КОРЕНЬ МНОГИХ ПРОБЛЕМ – ОТСУТСТВИЕ РОСТА.
Корнем очень многих проблем у верующих людей является отсутствие духовного роста. «Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: «Я Павлов», а другой: «Я Аполлосов», то не плотские ли вы?» (1-е Коринфянам 3:1-4). Слова «младенцы» и «плотские» в приведенном отрывке имеют одно и то же значение. Зависть, споры, разногласия, ярко выраженная деноминационность – все это апостол Павел обозначает как признаки духовного младенчества. И, конечно, это далеко не полный перечень. Жизнь в соответствии со своим плотским характером и обычным земным воспитанием показывает, что верующий человек является младенцем. А жизнь по плоти не может быть без проблем, ибо «дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Галатам 5:19-21).
Если у христиан нет духовного роста, если они остаются младенцами, тогда многие советы зрелых верующих для них малоэффективны; они им мало помогают или совсем не помогают. Таковым христианам, которых апостол Павел называет младенцами и плотскими, более помогают советы и методы светских психологов, чем духовные советы пастора или других духовных лидеров и служителей. Я думаю, что это одна из причин, почему христианское душепопечение во многих случаях стало копией светской психотерапии: с одной стороны – христиане, духовные младенцы, все еще живущие по плоти, а с другой – недалеко ушедшие от них служители, которые еще не выросли в познании Господа, хотя имеют немало различных знаний и званий.
Если таковым младенцам и можно помочь через духовное душепопечение, то помощь будет действовать только на обсуждаемую ситуацию, а далее те же проблемы будут повторяться снова и снова, так как они – младенцы. Для того, чтобы этих младенцев вывести из состояния постоянного присутствия проблемы, нужно повести их путем духовного роста, который приведет к укреплению духа, сораспятию с Иисусом Христом, усмирению и подчинению плотского человека, и тогда конкретные ситуации начнут решаться как бы сами собой.
ПРОБЛЕМЫ ВЫЗЫВАЮТ ПРОЦЕСС РОСТА.
Чтобы разбудить нас, вызвать в нас процесс духовного роста, Господь допускает в нашей жизни проблемы, которые мы сами навлекаем на себя из-за следования своей плоти. Через это Он буквально «выбивает» нас из закоренелого состояния младенчества или из заторможенного состояния на другой духовной позиции. Господь добивается того, что мы, наконец, начинаем молиться, разговаривать с Ним, анализировать и познавать самих себя искренне и честно, исследовать Писание в поисках ответов, ясно слышать и слушаться Духа Святого, жить жизнью церкви – Христова Тела на земле, получая необходимую помощь через служение других членов Тела. Это всегда очень непростой, болезненный процесс, но достигаемые при этом цели стоят того, чтобы пойти даже таким радикальным путем. «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем общее, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Этот – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, чтобы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евреям 12:6-13).
НАШЕ ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ РОСТА.
Во всем сотворенном Богом живом мире процесс физического роста идет как бы сам собою; если растение, животное или человек живут, значит, они растут физически. Духовный рост происходит не так, а только при сознательном активном участии верующего человека. Чем больше мы проявляем сознательности, активности и посвящения в русле Божьей воли, тем быстрее идет процесс личного духовного роста. Потому написано: «Прилагая к этому всё старание ваше, покажите в вере вашей…» (2-е Петра 1:5). И еще: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие обретают его» (Матфея 11:12).
ДУХОВНЫЙ РОСТ И ВРЕМЯ.
Для физического взросления нужно некоторое стандартное время. Для духовного взросления тоже требуется время; не бывает так, чтобы из духовных пеленок – и сразу в апостолы. (Пример апостола Павла не опровергает, а лишь подтверждает эти слова, потому что Павел был подготовлен к служению апостола всей предыдущей религиозной жизнью до своего обращения ко Христу. «Если кто другой думает надеяться на плоть, то тем более я: обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божьей, по правде законной – непорочный» (Филиппийцам 3:4-6).
