Не будь весь из сахара, так как свет тебя высосет; не будь также чистым уксусом, так как свет тебя выплюнет. Во всем придерживайся золотой середины, ибо только капустные головы созданы из однородного материала. Не следует быть совсем из камня, совсем из песка, совсем из железа, совсем из воска.
Нет также необходимости встречать всех с радостным вилянием комнатной собачонки, или набрасываться на всякого, как ворчливая дворняжка. Мир состоит из света и тени, из белых и черных пятен. Среди людей встречаются различные темпераменты. Одни обладают мягкостью старых туфлей, и в таком случае редко кто лучше их; другие вспыльчивы, как солома, но огонь их не совсем безопасен.
Трудно снести на хозяйстве работника раздражительного и злого, как раненый медведь; резкого, как бритва; мрачного, как бульдог; но все же в каждом могут быть и хорошие стороны, делающие из него человека. Но бедный, податливый мальчик, незрелый и гнущийся, как тростник, не является ни для кого приобретением и служит общим посмешищем.
Человек должен иметь позвоночник, иначе он не сможет смотреть вверх. Но спина его должна сгибаться, не то разобьет себе лоб о притолоку.
Надо знать, когда исполнять чужое желание, и когда – нет. Мы можем сделаться ослами, и тогда всякий будет на нас садиться. Но если мы хотим пользоваться уважением, то должны сами распоряжаться собою и не позволять другим ездить на нас верхом, как им заблагорассудится. Если захотим нравиться всем, то будем вертеться, как крот под бороной, и никогда не будет нам покоя. А если мы будем одинаково угодливы пред всеми нашими соседями, добрыми и злыми, то не встретим признательности, так как сделаем столько же добра, сколько и зла.
Тот, кто ведет себя, как овца, скоро убедится, что волки не перевелись. Тот, кто лежит на земле, не должен обижаться, если на него наступят. Кто уподобляется мыши, того съест кошка. Если вы позволите соседу взвалить на ваши плечи теленка, он скоро нагрузит вас коровой. Мы должны подавать ближним пример совершенствования, – но это другое дело.
Есть старые лисицы, постоянно охотящиеся на молодых гусей; и если их лесть имеет успех, то скоро гусям приходит конец. Тебя будут называть добрым парнем, если ты станешь ломовой лошадью для всех своих приятелей; но только не жди себе соответствующей награды. Если ты попадешь в трудное положение, то останешься одиноким, так как все твои старые друзья скажут: «Ты послужил мне, теперь – до свиданья!», или же подадут тебе тьму добрых советов, на основании которых убедишься, что хорошими словами нельзя накормить кошку, ни намазать себе хлеб, ни наполнить карман.
Те, кто слишком стараются заручиться вашим расположением, – или пытаются ввести вас в обман, или же нуждаются в вас: высосав апельсин, они выбросят кожицу. Поэтому будь благоразумным и смотри, куда прыгаешь, в противном случае дружеские советы могут нанести тебе больше вреда, чем вражеские проклятия. «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим».
Следуйте за вашими ближними до тех пор, пока благоразумие вам это позволяет, но бросьте кампанию, как только рассудок вам это подскажет. С самого начала веди себя со своими ближними так, как думаешь поступать и впоследствии; сразу дай понять, что ты не сделан из глины, и что у тебя есть собственные мозги, которыми умеешь шевелить.
Остановись, как только заметил, что сбился с пути, сейчас же поверни оглобли. Чтобы избежать крупных ошибок, надо остерегаться мелких, поэтому умей остановиться вовремя, чтобы не быть втянутым в болото твоими друзьями. Лучше испортить отношения, чем подвергать риску свое доброе имя и спасение души. Не стыдись отступать. Не опасайся заслужить имя труса, когда бежишь с пути зла: лучше обратиться вовремя, чем мучиться в вечном огне. Не соглашайся губить самого себя. Было бы слишком дорогою ценою – платить собственной погибелью за симпатии товарищей.
Стань крепко на том месте, на котором ты думаешь стоять, и не позволяй никому свести себя с истинного пути. Научись говорить «нет», и это принесет тебе больше пользы, чем знание латыни.
(Чарльз Сперджен, «Беседы Ивана Пахаря».)