога же мы познаём в какой-то тайне взаимного проникновения. Апостол Павел нам говорит что Святой Дух в нашем собственном сердце стонет с нами и в нашем же собственном сердце произносит слова молитвы, которую мы потом сами, свободно, можем вознести к Богу. Знаем мы Бога, потому что Он более глубоко в нас внедрен, чем самая жизнь наша. Он жизнь нашей жизни, Он огонь, тепло, свет в нас самих. Как Он нам близок!
И потому апостол Павел говорит о том, что мы не смеем, не должны, умоляет нас, чтобы мы не огорчали Духа Божия, живущего в нас. Да, это страх, которому мы должны научиться, это трепет, который нас охватывает, когда мы общаемся глубоко-глубоко с самым близким нам другом, с самым близким нам человеком.»