Если можно составить некую градацию грехов против Святого Духа, то на первом месте я бы поставил угашение Святого Духа. В письме к церкви в городе Фессалоники апостол Павел пишет: «Духа не угашайте» (1-е Фессалоникийцам 5:19).
Не просто так в день Пятидесятницы, в момент сошествия Духа на апостолов, было знамение в виде огненных языков, опускавшихся на каждого, кому даровался обещанный Иисусом Христом Дух Утешитель. Пребывающий и действующий в верующем человеке, Дух Святой всегда вызывает состояние духовного горения для Господа: дитя Божие горит в молитвенной жизни, ревностно в служении, жаждет познавать Господа и Его волю, переживает всем сердцем о неспасенных и делает все, что только может, для приведения их ко Христу, постоянно служит ближним добрыми делами, живет исполнением предназначения, данного ему Творцом и Спасителем, освящается и очищается от всякого греха и всех проявлений плоти. Потому апостол Павел оставляет пожелание верующим: «духом пламенейте» (Римлянам 12:11).
Враг Господа и душ человеческих сатана выступает в этом случае в роли «пожарника», стараясь всеми силами и средствами постоянно гасить горение Духа Святого в нас.
Что такое угашение Духа Святого? Как правило оно не является совершением прямого греха или преступления против законов и заповедей Божиих. Пока еще верующего человека нельзя упрекнуть в чем-либо подобном. Рассматривая с этой стороны, жизнь спасенного может выглядеть безупречной, сам же он похож как бы на образцового христианина.
Угашение Духа – это когда дитя Божие не подчиняется непосредственному водительству Духа Святого в различных конкретных ситуациях жизни. Это неисполнение того, что повелевает нам делать Господь Духом Своим, живущим в нас. Фактически, это непослушание Божьему руководству. Иаков пишет об этом так: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17). То есть, угашение Духа – это не совершение плохого, злого поступка или греха, но это есть неделание, неисполнение доброго, богоугодного дела, к чему побуждает нас данный нам Божий Святой Дух. Рассмотрим несколько ситуаций.
УГАШЕНИЕ ДУХА ПРИ ЧТЕНИИ БИБЛИИ. Бывает, что в тот или другой конкретный момент времени Дух Святой побуждает нас к чтению и изучению Слова Божьего – Библии. Он говорит в нашем разуме и сердце: «Дитя мое! Ты столько много уделяешь времени земному, материальному, временному и совсем выпустил из виду духовное и вечное. Остановись, отложи свои бесконечные дела или, может быть, просмотр кинофильмов, выйди из интернета и возьми в руки Слово Божие, которое единственное может напитать твою бессмертную душу. Я имею, что сказать тебе во время чтения Слова, дам тебе новые откровения, поведу тебя далее в познании Меня и Моих путей. Я хочу сейчас говорить с тобой». Господь через Духа зовет нас на встречу, свидание с Собой, горя любовью к нам и желая нас благословить.
Верующий человек слышит этот голос Божий: кто-то пока еще слышит подобно неясному шепоту, но все равно переживает сильное побуждение; другие уже слышат и различают Его голос ясно.
Дух побуждает, зажигая наше сердце угодным Господу желанием. Но человек призван ответить на призыв Божий в своей свободной воле, и тогда Божия инициатива соединится с человеческим откликом и будет происходить удивительнейший и благословеннейший процесс жизни по духу в Духе Его Святом.
В это время в принятие решения включаются человеческая плоть и разум. Мы смотрим на часы: еще продолжается рабочий день, и у нас полно незаконченных дел. Плоть в это время увлечена чем-то своим, приятным для нее. И тогда наш разум говорит в ответ: когда закончится рабочее время и настанет время отдыха, тогда я почитаю Священное Писание. Все наши аргументы выглядят для нас разумными и убедительными. И наша воля принимает решение: не сейчас, а после, скорее всего перед отходом ко сну.
