Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 3 мая – 1-я ПАРАЛИПОМЕНОН 1-9 главы (продолжение; пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
1 – 9 главы. Несколько заметок по приведенным родословиям.
В этих главах приводятся родословия не только евреев, народа Божьего; также конкретно и подробно описываются некоторые и другие родословные линии. О чем нам это говорит? Что Господь Бог равно интересуется, наблюдает и руководит всеми народами земли. «С небес наблюдает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он смотрит на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Псалом 32:13-15). Позиция народа Божьего на земле – исключительная, но не в том, что только их благословляет Господь, а в том, что их Он приблизил к Себе и поставил на особую позицию пред Ним, при этом совершенно не отвергая всех других, на их позициях.
1:39 Хотя в родословной линии в подавляющем большинстве упоминаются мужчины, но все же в некоторых моментах богодухновенный автор вспоминает о некоторых женщинах. Если о мужчинах говориться просто в связи с общим утвержденным Богом на земле порядком, то о женщинах упоминается только в связи с их особенными заслугами (говоря обычным человеческим языком), потому что они искали, нашли, поняли и исполнили, каждая из упомянутых в своей мере, свое высшее предназначение на земле, в связи с особенным влиянием, которое они оказали на жизнь окружающих их людей и на потомков. И здесь я думаю: о многих ли мужчинах было бы упомянуто на этих страницах, если бы не нужно было бы их упоминать в родословном списке? Каким смыслом исполнена наша жизнь, кроме обычного: «родить сына, построить дом, посадить дерево»? Конечно, по милости и благодати Господа, и самое простое исполнение своих человеческих обязанностей, правильно исполненное пред Ним, уже засчитывается Господом; но как же этого бывает мало для формирования истинного и вечного «сокровища на небесах»…
2:4 В родословии царственной линии Давида и Спасителя Иисуса Христа упоминается Фамарь, родившая для Иуды Фареса. Вся эта история описана в 38-й главе Бытие, и является историей отступления Иуды, его попыткой ассимилироваться с окружающими народами. При этом он потерял трех из своих детей, но его невестка Фамарь, которую он также нашел в этом своем отступлении, и с которой так некрасиво получилось у него, что привело к рождению близнецов, она везде упоминается в Священном Писании как положительная героиня, наряду с рожденным ею сыном, вошедшим в славную родословную. Редко какая другая женщина с таким постоянством упоминается в библейских родословных…
Хотя здесь мы должны вспомнить и другую женщину, с подобной судьбой – Руфь. Она также была из другого народа, и также фактически отреклась от своего родства, пожелавши всем сердцем стать частью нового родства – народа Божьего. Здесь она не упоминается, но целая книга Библии написана в ее честь. И она также стала причастной к царской родословной линии, пойдя со своей свекровью в Израиль, выйдя замуж за Вооза, и став прабабушкой Давида – царя, пророка и человека Божьего.
3:5 У Вирсавии, жены Давида, было четыре сына; два из них входят в родословие Иисуса Христа: один Соломон, входящий в родословную Иосифа, муда Марии, что отмечено в Евангелии от Матфея (1-я глава), и второй Нафан, входящий в родословную линию Марии, что отмечено в Евангелии от Луки (3-я глава)… Здесь впору вспомнить все то, что мы ранее говорили в связи с Вирсавией…
4:10 Особенная молитва Иависа: «И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил» (1-я Паралипоменон 4:10). О, как многие хотели бы повторить эту молитву, чтобы потом иметь такие благословенные последствия в земной жизни! Но, как бы мы ее не изучали и не повторяли, нужно понимать: сначала нужно от Господа получить возможность для произнесения такой молитвы, и тогда, в тот единственно правильный момент произнесенная молитва принесет соответствующий результат. Это, подобно, как было у Соломона в Гаваоне, когда Господь явился ему и сказал: можешь сейчас у Меня просить все, что хочешь, и Я дам тебе. Соломон попросил тогда мудрости, и получил ее в огромной мере. У меня два вопроса в этой связи: как узнать и не пропустить момент в нашей жизни, когда Бог предлагает нам такую возможность: однажды попросить у Него все, что пожелаешь, но только одну просьбу??? И что лучше просить в этот момент: как Иавис – для своей жизни, или как Соломон – для исполнения предназначения???
5:1-2 Здесь упоминается о трех видах первородства, то же можно сказать о лидерстве: есть первородство по происхождению, родословной, историческое; но при этом можно лишиться и не обладать ничем другим, кроме истории, как было у Рувима. Есть первородство заслуженное, как это было у сынов Иосифа, перешедшее к ним от сынов Рувима; но здесь больше прошлая заслуга их праотца Иосифа, которая фактически не подкрепилась такими же заслугами его потомков, и оно также потеряло свое значение. Есть первородство реальное, как у сынов Иуды, которое поддерживалось соответствующими делами и жизнью, которые даже после своих падений – восстанавливались, и стали средой, откуда произошли Давид и многие другие положительные цари Израильские и Сам Иисус Христос.
5:20 «И подана была им помощь против них, и преданы были в руки их Агаряне и все, что у них было, потому что они во время сражения воззвали к Богу, и Он услышал их, за то, что они уповали на Него» (1-я Паралипоменон 5:20). Хочу обратить более пристальное внимание: за что им была помощь свыше? За праведность? За исполнение заповедей Божиих? За правильное Богослужение? За мужество и доблесть? Нет, нет и нет. За то, что во время сражения воззвали к Богу и возложили свое упование на Него во время этой войны. И получили ответ от Господа Бога – победу над врагами. У нас бывают различные ситуации в жизни, не только войны, и в этих ситуациях мы нуждаемся в ответе и помощи от Господа. Но знаем ли мы, что самое важное перед Господом для нас в нашей ситуации? Понимаем ли мы, чем можем «склонить чашу весов» перед Богом в свою сторону? Нередко люди неправильно выбирают для себя акценты или приоритеты в конкретный момент времени, делают это самовольно – «самовольное смиренномудрие», а потом удивляются тому, что получается в результате…