Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 3 июня – Иов 8 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления).
Несколько мыслей о книге Иова в общем.
Основная мысль этой книги – поиск ответа на постоянный вопрос: о смысле страданий в жизни людей на земле. Мы, люди, всегда ищем счастья в земных днях, и, в соответствии с преобладающим мнением, страдание всегда противопоставляется счастью, обычно взаимоисключающие понятия.
Забегая вперед отмечу, что Господь в Своей речи, записанной в самом заключении книги, так и не дал ответа на этот вопрос, оставив каждому человеку задание – постоянно искать и находить самому для себя ответ на этот вопрос, в течение всех дней земного странствования, отдельно на каждый период времени и для каждой ситуации.
Друзья Иова, — Елифаз, Вилдат и Софар, — не то, чтобы говорили совершенно неправильные вещи или слова; в таком случае не было бы такого подробного и долгого описания пустых мудрствований. Они также говорили правильно и хорошо на эту тему. Но: их рассуждения, во-первых, были очень ограниченные и узкие в понимании этого вопроса; а во-вторых, они совершенно не анализировали, не понимали и не учитывали ситуацию их друга Иова, а потому некоторые в общем-то правильные понятия применяли совсем не по адресу. В их рассуждениях, как само собой разумеющееся, подразумевалось, что источником страдания может быть только совершенный перед Богом проступок или грех; это – как аксиома, априори. Но не так было с Иовом: ибо Сам Господь позже засвидетельствовал о высочайшей праведности Своего человека Иова, Иезекииля 14:14,20. Они же этого не поняли… Вот таким образом можно, говоря в общем-то истину, в то же время грешить, применяя ее не по адресу.
При чтении книги нужно постоянно помнить: диалог между Господом и сатаной, помещенный в самом начале книги, в первой и второй главах, не был известен в то время Иову и его друзьям. Они пребывали в неведении, как и мы с вами во всех постигающих нас скорбях, и видели только то, что происходило в видимом и доступном для их и нас мире. Но как можно все происходящее на земле правильно понять и оценить, если не учитывать постоянно влияющий на нашу жизнь невидимый духовный мир, Господа и Его ангелов, дьявола и его демонов, и еще какие-то, упоминаемые в Писании, «начальства, власти и силы»???… И еще: наш временный мир находится в контексте вечного мира или вечности; не вне и не рядом, а именно как бы внутри. Как можно правильно понимать то, что происходит во временном мире, в нашей земной жизни, не учитывая то, что в то же самое время происходит в вечном мире, в контексте каждой переживаемой нами ситуации???…
Есть один персонаж в книге, появившийся в самом конце, перед тем как Господь начал говорить с Иовом, некий Елиуй, который, в отличии от друзей, говорил правильные вещи о Господе и происходящем в жизни. К его словам у Господа не было претензий; он как бы за Господа поговорил с Иовом о его состоянии и претензиях. Другими словами: если Елиую была открыта правильно ситуация, то необходимое нам познание истины возможно для нас, людей. Ободримся, — и будем искать и простить, в постоянной нищете своего духа перед Ним. «Предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: ЭТО ТЯЖЕЛОЕ ЗАНЯТИЕ ДАЛ БОГ СЫНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, ЧТОБЫ ОНИ УПРАЖНЯЛИСЬ В НЕМ» (Екклесиаст 1:13).
8:2 Вилдат не проявляет понимания Иова; отчасти это из-за того, что у него есть твердое и непоколебимое понимание – страдания только за грехи. Он не мог и предположить того, что нам было открыто в самом начале книги: что это сатана выпросил Иова у Бога, чтобы испытать веру и верность его. Вилдат же оценивает Иова из своей позиции и думает: какой же ты упорный грешник, что даже в таких страданиях не хочешь исповедоваться и раскаиваться, что предъявляешь Богу как бы претензии. Не сочувствие, а осуждение в сердце и слова друга Иова. Потому боль Иова он оценивает как бунт против руки Всевышнего. Немножко он здесь был прав, что Иов находился рядом с чертой, за которой начинается бунт против Господа и Его дел в нашей жизни, которые нам не нравятся; но Иов эту черту не переступил. Кстати, позже Елиуй обличил Иова об этом, и за правильное обличение не понес осуждения (см. 32:2 и далее).
8:3-4 Абсолютно правильные слова о Боге говорит Вилдат: Бог не извращает суд и Вседержитель не превращает правду! Золотые слова! Но: в этом случае, говоря эти слова, он имеет в виду, что в этих страданиях Бог произвел Свой суд над Иовом, в частности погибли все дети Иова, и это произошло за их грехи, о которых, возможно, Иов и не знал. Если Вилдат все знал о Боге, о Его делах и о жизни каждого человека на земле, — то его слова абсолютно справедливы. Но мы ясно понимаем, что Вилдат всего далеко не знал. Так почему же так безапелляционно судил?… А почему мы подобно ему поступаем в различных ситуациях жизни?… Да, в жизни людей мы можем часто встретить ситуации, когда слова, сказанные Вилдатом, окажутся к месту и будут справедливыми. Но не в этом случае.
8:5-6 Снова и снова повторяется то же самое: слова, которые сказал Вилдат, в определенных случаях соответствуют тому, что Господь именно так и действует. Давид подобное говорил о переживаниях своих отношений с Господом: «Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня, ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред глазами Его» (Псалтирь 17:21-25). Но: не всегда Давид желал и молил Господа, чтобы Он поступал с ним по его делам и праведности; очень часто просил по милости и великому милосердию. И еще: даже если мы праведны перед Ним в чем-то или в какой-то период времени, то обязан ли Он перед нами тотчас нам отвечать? Кто мы такие, чтобы Бог был чем-то обязан перед нами? И еще одна сторона: Бог есть любовь, Он есть Отец всех нас, и это значит, что Он любит не только праведных пред Ним, но и согрешающих, ибо все – дело рук Его. Опять же: правильное понятие, сказанное Вилдатом, нуждалось в понимании своего ограничения: то есть, в каких случаях эти слова можно было произнести так, как они сказаны, а когда и как Господь действует выходя за рамки этого отдельного правила. Это справедливо по отношению очень многих наших хороших и правильных понятий о Боге и взаимоотношениях с Ним и обо всем остальном.