РАЗМЫШЛЕНИЕ: «Божья истина и человеческая правда»

Я верю в существование абсолютной истины, как в общем, так и в каждом отдельном вопросе и частичке нашего бытия. В этом смысле, определяя философскими категориями, я – модернист. Думаю, что по-другому и нельзя верить, если веришь в Бога, открывающегося нам в Священном Писании – Библии. Бог Творец и Вседержитель – абсолютный и совершенный, как в Самом Себе, так и во всех своих делах. Он и Его слова и дела – это и есть абсолютная истина.

В то же время я понимаю, что существует огромная и даже непреодолимая в земном бытии человечества разница между тем, каковой эта абсолютная истина является в своей целостности и частностях, и нашим разумением ее и ее составляющих.

Сам Бог для нас, людей, непознаваем в полной мере: в Его сущности, ее безграничной и вечной полноте, как целиком, так и в каждом отдельном качестве. Практически непознаваемы для человечества другие миры, существующие параллельно нашему миру, о которых конкретно упоминает Священное Писание: небеса и живущие в том мире существа, преисподняя и ад и другие. Но также для нас непознаваем в совершенстве тот мир, в котором мы сейчас живем, сотворенный Творцом для людей, в котором Он определяет каждому из сынов человеческих проживать отмеренные ему дни.

Эта человеческая ограниченность распространяется также на вопросы богопознания в религиозной сфере. Потому каждый из нас, стремясь всем сердцем познать истину и получая при этом откровения от Духа Его, может увидеть и понять истину только частично, со стороны своей личной перспективы, в меру данных нам и развитых у нас возможностей восприятия. Этот равно касается как отдельного человека, каким бы особенно одаренным он ни был, так и любых человеческих сообществ: церквей, религиозных и научных объединений и прочих. В этом случае, говоря философским языком, я – постмодернист, ибо не верю в возможность абсолютного познания и обладания совершенной истиной – даже в каком-то одном пункте – кем-либо из людей, за всю историю земли.

Потому я вижу свою позицию в правильном и гармоничном соединении позиций философских подходов модернизма и постмодернизма, одновременного сосуществования Божественного Абсолюта и человеческой ограниченности, ибо так определено нам свыше на время дней земного бытия.

Поэтому, с нашей человеческой стороны, всякий разговор о Нем и об Его абсолютной истине во всех вопросах нашего бытия должен быть всегда преисполнен смирения и осознания своей ограниченности. «Вседержитель! Мы не постигаем Его… Потому да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов 37:23,24). «И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов 39:33-35). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (Римлянам 11:33-35). Мудрые в Господе люди говорили так: «Мы говорим о Боге не потому что имеем всё знание о Нём, а потому что нам не говорить о Нём нельзя».

Из-за того, что Творец сотворил людей разными и оригинальными, – и в этом открывается особенная красота Его замысла, – мы по-разному видим и понимаем истину для себя. Кто-то имеет от Всевышнего особенный потенциал в разуме и исповедует рациональный подход к осмыслению и познанию окружающего мира, а иной имеет сильно развитую интуицию и душевную чувствительность, и его методы познания мира трудно или даже невозможно описать рационально. Один склонен к философским осмыслениям и рассуждениям, другой же основывается на конкретных точных науках – математике, физике, химии, естествознании. Один использует язык музыки на высочайшем уровне, другой – изобразительного искусства, третий – одаренный от Бога поэт и так далее. Творческая фантазия Всевышнего бесконечна, и потому мы находим неограниченное разнообразие среди сотворенных Им людей, пусть даже это происходит с участием земных родителей.

Также накладываются на наши личностные особенности и дарования еще и данные каждому факторы предназначенной нам свыше судьбы: национальность, родительское воспитание, особенности времени, в котором мы живем, окружающие внешние обстоятельства, полученное образование, социальное окружение, церковь, в которой открылся нам Господь, служители Божьи, с помощью которых мы духовно формировались и через кого получали первые фундаментальные для нас познания о Спасителе и следовании Ему, друзья, здоровье и многое другое, – все, что, как правило, нам не дано было выбирать, и чего мы не в силах были изменить или поменять.

