Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 23 апреля – 4-я Царств 6, 7, 8 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
ПРОРОК ЕЛИСЕЙ (2-я часть).
В начале 6-ой главе описывается история, когда Елисей помогает своим ученикам в самой простой и обычной человеческой ситуации и для этого творит чудо. Один из сыновей пророков занял топор для работы, и потом по неосторожности утопил его в реке. Пророк отрубил кусок дерева, бросил в реку, в место, где утонул топор, и топор всплыл. Точно так, часто и благодатно, действует Господь в жизни людей: помогает нам Своей сверхъестественной силой, творит чудеса в самых обычных жизненных ситуациях, в которых, казалось бы, не стоило бы тревожить великого Бога и просить Его помощи.
Затем описывается еще несколько чудесных действий, происшедших одно за другим, в жизни и служении пророка Елисея. Все началось тем, что Елисей открывал царю Израильскому всю информацию о планах против него со стороны враждебно настроенного царя Сирии. Потому все хитрые и искусные военные действия тех оказывались раз за разом безуспешными. Сирийский царь встревожился и заподозрил измену среди своих людей. Но тут осведомленные люди рассказали ему о пророке в Израиле – Елисее – перед которым ничего не скроешь, и который всю информацию о военных планах царя Сирии регулярно и подробно сообщает своему царю Израильскому. Реакция последовала незамедлительно: сирийский царь послал военный отряд, чтобы схватить и пленить пророка.
То же пишет апостол Павел: Господь открывает нам планы врага душ человеческих в происходящей духовной войне, готов открывать в той же мере, как Он это делал Своему рабу и пророку Елисею. «Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2-е Коринфянам 2:11). «Мы, ходя во плоти, не по плоти воюем; оружие наше для ведения войны не плотское, но сильное Богом на разрушение твердынь: им ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2-е Коринфянам 10:3-6).
Пришло войско сириян к городу Дофаиму; город был небольшим и военных действий против себя не смог бы выдержать. Но удивительно! Пророк Елисей чувствует себя абсолютно спокойным, безмятежно ходит по городу, хотя все это войско вокруг города пришло именно за ним. Слуга человека Божия просто не выдерживал напряжения, рвал и метал и ничего не понимал. Пророку это его состояние было неудобно переносить, и он попросил Господа, чтобы Тот открыл ему глаза на мир духовной реальности. И тот увидел! Небесные кони и колесницы огненные – и все вокруг его господина пророка Елисея! Успокоился сразу.
У меня вопрос: видел ли этих коней и колесницы сам пророк Елисей? Думаю, что нет. Ему не нужно было видеть, потому что он видел их духовными глазами веры. Кто же из двоих является более духовно зрелым человеком: Елисей, который не видел видения колесниц, или его слуга, которому было показано сверхъестественное завораживающее видение небесных коней и колесниц? Очень часто видения и чудеса являются «костылями» для слабой веры тех, кому они даются. И при этом эти люди в своем неразумии еще хвалятся и даже превозносятся этими своими «костылями»… Об этом состоянии людей Христос однажды проронил слова: «не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоанна 4:48). И в другом случае: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29).
Далее пророк Елисей, опять же руководствуясь милостью и любовью к врагам, пользуясь полученной силой и благодатью Духа, молиться Господу об ослеплении пришедшего за ним войска. Нет, не физического ослепления, а духовного, ослепления в разуме. Затем выходит навстречу врагам, предлагает им свои услуги и приводит их, как бы находящихся во сне, в самую средину столицы своего царства. Здесь они оказались под прицелами перекрестного огня израильтян и продолжали ничего не соображать, пока пророк опять же не воззвал у Господу и не открылись у них глаза, в какой ситуации они оказались. Пророк повелел их накормить и напоить, и тем самым была одержана невероятная победа: эти воины больше никогда в своей жизни ни за что не ходили воевать с Израилем! Вот это война и победа!
Подобно действует и Иисус Христос в продолжающееся еще время благодати и спасения: Он завоевывает Себе людей через доброту, милость, прощение, различные дары благодати и любовь. И масштаб распространения христианства по всем народам и странам за эти последние две тысячи лет говорит о результатах такого подхода сам за себя и очень красноречиво!
Служение Елисея проходило на территории Северного Израильского Царства, цари которого все без исключения, в той или иной степени повторяли образ жизни и действий отступившего от Господа Бога первого Израильского царя Иеровоама. Отступление царя и вместе с ним глав общества приводило к отступлению от Господа и всего народа, что выражалось в идолопоклонстве и грехах. Господь же вразумлял и наказывал для того, чтобы они обратились к Нему, но цари, лидеры и народ продолжали оставаться в состоянии отступничества. В такой среде и обстановке проходили жизнь и служение человека Божьего и пророка Елисея.
Господь в очередной раз наказывает Израиль через царя Сирии Венадада. Но, как написано: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов 5:17,18). «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он добр и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоиля 2:13). Вот и в ситуации, описываемой в конце 6-ой и 7-ой главах, Господь так и не дождался покаяния от Своего народа, но через Своего пророка объявляет помилование и избавление.
И опять мы видим войну, которую силою Божией ведет Елисей: врагам послышался шум огромного войска, идущего на них. Настолько четким и ясным был этот шум, что их охватила паника, и все войско, побросав все, что у них было, бежали что есть силы, спасая свои жизни. Полная победа без малейшего кровопролития.
Так и не могу понять: подобный стиль и характер действий Елисея – это результат того, что он получил Духа вдвойне, или же это выражение его личности, — характера, духовной зрелости и особенностей личного познания Бога, — перед Богом???