Понятие времени, необходимого для достижения духовной зрелости, очень относительно. Некоторые христиане за два-три года становятся подготовленными Божьими служителями на одном из первых уровней ответственности, чего с другими не происходит и за двадцать-сорок лет христианской жизни. Я имею в виду не только служение пастора, ибо служителем призван быть каждый верующий на своем месте в соответствии с данными Духом Святым каждому лично духовными дарами. Внимательные к действиям Божьим и голосу Духа Святого в своей жизни, послушные Господу и посвященные вечным целям могут ускорить процесс своего духовного роста в три, пять и десять раз.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ СВОЕГО ДУХОВНОГО РОСТА?
Уровень нашего духовного роста лучше всего обнаруживается во время прохождения испытаний, искушений и различных вызовов, которые Бог посылает или допускает в нашей жизни. В спокойное и благополучное время жизни непросто понять уровень нашей зрелости и духовности; в подобных обстоятельствах даже незнающие Бога люди часто выглядят как истинные дети Божьи. «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Луки 6:32-34). «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Притчи 17:28).
Для определения истинных параметров той или другой вещи существуют испытания. Есть испытания на перегрузки, прочность, долговечность, устойчивость в агрессивной среде и по многим другим параметрам. И только по результатам испытаний можно более-менее уверенно говорить о качестве предмета. Точно так же в духовной жизни: только по результатам пройденных испытаний и искушений можно говорить о духовной зрелости. «Всякий путь человека прям (справедлив, праведен, истинен) в глазах его; но Господь взвешивает (испытывает, обнаруживает) сердца» (Притчи 21:2).
Господь Бог фактически постоянно, день за днем, ежечасно и ежеминутно подвергает нас самым различным испытаниям. Любую ситуацию, всякий момент в нашей жизни в одно и то же время можно рассматривать как тест на духовную зрелость. Он испытывает нас, чтобы проверить качество усвоения преподанных Им уроков, показать нам реальный уровень нашего познания Бога, открыть, каковы наши истинные взаимоотношения с Ним. «А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе» (Иеремии 12:3).
Также на жизненной дороге нас встречает время особенных переживаний, которые можно сравнить с экзаменами в школе или университете. Наши действия, дела, поведение и состояние души в тот момент подводят черту некоторым периодам в жизни и часто открывают новую перспективу для действия Божьей благодати в нас.
В испытаниях и искушениях Испытывающий сердца что-то покажет нам, а далее скажет: имеющий уши – да слышит, имеющий глаза – пусть видит, «что Дух говорит» сердцам. Руководствуясь советом апостола Павла «вникай в себя», лучше и правильней испытывать и исследовать себя во время искушений, кризисов, проблем, страданий, а также при новых вызовах веры, любви, посвящения. Если же трудно разобраться с самим собою, тогда можно обратиться к Господу вместе с Давидом: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и посмотри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23-24). И Господь обязательно ответит на искреннюю молитву: даст нам увидеть и понять свое истинное состояние, и будет делать это с отцовской любовью, милостью и снисхождением.
Нужно заметить, что в жизни каждого верующего человека бывают разовые успехи или разовые поражения, которые в общем-то не говорят об уровне духовного роста; это просто разовые духовные переживания. Но если та или другая реакция на ситуацию повторяется несколько раз, то это уже говорит об определенной характеристике нашего духовного естества.
Если мы живем с ребенком и наблюдаем за ним каждый день, то не видим, как он растет. Только когда проходит определенное время и нужно покупать новую и бóльших размеров одежду и обувь, начинаем осознавать, насколько дети выросли. Очень хорошо заметен рост у детей наших друзей, которых мы видим один или несколько раз в году. Наблюдая за детьми Божьими день за днем, практически не увидишь духовный рост, но когда оглянешься назад и сравнишь с состоянием, например, годичной давности, можно увидеть, происходит ли процесс духовного роста, и если да, то насколько человек вырос духовно перед лицом Господа.
Глядя на состояние личности в настоящее время, можно увидеть наличие духовной жизни или отсутствие таковой, но чтобы увидеть рост или его отсутствие, нужно смотреть в перспективе времени.
(Пастор Сергей Тупчик, «ВОЗРАСТАЙТЕ!»)