Однако Господь хотел иметь общение с нами именно сейчас. Он видел, что мы можем приостановить исполнение своих дел, сделать перерыв, и это никак не повредит нам. Более того, к нам придут особенные благословения после пребывания в присутствии Божием. Дух хотел сейчас, – но мы не захотели.
Дух Святой очень чувствителен. Наиболее частый образ, который используют для Его иллюстрации – голубь. Именно в виде голубя Дух Святой сошел на Иисуса Христа после крещения от Иоанна Крестителя. Голубь – это не орел, который впился когтями в жертву, так что невозможно ее у него забрать. Это не ворона или дятел с большим, твердым и сильным клювом, которые настойчиво и успешно долбят и разбивают твердые орехи. Голубя очень легко обидеть и спугнуть, и он вспорхнет и улетит.
Так и Дух Святой: непослушание Ему, игнорирование того, к чему Он нас побуждает, вызывает у Него ответную реакцию: Он отходит от нас где-то в сторону и перестает непосредственно, ежеминутно действовать в нашей жизни. Нет, он нас не покидает вообще! Ведь мы в это время не отказываемся вообще от Христа, Бога и спасения. Дух уходит как бы на внешнюю орбиту нашей жизни, потому что внутренние орбиты мы взяли под свой личный контроль и живем в этих сферах по своей воле. Дух всегда поступает подобно истинному джентльмену: если вы не желаете помощи от Меня, не хотите быть руководимыми Мною, – Я отойду в сторону и не буду вам мешать делать то, что вы хотите.
Забывают верующие люди, что читать и изучать Священное Писание можно результативно и эффективно только с помощью Святого Духа. Потому что именно Он является основным и главным Автором Божьего Слова. Все люди, которых использовал Господь, были всего лишь инструментами в Его руке. Потому апостол Петр писал: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить (правильно понять, истолковать) самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но провозглашали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым» (2-е Петра 1:20-21). Что значат эти слова?
Всегда за истинным пророчеством, Словом от Самого Бога, произнесенным или записанным людьми, стоял и стоит Дух Святой. Он является фактическим Автором таких слов. Как Автор, только Он один знает совершенно, какой смысл вкладывал в провозглашенные слова. Так как этот Автор – Дух Святой – есть Бог, то нам, людям, самим по себе никогда не понять истинное, полное и исчерпывающее значение Его слов. Разве только Он Сам пожелает нам открыть и объяснить сказанное Им через Его людей. Потому при чтении Священного Писания, чтобы правильно его понимать, нам всякий раз нужна помощь Святого Духа, Автора написанных слов.
И вот этот Автор приглашает нас на аудиенцию, желает с нами говорить, открывать нам что-то важное и необходимое для нашей сегодняшней жизни из Священных Писаний. Но мы не хотим принять Его приглашение по каким-то своим земным и плотским причинам и отказываем Ему. А потом, когда посчитали это удобным для себя, открываем Библию и начинаем читать. В таких случаях, обычно, если это происходит перед сном, то Слово Божие начинает действовать на нас как сильное снотворное средство: механически через силу читаешь, нет вдохновения, ничего не открывается и только непреодолимо хочется спать. Почему так происходит? Потому что, когда Дух нас звал и хотел с нами говорить, мы не посчитали нужным отвлечься от своих дел и уединиться для разговора с Ним. А теперь, когда мы сами пришли, самостоятельно взяли в свои руки Его слово, Он стоит в стороне, угашенный в Своем желании иметь с нами общение, и не оживляет Слово, не раскрывает его значение, не дает нам наставление, или ободрение, или утешение, и чтение Священного Писания превращается для нас в чтение любой другой обычной человеческой книги. Без действия Святого Духа по-другому быть и не может.
