В одном из городов Западной Европы в дни рождественских праздников группа христиан пела рождественские песни в одном из общественных мест. Кое-кто из текущего мимо потока людей останавливался, чтобы лучше услышать слова, насладится музыкой и ее исполнением. Одна из приостановившихся на минутку женщин, услышав и поняв смысл поющихся песен, вдруг с неподдельным чувством изумления и даже некоторого возмущения громко воскликнула: «Ну надо же! Рождество смешали с Иисусом Христом!»
Восклицание этой женщины очень точно отобразило сегодняшнюю духовную атмосферу праздника Рождества, особенно в так называемом христианском (или постхристианском) мире.
Для огромного количества людей Рождество стало праздником, во время которого делаются самые значительные расходы на различные покупки. Несколько недель, предшествующих празднику, а особенно в последнюю неделю, люди совершают массовое паломничество в современные храмы потребительской культуры и религии: магазины, супермаркеты и различные торговые центры. Приобретают электронную и бытовую технику, подарки и развлечения, покупают вкусные продукты и напитки для праздничного стола.
По факту, это и есть первая и очень важная составляющая часть празднования Рождества – сделать закупки, без которых современный человек не может представить себе приближающиеся дни праздника.
Вторая составляющая – подарить и получить подарки. Обычно близкие друг другу люди знают о желаниях друг друга и в это время стараются порадовать своих и родных, и любимых, и уважаемых.
Третья составляющая – праздничный стол, во время которого можно позволить себе насладиться изысканной пищей и питьем, насколько это позволяют имеющиеся деньги.
Четвертая составляющая – различные развлечения и увеселения.
Вот и все. Это и есть на сегодня весь праздник Рождества для огромного количества людей в так называемом христианском мире. Даже потеряна последняя привычка, связывавшая людей с церковью и Христом: хотя бы раз в год, на праздник Рождества, многие уже не считают необходимым прийти в храм, чтобы хоть как-то, пусть даже формально, поклониться Тому, чей день Рождения празднуют.
Сами по себе подарки, еда и отдых не являются преступлением перед Богом. Вопрос в другом: если забрать у человека все эти внешние факторы – останется ли праздник праздником??? Скажем еще по-другому: достаточно ли всем этим людям для праздника одного Иисуса Христа??? Смогут ли они радоваться всем сердцем величайшему подарку Отца Небесного, Который так возлюбил нас, что дал нам Сына Своего, послав Его к нам, в нашу юдоль земную? Будут ли радоваться радостью неизреченною не получив ни одного земного материального подарка?
Для большинства предпринимателей праздник Рождества – это возможность получить хорошую прибыль в своем бизнесе. Некоторые даже говорят, что весь год работают почти на нулевом балансе, и только праздничные рождественские дни дают им прибыль, ради которой стоит заниматься бизнесом. Для таковых Рождество – это прибыль и деньги.
Есть библейская история, записанная в книге Деяния Апостолов, рассказывающая, как однажды бизнесмены города Ефес, ремесленники и торговцы, подняли большой бунт на центральной площади своего города и несколько часов непрерывно кричали: велика Артемида Ефесская! Почему они это делали? Они внимательно выслушали то, о чем проповедовал апостол Павел, и поняли, что новая христианская религия указывает на бессмыслие, ложь и греховность культа богини Артемиды (Дианы), призывает людей покаяться и обратиться к живому и невидимому Богу. Весь же их бизнес и материальное благополучие были завязаны на многочисленных паломниках, приходящих со всех сторон мира для поклонения главному ефесскому божеству. Увидев угрозу для своего бизнеса, они подняли восстание против Евангелия Божьей благодати и спасения. Фактически, их не интересовала истина сама по себе, их интересовали деньги и материальное благополучие, и за это они готовы были сражаться даже до смерти.
Перед Господом Богом всегда в первую очередь важна мотивация наших поступков. Он всегда смотрит на сердце человека, и перед Ним оно совершенно открыто. Почему в магазине рождественская праздничная атрибутика? С какой целью звучат у нас рождественские мелодии? По какой причине мы напоминаем другим снова и снова о празднике Рождества? Зачем мы практикуем этот религиозный обряд или праздник? Ради прибыли и денег? Я думаю, что и наше время многие маленькие и большие бизнесмены, которые в своих сердцах очень далеки от Бога и совсем не понимают смысла прихода Христа в наш мир и не верят в Него, готовы всячески защищать существование праздника Рождества, который приносит им такую желанную прибыль.
Мне кажется, что, если бы Иисус Христос снова появился на земле в обычном человеческом теле, как это было во время Его первого прихода в наш мир, то Он бы во многих магазинах оборвал рождественские гирлянды, перевернул бы стеллажи с рождественскими игрушками, вернул бы в леса срубленные ели и сосны, – то есть, поступил бы так, как это Он сделал с торговцами в иерусалимском храме, и призвал бы всех нас вознести Господу Богу истинную хвалу, молитву и поклонение, которые Он ожидает от нас в эти дни Рождества (знаю, что преувеличиваю: Он бы так не сделал).
