Размышление — «ИСТИНА И ПРАВДА».

Правда и истина

На картинке – очень простая, ясная и убедительная иллюстрация. Я верю в существование абсолютной истины, как в общем, так и в каждой частности. В этом смысле, определяя философскими категориями, я – модернист. Думаю, что по-другому и нельзя верить, если веришь в Бога, открытого нам в Священном Писании – Библии. Бог Творец – абсолютный и совершенный, как в Самом Себе, так и во всех своих делах. Он и Его дела – это и есть истина.

В то же время я понимаю, что существует огромная, и даже непреодолимая в земном бытии человечества разница между тем, каковой эта абсолютная истина является в своей целостности и частностях, – и нашим разумением ее и ее составляющих. Бог для нас – непознаваем в полной мере, в Его безграничной и вечной полноте, как целиком, так и в каждом отдельном вопросе сотворенного Им бытия. Потому, с нашей человеческой стороны, всякий разговор о Нем и об истине должен быть всегда преисполнен смирения и осознания своей ограниченности. «Вседержитель! Мы не постигаем Его… Потому да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов 37:23,24). «И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов 39:33-35).

Из-за того, что Он сотворил нас разными, а в этом красота Его замысла, мы по-разному открываем истину для себя. Накладываются на наши личностные отличия еще и данные нам свыше различия во времени, обстоятельствах, возможностях, социальном окружении и многом другом, что обычном мы называем одним словом: судьба. Потому, каждый из нас, всем сердцем стремясь познать истину, получая при этом откровения от Духа Его, может увидеть и понять истину только частично, со стороны своей личной перспективы, в меру личных возможностей восприятия. Этот равно касается как отдельного человека, каким бы особенно одаренным он ни был, и в такой же мере любых человеческих сообществ: религиозных, научных и прочих. В этом случае, говоря философским языком, я – постмодернист, ибо не верю в возможность абсолютного познания и обладания истиной – даже в одном ее пункте – кем-либо из людей, за всю ее историю.

Поэтому, я вижу свою позицию в правильном и гармоничном соединении позиций философских подходов модернизма и постмодернизма, реальности одновременного сосуществования Божественного Абсолюта и человеческой ограниченности.

Так что же из этого: познавать истину для нас нет необходимости? Раз так уж получается, что она – непознаваема для нас. На это скажу: неправильный логический вывод. Во-первых, познавать истину, насколько только это возможно, в течение всех дней своего земного бытия, – задание, данное там Творцом и Вседержителем всего сущего и нас самих. «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его…» (Псалом 99:3). «Предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклесиаст 1:13). Познание истины – это как один из главных тестов, который сдает человек в определенной ему временной жизни, перед тем, как он должен наследовать последующую вечную жизнь. Вопрос, на который каждый человек будет отвечать перед Всевышним, будет не в том: познал ли ты абсолютную истину и достиг ли ты абсолютного совершенства, – но в том: насколько ты приблизился в сознании и образе жизни к познанию абсолютной истины, которая есть Он Сам.

Именно поэтому, во-вторых, Священное Писание дает нам право жить «по удостоверению ума своего» (Римлянам 14:5); «кто до чего достиг, по тому правилу живи» (Филиппийцам 3:16); и еще: «не судите никак прежде времени» (1-е Коринфянам 4:5); потому что «кто ты, судящий чужого раба?» (Римлянам 14:4). Мы должны быть много снисходительны к «правдам» друг друга, ибо сами имеем постоянное снисхождение от Всевышнего Владыки. О, если бы мы, все люди, а особенно дети Божьи, именно так и поступали в отношении друг друга! (Поймите меня правильно: вышесказанным я не отвергаю существование неправды, зла и тьмы, с которыми не должно быть компромисса!)

Пишу и понимаю, и даже внутренне ощущаю, свое личное ограничение в рассмотрении этого вопроса. Пусть Дух Божий, Святой, больше и лучше проговорит нашим сердцам, – ибо никто не сможет это сделать подобно Ему: открыть, осветить и просветить, показать и обличить, научить и наставить в познании Предвечного и определенного Им для нас смысла и сути бытия…

Поделиться:

Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.