Возможно, первый плач на земле был плачем Евы над бездыханным телом сына Авеля, убитого родным братом Каином. А может быть, Адам с Евой плакали, когда ангел Божий выдворял их с Едемского сада и они в последний раз смотрели на неописуемую красоту Богом насаженного сада. Во всяком случае, плачь – это результат или плод отступления от Бога и нарушения Его заповедей.
Но вот что интересно: Бог сделал так, что в плодах наших грехов содержится наше лекарство! Люди совершили самый тяжелый и страшный грех за всю свою историю: распяли Сына Божьего Иисуса Христа. Но святая кровь Иисуса, которая течет из Его ран, омывает наши грехи, участвовавших в Его распятии (все люди своими грехами участвовали в распятии) и раскаявшихся в сделанном. Люди растрачивают данное Небесным Отцом наследство подобно блудному сыну, но пришедшее в результате состояние банкротства и безнадежности возвращает нас к Отцу. Мы физически болеем в результате греховной жизни, но часто болезни смиряют нас и приводят нас к отрезвлению, и мы всем сердцем обращаемся к Богу за помощью. Плачь, как результат осознания наших грехов, очень хорош по сути, если только искренен, честен и сердечен. Это лекарство для нашей души.
Если мы честны перед Богом и достаточно мудры, то у нас очень много причин для плача. Если посмотрим на окружающий мир, то видим: «Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Осии 4:2). «И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!» (Исаии 24:16-17). Это происходит по всему миру и во всех социальных прослойках. Если посмотрим на себя, то можем сказать с апостолом Павлом: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от этого тела смерти?» (Римлянам 7:15-24). «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12). Мудрость, которая от Господа, открывает глаза на истинное положение дел и потому «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екклесиаста 1:18). Но это – не суета. Мудрый – всегда реалист; он не пессимист, потому что всегда сохраняет надежду на Господа, и не глупый оптимист, от которого слышали, когда он упал с небоскреба и летел где-то на уровне пятидесятого этажа: «Отлично, все хорошо, даже несмотря на то, что поскользнулся и упал!».
Пророку Иезекиилю Бог открыл обычно скрытую для всех людей картину совершающихся Божьих судов на земле. «Пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей… И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на лицах людей, скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А другим сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет глаз ваш, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезекииля 9:1-6). Есть время, когда мы ничего не можем сделать для преображения окружающего нас мира, утопающего в грехах и беззакониях. В это время перед Богом достаточным подвигом является «хранить себя неоскверненным от мира» (Иакова 1:27). Господь говорил верующим Фиатирской церкви: «Не наложу на вас другого бремени; только то, что имеете, держите, пока приду» (Откровение 2:24-25). В такое время Господь избирает кого-то подобно пророку Илии для Себя на служение провозглашения Своего слова и свидетельства пребывающей Божьей силы. Но это единичные Божьи служители в такой ситуации. Остальных «семь тысяч человек», которые не преклонились перед современными идолами, подобно другим людям, кто скорбит и плачет перед Богом о всеобщем отступлении и моральном разложении, – их знает каждого по имени только Господь Бог (3-я Царств 19:18). И Он запечатляет их «обетованных Святым Духом» (Ефесянам 1:13) перед совершением судов над беззаконным миром.
«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть» (2-е Коринфянам 7:10). Есть плачь уязвленного самолюбия, который обнаруживает пышно расцветшую гордость. Есть плачь о недостигнутых желанных целях, который говорит об отсутствии смирения перед Господом. Есть плачь о неудовлетворенных желаниях, говорящий о жизни по плоти. Есть плачь отчаяния и безысходности, свидетельствующий о потере веры и надежды. Все перечисленное и другое тому подобное – печаль и плачь мирской, которые производят смерть.
В отличии от этого, плачь по Богу орошает почву нашей души и делает ее способной произрастить семена Божьей благодати. Слезы сокрушения и покаяния, слезы жажды видеть лицо Божье, слезы ходатайства о ближних перед Господом, слезы при созерцании Его величия, славы и любви, слезы с прошениями и молениями к Отцу Небесному. Такие слезы угодны Господу; как большую драгоценность Он собирает их и записывает в памятной книге на небесах. «Положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?» (Псалом 55:9). В свое время, Бог отвечает плачущим перед Ним и дает им переживать радость спасения и благословений. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Псалом 125:5-6). Он с большой радостью даст им найти Себя, утешится и возрадоваться в Его присутствии. «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому… Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне: «где Бог твой?»… Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Псалом 41). После завершения существования нашего мира при вступлении спасенных в вечное наследство новым небом и новой землей Сам Бог «отрет всякую слезу с глаз их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4).