Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 29 сентября – Захарии 1-4 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
Пророк Захария жил и пророчествовал в Иудее, во время сразу после возвращения из вавилонского плена и восстановления еврейского государства, Иерусалима и храма. Очень большой процент из сказанных им пророческих слов относятся к периоду Второго Пришествия Христа, о событиях, связанных в первую очередь с народом Израиля: возвращению евреев в Обетованную Землю после почти двухтысячелетнего изгнания, Великой Скорби и начала Тысячелетнего Царства, во время которого исполнятся все замечательные обещания Божьи, данные Израилю на протяжении всей истории.
ЗАХАРИИ 1-я глава
1:1-6 Закончилось время наказания для Израиля и пришло время от Господа для возвращения изгнанного народа и восстановления Израиля, Иерусалима и храма.
Господь говорит через пророка к народу, который возвращался в свою землю: обратитесь ко Мне! О чем это говорит? О том, что возвращение и восстановление Израиля происходило не потому, что Израильский народ заслужил это своим благочестием и послушанием Господу, а потому что Господь решил закончить для них время наказания и начать миловать, восстанавливать и благословлять. Другими словами: не по делам, а по Его милости, доброте и благодати. И вот, милуя, Господь просит тех, кого милует: обратитесь ко Мне!
Подобная ситуация в духовном мире повторяется снова и снова, в жизни каждого нового помилованного Богом человека: даруя прощение грехов, рождая в семью Своих детей, — Он просит: обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, возлюбите Мои заповеди и пути! Не останавливайтесь в позиции получивших милость, прощение и спасение на всю оставшуюся жизнь…
1:7-21 Видения Захарии: кони рыжие, пегие и белые, с всадниками на них; четыре рога, разбросавшие Иерусалим; четыре рабочих, сбивающих четыре рога, чтобы дать возможность Иерусалиму восстановиться.
Это не просто аллегорические картины процессов, которые происходили в то время в истории мира, связанной с Израилем. Каждый из персонажей и образов в видениях характеризует собой какую-то конкретную реальность, силу или даже личность в невидимом для нас духовном мире, который существует как бы параллельно нашему видимому миру и во многих случаях играет определяющую роль в том, что происходит в нашем мире.
Тех же коней видит апостол Иоанн в данном ему видении, Откровение 6-я глава.
ЗАХАРИИ 2-я глава
2:1-13 Некоторые слова пророческого слова этой главы относятся ко времени возвращения Израиля из вавилонского плена; другие слова относятся ко времени возвращения Израиля из почти двухтысячелетнего рассеяния, по окончании времени язычников; часть слов имеет два адресата: Израиль после вавилонского пленения, а также Израиль времени Второго Пришествия Христа. Несколько заметок по главе.
2:6 «Эй, эй! Бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь». В первую очередь это слово относится к еврейскому народу, находившемуся в вавилонском плену, потому что Ассирия и Вавилон располагались севернее Израильского царства, почему и не раз названы у разных пророков северной землей или страной.
С другой стороны, эти слова гораздо больше, масштабнее и сильнее исполнились во время двухтысячелетнего рассеяния, ибо рассеяние евреев за это время произошло действительно по всему миру, а северная земля здесь больше подразумевается как Россия и сопредельные территории, можно сказать: славянский мир и территории бывшего СССР. Именно с этих территорий уже произошел очень большой исход еврейского населения, в первую очередь, в Израиль.
2:7 «Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона». Вавилон – это духовный образ успешной и развитой человеческой цивилизации, фактически отпавшей и восставшей против Бога, создающей себе цивилизационную башню «до небес». Фактически, это современный западный мир. Другая духовная характеристика Вавилона – это смешение, что отображается в разных аспектах развития передовой западной цивилизации, начиная от смешения всех религий в новой философии «нью-эйдж». В последние десятилетия начал происходить исход еврейского народа из западных стран.
2:8 «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас».
С одной стороны, пленение Израиля – было для наказания, очищения, смирения, обращения. С другой стороны, это было также для возвещения славы Божией и имени Господа среди тех языческих народов. Сами добровольно не хотели идти к ним и свидетельствовать о Господе как проповедники и миссионеры, — пошли недобровольно как пленники и рабы. Главное же, чтобы и в такой ситуации оставаться человеком Божиим! Ярким примером осуществления этих слов служат истории Даниила, Сидраха, Мисаха и Авденаго, когда в результате верности их Господу Богу великий языческий царь узнал реальность и силу Бога Израиля и издал соответствующие указы о почтении этого Бога во всех пределах своей империи. Но для того, чтобы прославить Господа и в такой ситуации, сначала нужно быть подобным тем замечательным Божиим людям в личных отношениях с Господом и Духом Святым.