Слово Божие – Библия – была написана при действии Духа Святого в авторах и через авторов, и открывается смысл и значение каждого ее отрывка и слова также только при действии Духа Святого в читающих ее. Без Духа Святого, при действии только одного человеческого разума, рождаются всякого рода заблуждения, пустые религиозные философии, мертвые религиозные доктрины и ритуалы, различные извращения Божиих истин, ереси и многое другое тому подобное.
УГАШЕНИЕ ДУХА В МОЛИТВЕ. Дух Святой побуждает нас к молитве. Он увещевает и даже обличает нас, что мы слишком много делаем акцент на приложении своих усилий и так мало уповаем на помощь, силу и действие Господа. Для того, чтобы Бог начал действовать в нашей жизни, нужно дать Ему место, посторониться в своей деятельности, уступить инициативу, предоставить Господу соответствующую возможность. А это значит, что нам нужно отойти от дел и пойти в уединенное место и начать разговор со Спасителем. По поручению Господа Дух побуждает нас к этому.
Но и тут включается наш разум, оказывает свое влияние наша плоть, и мы часто по каким-то причинам отказываем Духу повиноваться тотчас. Нет, мы не отказываемся от молитвы вообще, ни в коем случае. Но мы не слушаемся Духа именно сейчас.
Молитва же, как мы хорошо знаем, есть для нас разговором с Богом. Если Господь хотел поговорить с нами и звал нас на встречу Духом Своим Святым, а мы отказались и не пришли, то потом, когда мы сами найдем время для молитвы и придем к Нему, очень может оказаться, что Его там, на месте молитвы, уже не будет.
Тогда можно включать все свои эмоции, молиться очень громко и горячо, продолжительно и многословно изливать перед Ним свои желания, но дальше стен и потолка слова такой молитвы не пойдут. Можно призывать всю свою веру, но не в вере дело: проблема в непослушании Духу. Можно молиться долго, но при такой молитве путаются мысли, сознание как бы засыпает и человек разговаривает сам с собой. И все потому, что мы угасили Духа Святого во время, когда Он готов был поддержать и усилить горение духа в нас.
Молитва – это приглашение для Бога прийти в нашу жизнь и действовать в ней. Дело в том, что наделив нас свободной волей в определенных Им границах, Господь Сам строго придерживается установленных Им правил и без приглашения не заходит на территорию нашей свободы. Любя нас и заботясь о нашем благе, в соответствующих ситуациях, видя нашу ограниченность, неразумие, бессилие, неспособность, а потому особенную нужду в Нем и Его помощи, Он подсказывает и побуждает нас Духом Своим обращаться к Нему за помощью, чтобы тем самым Он получил право действовать в нашей жизни.
Одна сестра приняла ответственность молиться за миссионера, совершающего служение в далекой стране. Она делала это постоянно, прилежно, от всего сердца. И вот однажды, среди рабочего дня, она испытала сильное побуждение пойти и молиться за миссионера. С первого раза она не оставила свои домашние занятия. Но так как побуждение к молитве не проходило и даже усиливалось, то сестра все же оставила свои дела и пошла в комнату помолиться. Молилась она до тех пор, пока в ее душу не пришло успокоение и полный мир. Она не имела никакого понятия, почему переживала такое сильное побуждение к молитве. Но услышавши голос Духа в себе, она послушалась и исполнила то, к чему Он ее побуждал.
Некоторое время спустя в ее церкви проходила миссионерская конференция, и миссионер, за которого она молилась, был на ней. Сестра подошла и спросила его: не было ли у него такого-то числа каких-то особенных переживаний, потому что ей пришло сильное побуждение молиться за него, – и она рассказала ему свою историю. Он подумал и вспомнил, что в тот день его семья пережила удивительное спасение: в их спальню незаметно проникла опасная ядовитая змея, которая, когда они ложились спать, на их глазах соскользнула с кровати, не делая попытки причинить им вред.
Немало матерей рассказывали мне похожие истории, когда Дух побуждал их молиться за своих детей, находящихся в опасности, и в ответ на молитвы приходило удивительное и чудесное спасение.