Еще для одной немалой части людей праздник Рождества – это выходные дни на работе, отпуск или каникулы. У таковых все мысли сосредоточены на том, чтобы эффективно для себя использовать это время: кто-то планирует долгожданную поездку на курорт; другие, наоборот, активно работают на личном хозяйстве; третьи посещают родственников, друзей и тому подобное. Есть и те, кто, пользуясь возможностью, просто ничего не делают и отдыхают, праздно проводя полученное в личное распоряжение время.
Если у всех этих людей забрать их отпускные дни, – останется ли для них день рождения Иисуса Христа праздником? Будет ли в их сердцах радость и веселие о Божьем спасении от грехов и свободе в Иисусе Христе, если при этом нужно будет тяжело работать на своих земных работах напролет целые дни?
Есть люди, для которых праздник Рождества – это яркая и веселая культурная традиция своего народа, начало которой сокрыто в седой древности. Для таких людей очень важно исполнить все внешние атрибуты праздника: наряженная елка, Санта Клаус (или на худой случай – Дед Мороз), рождественский вертеп, Мария и Иосиф и Младенец, волхвы, пастухи, овечки, костюмы, кутя и прочие специальные блюда, коляды и многое другое.
За всем этим праздничным маскарадом совсем не видно трагической жертвенности Отца Небесного; не рассмотришь проблемы человеческого греха, ради решения которой и совершилось рождение Спасителя в Вифлееме; не увидишь и не поймешь необходимости рождения Иисуса Христа в сердце каждого человека, которому возвещено Евангелие Божьей благодати. Я думаю, что Сам Спаситель в такой ситуации, посреди человеческого рождественского веселия, плачет, как Он плакал при вхождении в Иерусалим, когда толпы народа с ликованием встречали Его. Христос плакал о том, что они не узнали, не услышали и не приняли того дара благодати, который в то время был предложен им Всевышним Владыкой всего сущего.
В самих рождественских обрядах нет ничего плохого, когда они используются как адекватные иллюстрации рождественского повествования и рассказывают на понятном и доступном языке замечательнейшую весть о Божией любви, когда через различные внешние символы и знаки воздается слава Тому, кто Один достоин всей нашей хвалы. Потому, в каждой ситуации во всех рождественских обрядах и атрибутике остается актуальным вопрос: где и как во всем происходящем возвещается и прославляется Христос?
И даже в церквях, бывает, готовятся блестящие и пышные праздничные рождественские программы, хоры, оркестры и театральные представления, но при этом более или менее заметно акцент ставится на самой программе, уровне ее исполнения и исполнителях, и за всем этим как-то где-то теряется Тот, Кому мы всем обязаны, Кто никогда от нас ничего не желал и не ожидал, но Сам Себя всецело и полностью отдал для нашего спасения и вечной жизни.
Апостол Павел пишет в послании к коринфской церкви, что во время пребывания в их городе, он принципиально отказался от демонстрации всякой человеческой мудрости и профессионализма, чтобы не заслонить и не затмить Самого Иисуса Христа, Которого проповедовал им. Оказывается, бывают моменты, когда нужно осознанно и добровольно отказаться в какой-то мере от всякого высокого и яркого нашего человеческого самовыражения ради того, чтобы ясно был виден Христос и четко было слышно Слово от Него. Я не говорю здесь о самоправедной горделивой примитивной «простоте», в которой нет ни раскрытия Богом данного потенциала, ни посвящения, ни исполнения Духом, ни способности и желания взглянуть на себя со стороны, вникнуть и оценить себя перед Господом и людьми. Я говорю о том, что во всяком нашем служении Богу, в церкви или вне ее, люди действительно должны видеть в нас и через нас Христа, переживать прикосновение Духа Святого, Которым мы исполнены, слышать Слово от Него через нас, а не просто наши слова о Нем. Христиане, не заслоняйте собою Христа!
Однажды, Господь через пророка Иеремию высказал претензию к Своим служителям: «Священники не говорили: «где Господь?», и учителя закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала (разных идолов: богатства, славы человеческой, благополучия, внешней религиозности – фарисейства – и многого другого) и ходили во след тех, которые не помогают (в перспективе вечной жизни)» (Иеремия 2:8). Мы, люди, очень склонны к самообману, выдавать желаемое за действительное. Но где же находится сейчас, среди всей нашей праздничной суетной действительности, родившийся в яслях для нашего спасения Царь Царей и Господь Господствующих??? Нередко, Его очень трудно или даже невозможно найти среди преизобилующей земной суеты и мертвой религиозности, и потому: «Его нет здесь: Он – воскрес!» (Луки 24:5-6).
Но найти Его, поклониться Ему, дать поселиться в своем сердце и святить Его постоянно во всей своей жизни – это первостепенно необходимо и жизненно важно каждому живущему на земле человеку.
(Сергей Тупчик, «Размышления».)