Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 18 октября – Евангелие от Марка 8 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
МАРКА 8-я глава
8:1-10 Вторая история об умножении пищи Иисусом Христом. Чем вторая история отличается от первой, приведенной 6:35-46?
В первом случае, инициаторами накормления людей были ученики, во втором – Иисус Христос. О чем это нам говорит? В жизни людей на земле Господь не хочет абсолютно во всем, до мельчайших подробностей, говорить людям что и как нужно делать. Есть ситуации и случаи, когда Него есть конкретная воля для нас, и есть ситуации и случаи, когда Его воля обозначена рамками, внутри которых нам дается полная свобода в реализации данного Им для нас потенциала, привлекая и пуская в оборот все, чем Он нас снабдил, начиная от материального до интеллектуального и духовного. Господь, Который сотворил нас по Своему образу и подобие, дав нам разум и творческий потенциал, с радостью наблюдает за нашими стараниями, работой, творчеством, результатами-плодами человеческой деятельности, осуществленными в положительном направлении. Потому, есть случаи, когда нужно спрашивать Господа о прямой воле для нас, и есть случаи, когда нужно действовать «по удостоверению ума своего», не выходя за обозначенные Им рамки. Взрастив и научив нас многому, в определенных ситуациях Господь как бы стоит рядом и выжидательно смотрит на нас: дитя Мое, ты уже знаешь, что нужно сейчас делать; ну, давай же, действуй согласно общей воле Моей!…
Но даже, если Он от нас ожидает свободной и добровольной инициативы, общий механизм совершения служения остается прежним: все, что имеешь, отдать Господу в распоряжение, вручить в Его Божественные руки, чтобы Он благословил и преломил-умножил, и беря из Его рук, перед этим отданное Ему, теперь отдавать это людям… Только таким путем можно накормить окружающее нас множество духовно голодных людей…
Если в первом случае упоминается о собранных двенадцати корзинах, по одной на каждого ученика, то здесь сказано нам о семи корзинах. Число семь символическое, которое говорит нам о Божественной полноте. Другими словами: того, что собрали после служения, хватило ученикам, чтобы полностью восполнить все их личные нужды…
8:11-13 Господь никогда не делает чудеса и знамения просто по плотскому человеческому желанию: ни ради рекламы и пиара, ни для земного авторитета, ни для показа своего превосходства, ни для победы в спорах, ни для каких других целей и по причинам, обычно принятым у людей… Его цели: для славы Божией (без славы человеческой); во исполнение Его планов; для оказания спасительной милости нуждающимся людям; для победы над врагом душ человеческих. В неугодных Ему случаях, но желаемых для людей, никто не сможет заставить Господа подчиниться своим желаниям!
8:14-21 Закваска – это символ учения и понятий, догматики, традиций и другого тому подобного, что влияет на формирование жизни человека, определяет его поступки и решения, взгляды и принципы, отношения ко всему окружающему.
Закваски немного, но квасит, то есть оказывает свое влияние на все тесто. Есть понятия и взгляды, которые могут выражаться всего лишь в нескольких пунктах, но исповедание их накладывает отпечаток на все остальные понятия и жизнь человека.
Квасное тесто противопоставляется в Писании пресному тесту. Пресное тесто – это истинное, неповрежденное учение Божие, донесенное нам сначала через творение и совесть, а потом еще и через письменное откровение Священных Писаний. «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1-е Фессалоникийцам 2:3-6). Закваска – это идеи, понимания и ценности, которые от дьявола, и которые обязательно у принявших их начнут влиять и менять исповедание и практику чистой веры в Господа и Его слово.
Разновидностей заквасок бывает множество. О некоторых из них Иисус говорит Своим ученикам. Закваска фарисейская – это мертвая духовно религиозность, без личного познания живого Господа и Спасителя. Закваска Иродова – это жажда власти, амбиции, гордость. Закваска саддукейская – интеллектуальный скептицизм и неверие и прочее этому подобное.
