Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 20 апреля – 3-я Царств 21 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
21:1-29 Одна из историй из жизни Ахава, царя Израильского, северного царства. Может быть для отступившего от Бога, нечестивого и уже в большой степени бессовестного Ахава этот грех не был таким уже и большим. Но некоторые грехи, которые кажутся людям небольшими и даже рядовыми, в глазах Божиих могут быть ключевыми, поворотными для определения всей последующей истории человека и его потомков. Так было и в этой истории с неким израильтянином Навуфеем и его наследством – виноградником около царского дворца.
Богатые, знатные и сильные люди потихоньку все больше и больше теряют ощущение реальности, и им все больше и больше кажется, что для них все позволено, и нет ничего запретного и невозможного для их желаний. Так было и с Ахавом: вдруг, в один момент, он по-другому посмотрел на виноградник своего соседа, в его разуме нарисовался план по расширению своих владений, и уже остановиться он не мог. Иаков пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иакова 1:13-15). Именно по этой схеме происходили процессы в душе и жизни Ахава. Когда человек не анализирует свои желания, не отрекается вовремя от неугодных из них перед Богом, тогда наступает момент реализации, то есть внешнего воплощения принятого и сформированного внутреннего желания.
У Ахава наблюдалось еще некоторое торможение в том, что он вот так сразу не мог придумать беззаконное и мерзкое решение. Но он взял себе помощника из язычников, царицу Иезавель, для которой вообще не существовало понятия о грехе и неправильном поступке перед Богом. И здесь сатана, видя внутренне подготовленное и уже плененное похотью сердце Ахава, предлагает ему решение проблемы через Иезавель – увлечение на следующий уровень грехопадения: найти лжесвидетелей и приговорить невиновного к смерти ради овладения его собственностью. Ахав соглашается. Этот его поступок перед Богом оказался решающим для определения его судьбы, а также судьбы его потомства: за это действие Господь приговорил к смерти самого Ахава и также определил истребить весь род Ахава подчистую. Вот цена, на самом деле заплаченная Ахавом за удовлетворение своей похоти, за виноградник Навуфея.
Удивляют старейшины и знатные люди города: по совету и приказанию той же Иезавели они объявляют пост (! – какие «благочестивые»), готовят двух отъявленных негодяев для предъявления лжесвидетельства и учат их, какое обвинение и как выдвинуть против Навуфея, потом выносят заранее приготовленный приговор и безвинно побивают его камнями. Конечно, они оправдывали себя, что так приказала им сделать Иезавель, и что они не могли ее ослушаться. Но так может оправдывать себя каждый надзиратель лагерей смерти во время Второй мировой войны, ведь он только выполнял приказания высшего начальства, в конечном счете Гитлера. Потом, когда эти знатные и старейшины и их дети были убиваемы войском царя Ассирийского, когда забирали их имущество и земли, тогда они вопияли у небесам: за что?! Забыли они, не помнили и не осознавали, что делали в мирное время в своей стране со своими людьми…
Без конца поражает милость Господа! Когда подлый и нечестивый Ахав, под страхом смерти и лютого наказания стал раскаиваться перед Господом в совершенном поступке, Господь объявляет ему частичное помилование: лично он будет убит не прямо сейчас, а позже, и суд над его потомками произойдет после его смерти, так что он воплощение этого суда своими глазами не увидит. Каково раскаяние, таково и помилование.
И сегодня многие люди удивляются происходящему на их глазах: почему покаяние перед Богом было у одних и других, но у одних это принесло добрые и благословенные плоды на всю последующую жизнь и для их детей, у других же после покаяние происходит снова погружение в то же болото греха, затем снова покаяние и снова погружение в грех… Главный ответ: каково покаяние, таково и помилование… Господа не обманешь: если мы сами в себе не можем разобраться, то это не значит, что Он нас не видит и все у нас не может правильно оценить… Мы же видим только результаты-плоды: проказа греха не излечилась, изоляция больного от духовной жизни церкви должна продолжаться до полного исцеления от поражения грехом…
В народе есть верная поговорка: с кем поведешься, — от того и наберешься. Совсем не зря Господь запрещал своему народу жениться и выходить замуж за представителей окружающих народов. Пример Ахава, женившегося на дочери царя Сидонского Иезавели, лучший пример этому. Хотя были примеры Раав-блудницы из Иерихона, Руфи моавитянки, но эти примеры говорят нам о вполне возможных счастливых исключениях из общего правила, подтверждений которому было в тысячи, десятки и сотни тысяч раз больше. В результате имя Иезавель стало нарицательным на страницах Священного Писания и в истории Народа Божьего, олицетворяя собой развращенных и грешных идолопоклонников, допущенных, живущих и действующих среди детей Божиих.