Я уверен: то, что стало нам известным, только малая часть – верхняя часть айсберга – из всех случаев оказанной Божьей помощи в ответ на своевременные молитвы, произнесенные по побуждению Духа.
И в моей жизни было много раз, когда я испытывал сильное побуждение от Духа в духе молиться по той или другой нужде, и мне в тот момент ничего не было известно о конкретной ситуации. Потом во время молитвы приходил мир и уверенность, что Господь услышал и ответил. Нередко бывало, что сердце исполнялось благодарностью и хвалою Господу за посланную милость и спасение, но я не знал, о чем конкретно идет речь! И когда я спрашивал людей, о которых мне было сильное побуждение в духе молиться, то они ничего не могли мне рассказать. Первые разы я был смущен и думал: не вообразил ли я чего-то себе, не напрасны ли мои такие молитвенные усилия и даже сражения? Но потом Господь дал понимание, что отсутствие плохой информации, – это также положительный ответ. Если проблема не смогла даже появиться в видимой области жизни того человека, о ком мы молимся, разве это не чудесная милость Божья?! Но принимается это только верой.
УГАШЕНИЕ ДУХА В СОВЕРШЕНИИ ДОБРЫХ ДЕЛ. Дух Святой побуждает нас к добрым делам, помощи ближнему, создавая нам соответствующие ситуации в жизни и вводя нас в них. Если мы послушаемся и сделаем то, чего ожидает от нас Его Дух, то этим мы по-особенному прославим Его Имя и явим в своей жизни славу Божью.
Но опять же, в процесс принятия решения включаются наши разум и плоть со своими понятиями, планами и желаниями, и мы угашаем действие Духа в нас своим непослушанием.
Так поступили служители Божии – священник и левит – в истории, рассказанной Иисусом Христом. Они шли своей дорогой, у них были планы для служения Богу, их ожидали люди, и встретившийся им на дороге избитый и израненный разбойниками человек никак не входил в их планы. Они посмотрели, подумали и приняли неверное решение, как бы делегировав оказание помощи кому-то другому.
У Господа Свои планы в отношении нас, Своя логика в отношении поручаемых нам дел. Его мысли выше мыслей наших, и планируемые Им жизненные пути для нас выше тех путей, которые сформированы в нашем представлении (Исаии 55:8-9). Вспомним пророка Илию: было время засухи и голода в земле Израильской. Господу нужно было спасать жизнь Своего пророка. И что делает Господь? Посылает пророка к вдове в Сарепту Сидонскую. Господи, разве Твое слово не учит нас помогать сиротам и вдовам? Почему же ты послал пророка «объедать» вдову? Но пророк послушался голоса Господа; послушалась также и вдова. И вместе были чудесным образом спасены.
По-человечески мы думаем, что, если нужно помочь человеку, находящемуся в материальной нужде, то это должны делать богатые, состоятельные люди. А Бог может пожелать использовать для этого дела бедного человека и ему говорить Духом Своим, чтобы тот оказал помощь.
Если для совершения какого-то доброго дела нужно потратить много времени, то мы, рассуждая по-человечески, можем искать того, кто имеет много личного свободного времени, и пусть он свое свободное время использует для совершения необходимых добрых дел. А если Господь хочет дать это задание тебе, даже если ты перегружен разными делами, – разве кто-то имеет право возразить Ему в Его планах?!
Как много Божиих инициатив мы переиначиваем, перечеркиваем, игнорируем не повинуясь призыву Духа Святого!
Свой разум, интеллект и все способности мы должны включать и использовать для исполнения Божьей воли. И это только после того, когда ясно услышим то, что Он повелевает нам Духом Своим Святым.
Как топор и пила не могут хвалиться тем, что было сделано с их помощью, так и человек не может хвалиться тем, что Господь Бог Духом Святым сделал через него. А если мы делаем что-либо сами, без Мастера, то это всегда, рано или поздно, обнаружит себя некачественным, пустым, глупым, даже вредным и злым.