Но подобным образом заквашивать тесто нашей веры, духа, разума, мировоззрения, характера – всего нашего внутреннего человека, могут разные другие вещи, что затем неизбежно отражается на поведении и жизни и служении Господу… Берегитесь заквасок, обнаруживайте их в себе, очищайтесь от них, храните свое сердце и разум и душу чистыми пред Ним!…
8:22-25 Не всегда исцеление человека в результате Господнего прикосновения, как тела, так и души, происходят в один момент момент времени. Вполне возможно, что действие Господа будет многоступенчатым, как бы повторяющимся. И каждое новое прикосновение Иисуса будет двигать человека по пути от тьмы к свету, от духовной болезни к исцелению, от смерти к жизни…
8:27-30 Иисус спрашивает учеников, что думают о Нем люди… Неужели Христу это было важно? Или Он этого не знал? Этим самым Иисус ненавязчиво побуждал Своих учеников к размышлению на эту тему. В завершение задал им самим тот же вопрос…
Есть сформулированное ортодоксальное вероучение о Христе, есть проповедуемые в нашей церкви понимания о Нем, есть духовный опыт отцов и других людей, и неплохо об этом знать. Но Христос всегда спрашивает каждого из нас лично: каково твое понимание Меня? Как выглядит твое личное вероучение? Спрашивает не о том, как нужно Ему верить и Его любить, а насколько ты Ему доверяешь и сколько Его любишь? Что из слушанного о Нем ты взял для себя и скрыл в глубине своего сердца? Как каждый пункт умственного познания о Нем воплотился в практику твоей жизни?…
На этом этапе духовного развития учеников Иисус запрещал им говорить о Нем. Почему? Потому что они еще не понимали Его правильно, ясно и чисто, в соответствии с истинным разумением; ибо только так должно говорить о Нем. Потому, Он повелел говорить им весть о приближении Царства Небесного, но пока еще не разрешал говорить о Нем. Подобно и в других духовных вопросах: есть то, что нам уже достаточно открыто, что усвоено нами в необходимой мере, что Господь может доверить нам возвещать другим людям. И есть то, о чем Он говорит нам: пока запрещаю вам говорить об этом. Как важно это понимать и различать, и говорить только лишь то, что Он нам дает говорить, «что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1-е Иоанна 1:1).
8:31-33 Иисус восполняет пробелы учеников в познании Его и Его путей, говоря о последующих Своих страданиях, которые Он должен будет перенести для искупления человечества. Говорил им, а они слыша – не слышали, как бы понимая о чем говорится – ничего не понимали… Более того, принципиально Господни пути были чужды им, пока еще живущим по плоти. Петр даже стал спорить с самим Иисусом об этом, хотел переубедить Его, «из самых хороших» своих побуждений…
Иисус в этой ситуации увидел, что тут был не один Петр, но как бы приклеившись к нему, сатана шептал в ухо Петру, навеивал мысли от себя, побуждал своим дьявольским духом. И именно сатане, ни в коем случае Петру, Христос сказал: отойди от Меня, сатана! Иисус не обзывал Петра сатаной, как это способны сделать люди по отношению друг ко другу. Он видел сатану, и говорил именно сатане, а потому Петр и не обиделся на Иисуса за эти слова. Петру же Христос сказал: ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое. Как часто человеческое, внешне как бы прямо не греховное, становится удобным для планов сатаны, и он внушает это людям, чтобы увлечь в сторону от Божьей воли для нас…
8:34-38 Потрясающе ёмкие, полные глубокого и важного смысла слова!
(1) Иметь желание следовать за Иисусом. Когда мы приходим к Господу – чего на самом деле мы желаем? Помощи от Господа в удовлетворении своих желаний и планов? Исцеления тела и жизни? Земных благословений? Или больше – последовать за Господом по жизни, путем которым Он нас захочет повести?
(2) Отвергни себя. Наше земное плотское человеческое «я» обязательно будет конфликтовать с волей Божьей на пути следования за Ним. Потому, желая все же следовать за Иисусом, нам обязательно придется в разных ситуациях, в различных сферах нашего естества, умирать для себя и воскресать для Бога. Ему должно расти в нас, а нам и нашему умаляться.
(3) Возьми крест свой. Нет глубокого и полноценного следования за Христом по жизни без несения креста! Если вам говорят обратное – обманывают вас! Если вам об этом не говорят – вводят в заблуждение, оставляют вас неподготовленными. У Христа был крест, и у каждого Его последователя будет в днях земного бытия свой крест. Крест – место распятия нашей плоти, ущемления ее интересов, источник страданий и переживаний. По мере следования за Христом крест может видоизменяться, чтобы вести нас к новым вызовам. Правильно перед Господом – не вынужденно, обреченно его нести, но охотно, добровольно, хоть порой со слезами…
(4) Следовать именно за Христом. Не за духовными лидерами, не просто в общей колонне своей церкви, а именно за Христом, будучи лично водимым Духом Божиим Святым…