2:8 «Касающийся вас касается зрачка глаза Его». Как чувствительно относится Господь к любому посягательству на Его детей в этом мире! Эти слова Господа должны сильно ободрять нас в различных ситуациях, укреплять нашу веру и надежду на Господа. А если что-то происходит неблагоприятное внешне для нас – то и это с Его ведома и под Его контролем.
2:10 «Ликуй и веселись, дочь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь». Самое величайшее из благословений – это когда Господь приходит к нам и поселяется среди нас! Это относится как к отдельно взятому человеку, так и к поместной церкви, деноминации, нации, стране, любому сообществу людей. Что может быть лучше и замечательней?!! Это лучше самых больших и ярких благословений. «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле» (Псалом 72:25). «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Псалом 22:1). Реальное наличие этого – основание для самой большой радости и веселия!
ЗАХАРИИ 3-я глава
3:1-10 Иисус, сын Иосидеков, был великим иереем, то есть занимающим позицию первосвященника. А первосвященник – это предстоятель перед Господом за весь народ. Подобно тому, как предстоял за народ Моисей, много раз отвращавший гнев Божий от согрешившего народа и спасавший его. Таким должен быть каждый из главных священнослужителей/пасторов каждой поместной церкви, объединений церквей и национальных церквей. К сожалению, в большинстве случаев это не соответствует действительности; хорошие организаторы-менеджеры, замечательные религиозные политики, прекрасные ораторы, — но не предстоятели пред Господом в молитвах и постах.
Служитель, подобный Иисусу, предстоит перед Господом за народ, а рядом с ним, невидимо для физических глаз его, перед Господом стоит сатана и противодействует ему в служении предстояния. Служитель Божий уподобляется Иисусу Христу в ходатайственном служении, а сатана подобно прокурору всячески требует и домогается осуждений за проступки, наказаний, ограничений в благодати и тому подобное. Довольно подробно пример такого противостояния описан в книге Иова в первых двух главах.
Потому апостол Павел пишет верующим людям, и особенно служителям Господним: «Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для этого примите всеоружие Божие, чтобы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять» (Ефесянам 6:10-13). Главное сражение Христа произошло в Гефсимании, и потом воплотилось на Голгофе. Каждому служителю Божию нужно учиться и научиться побеждать в невидимом духовном мире, невидимых физическим глазам противников.
ЗАХАРИИ 4-я глава
4:1-14 Тема видения этой главы – светильник-семисвечник, который символизирует третью испостась Бога – Дух Святой.
Число семь – означает совершенную и абсолютную полноту и совершенство Бога.
Золото – указывает на наивысшее качество всех Божественных атрибутов и действий.
Две маслины – два Божиих помазанника. Эту идею мы видим не раз в Писании: Христос посылал учеников проповедовать Евангелие Царствия по двое. В книге Откровение мы читаем, что во время Великой Скорби, в первые три с половиной года, будут совершать особенное служение два избранных и посланных Господом человека, которые называются «две маслины» (Откровение 11:3-13). Здесь же, в книге Захарии, особенно указывается на два избранных и помазанных Господом руководителя еврейского народа на тот момент: Зоровавель, сын Салафиилев, правитель Иудеи, и Иисус, сын Иоседеков, великий иерей (первосвященник). Они олицетворяют собой государственную и духовную власть, некоего рода пара институтов власти. Эта же идея прослеживается в словах Господних о высшем и вечном предназначении Его детей: быть царями и священниками в вечном царстве Бога; опять же – пара, два параллельно действующих предназначения. Первое же и самое распространенное упоминание подобной пары в истории нашего мира – мужчина и женщина.
4:6 «Не воинством, не силою, но Духом Моим». Важны человеческие душевные качества: способности, образование, профессионализм, опыт и прочее. Но выше и превосходней – исполнение Духом Божиим. Духом Божиим делается то, что никогда не сделается человеческими усилиями. Духом Бога может достигаться все…
4:10 «Кто может считать день этот маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это глаза Господа, которые объемлют взором всю землю?». Можно смотреть на окружающее и оценивать человеческими глазами: не хватает профессионализма, совсем небольшие способности, бедно выглядит, отсутствует величие и т.п. Но если Господь на что-то смотрит с любовью и восхищением – то кто может оценивать это иначе?? И наоборот: если Он смотрит с огорчением, недовольством и гневом – кто может оставаться спокойным и радоваться этому??