Он – первичен, а мы – вторичны; Он – Творец, а мы – Его творение; Он – Господин всего, а мы – Его рабы и слуги; Он – Отец, а мы – маленькие и пока еще очень ограниченные Его дети.
(Здесь хочу сделать очень важное замечание: не всегда мы должны ожидать, чтобы Он сказал нам, что нам нужно делать. Бывает немало ситуаций, в которых Он доверяет нам принятие решений, когда Он хочет видеть в нас положительное проявление самостоятельной инициативы. Обычно это происходит в сферах, где мы уже получили познание от Господа как нужно правильно пред Ним реагировать и действовать. А также Господь молча наблюдает на нами тогда, когда Он видит нас достаточно зрелыми, выросшими духовно, чтобы справится с предложенными нам вызовами.
Итак, есть ситуации, когда Он хочет вести нас и для этого руководит нами через Духа, и есть ситуации, когда Он ожидает правильного и зрелого решения от нас. Нам нужно обязательно научится различать одно от другого и не пропускать в своей жизни призыв и водительство Духа Святого.)
УГАШЕНИЕ ДУХА В СВИДЕТЕЛЬСТВЕ О ХРИСТЕ. Дух Святой побуждает нас свидетельствовать о Христе и пережитом нами спасении каким-то людям. Причем, часто это побуждение Духа никак не вкладывается в принятые людьми правила общения друг с другом.
Мы слышим в своем духе этот призыв Святого Духа, но начинаем оправдываться необразованностью, малыми знаниями Библии, отсутствием специального духовного обучения, различием на социальных уровнях и так далее и тому подобное. Такими рассуждениями и причинами, выглядящими аргументированно с человеческой стороны, мы угашаем действие Духа Святого в нас.
Господу нередко бывает угодно брать в Свои руки именно такой несовершенный инструмент, исполнять его благодатью и силой свыше и через это особенно явно прославляться Самому, чтобы вся слава в результате принадлежала только Господу.
Но пока не послушаемся Духа, пока не начнем действовать в соответствии с Его побуждением, мы никогда не узнаем, как Он готов был действовать через нас и прославляться. Не увидим также и обращение людей к Господу через наше свидетельство и не принесем плод в вечную жизнь.
Я думаю, что каждый верующий человек помнит такие моменты в жизни, когда он свидетельствовал кому-то об Иисусе и Его спасении, и мы сами были в шоке от того, как сильно, убедительно и аргументированно мы говорили. Это точно были не мы. Это Дух Святой взял наши разум и язык в Свое распоряжение и пользовался нами для того, чтобы донести собеседнику слово о спасении. Если Дух Святой в какой-то ситуации опять побуждает нас говорить об Иисусе, значит, Он снова готов действовать через нас и, пожалуйста, дайте Ему возможность сделать это!
УГАШЕНИЕ ДУХА В СЛУЖЕНИИ ГОСПОДУ. Дух Святой побуждает нас к тому или иному служению, а мы оправдываемся неумением, неопытностью, отсутствием способностей, неимением специальной подготовки, недостатком времени и многими другими причинами.
Каких только причин не выдумывают человеческие разум и плоть, чтобы оправдать свое непослушание Духу! Но разве Господь, который призывает и побуждает нас, не знает все наши обстоятельства и ограничения?! Он знает абсолютно все и гораздо лучше нас.
Если же Он, Всезнающий, принимает решение и при этом желает использовать нас, то Ему известно, какую помощь нам оказать и как компенсировать Своей Божественной силой и непосредственным сверхъестественным действием нашу немощь и неспособность. От нас требуется лишь одно: повиновение Духу.
ДУХОМ ПЛАМЕНЕЙТЕ! Апостол Павел призывает нас к противоположному состоянию – «духом пламенейте» (Римлянам 12:11)!