И конечно же, на наши взгляды и понимания, которые мы имеем в тот или иной момент времени, влияют выборы, сделанные нами в предыдущей нашей жизни: важные и второстепенные, по главным и незначительным вопросам, ценности, которые мы приняли или отвергли, все то, что мы возлюбили или возненавидели. Кто-то ищет познания Господа и Его воли и не останавливается в своих поисках, все более углубляясь и приближаясь к Всевышнему. Иной же, пришедши к Спасителю в покаянии и получивши благодать прощения, далее живет в плоскости удовлетворения своих повседневных земных нужд и потребностей. И есть те, жизнь которых погружена в суету и служение своим похотям и амбициям, ибо такой выбор они сделали сами для себя. И многое-многое другое, что относится к этой сфере.

Все вышеперечисленное формирует в людях великое множество взглядов, пониманий, позиций, убеждений и всего того, что относится к этой сфере. Думаю, что, как нет в мире двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и не найдется двух людей среди проживающих на земле миллиардов, которые имеют абсолютно одинаковые взгляды и понимания по всем вопросам жизни и бытия.

Так что же из этого: познавать истину для нас нет необходимости? Раз так уж получается, что она – непознаваема для нас. На это скажу: неправильный логический вывод.

Познавать истину, насколько только это возможно, в течение всех дней своего земного бытия, – задание, данное там Творцом и Вседержителем всего сущего и нас самих. «Предал я сердце мое тому, чтобы ИССЛЕДОВАТЬ И ИСПЫТАТЬ МУДРОСТЬЮ ВСЕ, что делается под небом: ЭТО ТЯЖЕЛОЕ ЗАНЯТИЕ ДАЛ БОГ СЫНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, чтобы они упражнялись в нем» (Екклесиаст 1:13). «ПОЗНАЙТЕ, ЧТО ГОСПОДЬ ЕСТЬ БОГ, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы стада Его» (Псалом 99:3). «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем‐либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, ЧТОБЫ ОНИ ИСКАЛИ БОГА, НЕ ОЩУТЯТ ЛИ ЕГО И НЕ НАЙДУТ ЛИ, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:24-27).

Познание истины – это одно из главных заданий, данных Всевышним каждому из приходящих для жизни в этот мир, и в завершении бытия временной вселенной станет одним из важнейших критериев, по которому Вседержитель будет оценивать прожитую человеком временную жизнь перед тем, как Он введет нас в последующую вечную жизнь. Вопрос, на который каждый человек будет отвечать перед Всевышним, будет не в том: познал ли ты абсолютную истину и достиг ли ты абсолютного совершенства; но в том: насколько каждый из нас приблизился в разумении, осознании и образе жизни к познанию абсолютной истины, которая есть Он Сам.

Учитывая нашу ограниченность и несовершенство, Священное Писание дает нам право жить «по удостоверению ума своего» (Римлянам 14:5); «кто до чего достиг, по тому правилу живи» (Филиппийцам 3:16); и еще: «не судите никак прежде времени» (1-е Коринфянам 4:5); потому что: «кто ты, судящий чужого раба?» (Римлянам 14:4). Мы должны быть очень много снисходительны к «правдам» друг друга, ибо сами имеем постоянное снисхождение от Всевышнего Владыки. О, если бы мы, все люди, а особенно дети Божьи, именно так и поступали в отношении друг друга! (Поймите меня правильно: вышесказанным я не отвергаю существование разного рода всякой лжи, неправды, зла и тьмы, с которыми не должно быть компромисса!)

Размышляю, пишу и понимаю, – и даже внутренне реально ощущаю, – свое личное ограничение в рассмотрении этого вопроса. Пусть же Дух Божий, Святой, больше и лучше проговорит нашим сердцам, – ибо никто не сможет сделать это подобно Ему: открыть, осветить и просветить, показать и обличить, научить и наставить в постижении Самого Предвечного и определенного Им для нас смысла и сути бытия, а также помочь нам жить в полном соответствии с открытым и познанным нами.

(Сергей Тупчик, «Размышления».)

Поделиться:

Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.