Известный скрипач в вашингтонском метро.
Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время, так как был час пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых шли на работу. По прошествии трех минут мужчина средних лет обратил внимание на музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько мгновений и… поспешил далее по своим делам.
Минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр и, без остановки, продолжила свой путь. Еще несколько минут спустя мужчина облокотился к стене и стал слушать, но, вскоре, он взглянул на свои часы и продолжил путь.
Наибольшее внимание музыканту досталось от трёхлетнего мальчика. Его мама в спешке вела его за собой, но мальчик остановился чтобы посмотреть на скрипача. Мама потянула чуть сильнее и мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация повторялась и с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту.
За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32. Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона. За два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг.
Игра Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей, принципы которого были: в будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке? Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим: если мы не можем найти время на то что бы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?
(Это укороченный перевод статьи, написанной по материалам очерка Вашингтон Пост, который получил Пулитцеровскую премию.)
Комментарии от пастора Сергея Тупчика.
Что это? Во-первых, штамп или стереотип мышления: разве может в таком месте играть по настоящему талантливый и многого достигший музыкант? Такое место — для неудачников. Подобно фарисеи говорили о Христе: может ли быть из Назарета что-нибудь доброе?
Во-вторых, это жизненная повседневная суета, которая не позволяет увидеть значимое и великое. Как написано у пророка Исаии: влекут на себя грехи веревками суетности.
В-третьих, мы сами реально не такие уже и знатоки музыки, чтобы по достоинству ее оценить. Мы восхищаемся теми и тем, что разлекламируют нам наши авторитеты — люди и/или масс-медиа. Если мое развитие на уровне начальных классов музыкальной школы, как я могу понять и оценить музыку высшего мирового уровня? Потому Христос говорил: многое еще хочу рассказать вам, но вы не можете вместить.
В-четвертых, мы смотрим на толпу: если много людей собираются на зрелище, если многие говорят, что это — высокий уровень, то мы готовы за многими сказать и на черное — белое. Как говорил Христос: славу/авторитет/одобрение друг от друга принимаете, а того, что истинно и происходит от Бога, соответствует Его стандартам — не ищите, и до разумения и познания такого не доросли…