Часто люди в церквях молятся о духовном пробуждении, о горении для Бога, – Господь слышит эти молитвы, Ему приятно их слышать. Он Сам всегда этого хочет.
Ответ же чаще всего дается таким образом: Господь зажигает небольшой, но реальный огонек Духа Святого в нас и начинает вести по жизненной дороге. В определенное время и определенных Им обстоятельствах даются нам побуждения от Духа, приглашающие нас к каким-то конкретным действиям. Потому что водительство Божье совершается в добровольном сотрудничестве между Господом и человеком.
Каждый случай послушания голосу и водительству Духа подобен тому, как положить сухое полено на маленький огонь: горит уже не только первоначальный огонь, но также вместе с ним и положенное бревно, а потому огня значительно больше, чем вначале. Если еще раз послушаться Духа, снова и снова поступать в соответствии с Его водительством, – это значит, что мы новые сухие дрова подкладываем в этот костер, горящий внутри нас. Через некоторое время в жизни так поступающего верующего человека горит уже не только первоначальный маленький огонь, но полыхает целый большой костер, сложенный из дров послушания Духу, в следовании Его побуждениям и водительству.
Как приятно быть рядом с таким христианином! От него, как ярко горящего костра, веет теплом, в котором можно отогреться от холода, царящего в холодном, рациональном, самолюбивом окружающем мире. От такого верующего человека исходит свет, который освещает тьму окружающего мира, и становится понятным во что нужно верить и как правильно жить.
И наоборот, если не слушаемся голоса Духа Святого, то это можно уподобить тому, как бы на горящий костер вылили ведро воды, – своих человеческих рассуждений, людской мудрости, своих похотливых желаний, неготовности именно в это время исполнить волю Божию, лености, – всего того, что идет вразрез с волей Божьей по отношению к нам на данный момент времени. Тогда огонь, зажженный Духом Святым в нашем сердце, гасится, сердце верующего человека уподобляется чадящему дымом угашенному костру, дым от которого выедает глаза рядом находящимся людям. Такова жизнь христианина, угашающего Дух Святой: он не является светом для мира, от него не исходит тепло Божией любви, его образ жизни и поступки не свидетельствуют о живом Господе, но такой является соблазном для окружающих его людей.
Если хочешь гореть для Господа – вспомни, осознай и покайся в моментах и случаях угашения Духа Святого в своей жизни. Исповедуйся и проси у Господа милости ради Иисуса Христа, уповая на Его великое милосердие, и Он помилует тебя. Прими решение и пообещай Господу, что отныне будешь внимательно относится ко всем случаям повелений, призывов и указаний, производимых Духом Святым, и попроси возобновления Его непосредственного водительства во всех своих днях и на всех своих путях. И помни: Бог «не благоволит к глупым: что обещал, исполни» (Екклесиаст 5:3).
Не ожидай, что голос Духа в Его водительстве будешь слышать каждый день и по несколько раз на день. Такого не будет. Во-первых, потому что это напрямую связано с вопросом нашего личного духовного роста: если мы еще духовные младенцы или дети, то нам много не скажешь и от нас многого не потребуешь. Во-вторых, немалую часть жизни нам дано проводить самостоятельно, проявляя личную инициативу, при этом действуя и двигаясь в рамках Его общей воли о нас. Во всем этом Бог суверенен. Потому нам очень важно не пропускать те моменты, когда Он говорит нам.
При этом помните: Господь добрый, милостивый, милосердный, снисходительный, учительный. Он знает нас и наши ограничения. Ему важен не сам факт допущенной нами ошибки, но состояние нашего сердца, мотивация. Наши ошибки Он обязательно поможет нам осознать и исправить. А вот мотивация сердца – это гораздо более серьезный вопрос. Именно здесь происходит основной процесс угашения духа.
«Духом пламенейте!» (Римлянам 12:11).
«Берегите дух ваш» (Малахии 2:16).
(Сергей Тупчик, «Нам дарован Дух Святой».)